Несостоявшийся терминатор


Ровно 75 лет назад, 8 июля 1948 года, впервые поднялся в воздух прототип реактивного бомбардировщика Ил-28, который мог сыграть роковую роль в судьбе нашего мира, но, слава богу, не сыграл. Изначально Ил-28 создавался не в качестве носителя ядерного оружия, поскольку моменту старта его разработки весной 1947 года такого оружия в СССР еще не было, а его массогабаритные параметры не были известны специалистам КБ Ильюшина. Но потом ситуация изменилась.
В сентябре 1949 года Ил-28 успешно завершил испытания и был рекомендован к принятию на вооружение и запуску в серийное производство сразу на трех крупных авиазаводах - 30-м в Москве, 64-м в Воронеже и 164-м в Омске. Внедрение в серию этой довольно сложной машины шло ударными темпами, уже в начале 1950 года первые серийные бомбардировщики начали поступать в войска.
Масштабы производства быстро нарастали и к 1952 году достигли фантастической для мирного времени величны - 100 машин в месяц на одном только 30-м авиазаводе. По остальным предприятиям данных нет, но вряд ли они в совокупности выдавали меньше. Таких объемов выпуска реактивных бомбардировщиков не было никогда и нигде в мире. И это - в разоренной недавней войной стране, где десятки городов стояли в руинах, а большинство населения жило в избах и деревянных бараках.
Всего же, за пять лет на советских заводах было построено 6316 "Илов", что является абсолютным и до сих пор не превзойденным мировым рекордом. Ни один зарубежный реактивный бомбардировщик не был растиражирован в таком объеме. И ничем иным, кроме спешной подготовки к очередной мировой войне, это объяснить невозможно. Причем готовились по той же методике, что и к предыдущей. В 1930-е годы в Советском Союзе тоже наштамповали больше всех в мире бомбардировщиков СБ.
Помимо СССР, Ил-28 выпускался по советской лицензии в Чехословакии, Там на заводе "Авиа" сделали более 300 машин под обозначением В-228. Они, в основном, поставлялись в страны Варшавского договора.
Между тем, 8 июля 1950 года, то есть, ровно 70 лет назад, было принято секретное постановление Совета министров о начале разработки компактной ядерной бомбы массой в две тонны, которая будет помещаться в бомбовом отсеке Ил-28. В ноябре 1951-го ей присвоили кодовое наименование РДС-4 и обязали разработчиков представить опытный образец для испытаний не позднее сентября 1952 года. Одновременно началась разработка спецмодификации Ил-28А, приспособленной для применения РДС-4.
Вскоре ее запустили в серию. Всего таких самолетов было выпущено или переоборудовано из обычных машин порядка 500 штук (точную цифру мне найти не удалось). А в мае того же года впервые поднялся в воздух бомбардировщик Ту-16, который изначально создавался как носитель ядерного оружия и имел значительно увеличенный по сравнению с Ил-28 радиус действия.
Эта машина уже накрывала всю Западную Европу, включая Британские острова, в то время как "Илу" предстояло действовать на дальностях до 1000 километров от предполагаемой линии фронта. Впрочем, этого вполне хватало, чтобы с территории ГДР долететь с атомной бомбой до Рима, Парижа или Лондона, а потом - вернуться обратно, если, конечно, не собьют.
Однако сроки разработки изделия РДС-4 были сорваны и его испытание состоялось только в конце августа 1953 года, то есть, уже после смерти Сталина. А его наследники не имели планов развязывания третьей мировой войны, наоборот, они старались ее избежать. Поэтому уже в 1954-м выпуск Ил-28 был сокращен, а в 1955-м - прекращен. Ту-16 построили гораздо меньше - всего 1507 штук. Но страшновато даже подумать о том, что стало бы с нашей планеткой, если бы "вождь народов" прожил в нарастающем маразме еще два-три года.

Продольный разрез Ил-28 с обычными, неядерными боеприпасами.

Ил-28 польских ВВС с дополнительными топливными баками на концах крыла.

Линейка Ил-28 одного из советских бомбардировочных полков.

Еще одна эскадрилья советских "Илов". На переднем плане - учебно-тренировочный Ил-28У.

Ил-28 румынских ВВС.

Начиная с середины 1950-х годов Ил-28 и "Авиа" В-228 активно поставлялись на экспорт советским союзникам, не входившим в Варшавский блок, в частности - Египту, который применял их в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов. Впрочем, не очень успешно.
|
</> |