Первенец эпохи гигантов

топ 100 блогов vikond6502.07.2023 Первенец эпохи гигантов

Коль скоро у нас сегодня речь пошла об аэростатах, грех не вспомнить еще одну воздухоплавательную дату, хоть и не круглую. 123 года назад, 2 июля 1900 года впервые поднялся в воздух крупнейший в мире на тот момент дирижабль жесткой конструкции с бензиновыми двигателями, сконструированный графом Фердинандом фон Цеппелином.

Воздушный корабль, получивший обозначение LZ 1, представлял собой огромную граненую "сосиску" длиной 128 метров и диаметром 11,7 метра с ажурным алюминиевым каркасом, обтянутым прорезиненной хлопчатобумажной тканью. Внутри находились 17 мягких, матерчатых баллонов с водородом.

Под корпусом на расстоянии 50 метров друг от друга были подвешены две легкие алюминиевые гондолы с двигателями, соединенные мостиком. Управление осуществлялось из передней гондолы при помощи аэродинамических рулей и подвешенного на длинных тросах свинцового груза, который мог смещаться вдоль продольной оси воздушного судна. Конструктор рассчитывал, что создаваемый перемещением груза дифферент на нос или на корму позволит дирижаблю опускаться и набирать высоту без сбрасывания балласта или стравливания водорода из баллонов. Однако эти надежды не оправдались, и на последующих дирижаблях Цеппелина балансировочных "гирь" уже не было.

LZ 1 приводили в движение два четырехцилиндровых рядных мотора "Даймлер" с водяным охлаждением, вращавших через систему конических передач и длинные валы четыре металлических пропеллера с очень короткими и широкими лопастями, напоминавшие корабельные винты. Совокупная мощность моторов составляла всего лишь 28 лошадиных сил. В сочетании с низким КПД винтов, форма которых была явно неподходящей для воздушной стихии, это означало, что дирижабль мог двигаться в желаемом направлении лишь в полный штиль.

Цеппелин догадывался, что его воздушному кораблю будет сложно бороться с ветром, поэтому для начала испытаний он довольно долго ждал штилевую погоду. И вот, 2 июля такой день наступил. Дирижабль, висящий на 24 тросах над специальной причальной баржой медленно вывели буксиром из плавучего эллинга, в котором проходила сборка. Испытания проводились над гладью Боденского озера, поскольку Цеппелин резонно полагал, что в случае аварийной посадки вода смягчит удар. 62-летний граф, тряхнув стариной, лично встал к штурвалу. Кроме него в передней гондоле находился механик Баусс и инженер Дюрр, а в задней - механик Гросс и журналист Вольф.

Над серединой озера механики завели двигатели, стартовая команда отпустила тросы и воздушный корабль отправился в свободный полет. Это был символичный момент, ознаменовавший переход воздухоплавания из эпохи стимпанка в дизельпанк, который стал эпохой расцвета дирижаблей.

Полет, продолжавшийся 20 минут на небольшой высоте, завершился в целом успешно, однако, почти сразу выявилась недостаточная жесткость каркаса дирижабля. Попытки маневрирования вызывали опасные изгибы корпуса, грозившие его переламыванием.

Цеппелин, заметив это, усилил конструкцию, соединив гондолы металлической фермой треугольного сечения. В таком виде LZ 1 вторично поднялся в воздух 21 октября, а затем совершил еще два полета общей продолжительностью более двух часов. В одном из полетов он достиг высоты 400 метров и скорости 28 км/ч. Летать быстрее не позволяли неэффективные винты и слабые моторы. На этом испытания завершились, поскольку Цеппелин понял, что более высоких результатов от дирижабля не добьешься.

Нужно было строить новый корабль с гораздо более мощными моторами, но из-за финансовых трудностей и отсутствия поддержки со стороны государства второй дирижабль Цеппелина появился только в 1906 году, причем построен он был на деньги, собранные с помощью благотворительной лотереи. Однако это уже другая история...

Первенец эпохи гигантов
Патентный чертеж первого дирижабля Цеппелина. Видно. что на этом чертеже воздушный корабль заметно отличается от того, что был построен в реале. В частности, он значительно короче.

Первенец эпохи гигантов
Компоновочная схема LZ 1 в первоначальной конфигурации с балансировочным грузом.

Первенец эпохи гигантов
Внешний вид LZ 1 в финальной конфигурации без груза.

Первенец эпохи гигантов
LZ 1 в строительном ангаре на Боденском озере.

Первенец эпохи гигантов
LZ 1 в полете.

Первенец эпохи гигантов
Граф Фердинанд Цеппелин.

Первенец эпохи гигантов
Силовая установка LZ 1 в экспозиции Берлинского технического музея. Справа хорошо виден конический редуктор, разводящий мощность двигателя на два винта, в центре - маховик, а слева - рычаг сцепления.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Вы когда-нибудь случайно трогали сильно созревший огурец, что бешеным называют? Потрясающее городскую душу зрелище, все равно что баклажановый стикер, который Дуров очень быстро убрал. А бывают ли бешеными бананы? ...
Вариант номер бог знает, какой:) В каждом ресторане или кафе свой минестроне, ей-богу. Этот оказался очень неплох. ...
Это вторые осенние "догонялки". Как вы помните, я несколько раз за сезон даю марафонцам выполнить задания предыдущих Дней самоуправления, по которым они не успели написать посты ...
Яндекс поднял тариф на 25% и тут же поднялся вой, мол таксисты совсем охренели (хз при чем тут таксисты), такси стало дорогим, плак., плак. И кстати никто не заметил что коэффициенты яндекс сильно порезал, так просто для понимания, заработок таксистов упал, не смотря на повышение тарифа. ...
Сдаётся мне, что тем, кто спрашивал про германский супервулкан уже не до него после всех потопов. Но я нашла информацию по этому вулканическому озеру. Мне выпали руны воды, дело шло к потопу. Был такой шаман в Якутии Савей, ранг у него был общемировой, 12 неба. Крут дядька был. Вот он ...