А в Рязани пироги с глазами

Понятно, что это из ещё много более распространенной серии про «Черный квадрат». Огромное число людей, увидевших его, и особенно, узнавших, сколько он стоит, не могли удержаться от фразы: «Я так тоже могу». И это, естественно, совершенно справедливо. Нарисовать черный квадрат может практически каждый. Но только избранный смог стать Казимиром Малевичем, нарисовавшим «Черный квадрат».
Вообще, искусство – штука слишком неуловимая и Господь, действительно, порой слишком неразборчив в том, на чью голову попадет его плевок. Я в принципе очень настороженно и скептически отношусь к так называемым «актуальным произведениям». Но вот артгруппа «Война». На мой вкус и взгляд, довольно омерзительные, туповатые и подловатые, даже, возможно, не совсем психически здоровые люди. Однако с подъемным мостом в Питере у них получилось. И для меня это однозначно искусство, ничего с этим не поделаешь.
А Бенкси – не просто очень талантливый художник в узком смысле этого слова. В круг его искусства входит ещё и множество вещей, казалось бы, совершенно посторонних, но каким-то мистическим образом становящийся тоже субъектами этого самого искусства. Когда его «Девочку на шаре» на аукционе, сразу же после того, как она была продана за около полутора миллионов долларов, шредер почти полностью разрезал на тонкие полоски, многие задавались вопросом, не потребует ли покупатель от «Сотби» расторжения договора. Я ещё тогда заметил, есть свидетели, что если он это сделает, то будет полным дураком. И действительно, не знаю точно, этот ли покупатель, или кто-то ещё более сообразительный, но года через три продал разрезанную картину, правда, получившую новое название «Любовь в мусорном баке», уже более чем за двадцать пять миллионов.
Я к чему, собственно, рассказывал все эти трогательные истории. С большими опаской и вниманием следил за судьбой моего тезки и однофамильца, 63-летнего охранника Ельцин-центра, во время выставки пририсовавшего глаза фигурам на картине Анны Лепорской. И вот дело, кажется, каким-то образом прекратилось, вроде бы мужика, к счастью, не посадили и даже серьезно не оштрафовали, но, тут уже к большому сожалению, уволили с работы и он, инвалид и ветеран боевых действий, остался на крохотной пенсии.
А застрахованную картину отдали на очень дорогостоящую реставрацию. Чтобы убрать следы от пририсованных глаз. И вот тут, мне кажется, совершена огромная ошибка. Ведь, будем честны, очень достойная и талантливая картина Лепорской до того была известна в основном больше только специалистам, и сама по себе, безусловно, хороша, но к таким уж великим мировым шедеврам не относится. И её относительно высока материальная ценность больше обусловлена тем, что Анна Александровна была близкой ученицей и секретарем того самого Казимира Малевича. Но после на самом деле очень искренней, какой-то по-настоящему теплой и человеческой истории с «глазами», это картина приобрела дополнительный глубокий смысл и образовала вместе с ним совсем иное, новое произведение искусства, ценность и значение которого, мне представляется, только значительно увеличились. Я уже не говорю об известности и узнаваемости.
Отдельно мне хочется подчеркнуть, что по какой-то причине, может быть случайно и ситуативно, ну, просто не дотянулся или не успел, а может быть что-то такое свыше повлияло и обострило художественный вкус до того вовсе не обладавшего им человека, но он центральную фигуру оставил «слепой» в окружении двух «прозревших». И это очень точный и тонкий нюанс, наполняющий картину ещё множеством новых смыслов и достоинств.
Короче, я бы не трогал исправленное. Искренне жаль, что мнение моё ничтожно и бессмысленно. Хотя, наверное, я не последователен, и этого тоже не должно быть жаль. Так как оно тоже идеально укладывается в общую картину.

|
</> |