Не зная автора
olga_srb — 19.11.2021 Когда я гуляю по нашему городу, у меня постоянно возникает вопрос: кто является автором всей этой красоты?Очевидно, что за каждым домом стоит имя архитектора, который увидел в своем воображении будущую постройку. Он мог быть профессионалом или любителем, практиковавшим в одиночку или представлявшим архитектурное бюро, но он - был.
Как его звали? Как он жил? Мне неизвестно.
Неизвестно это и местным экскурсоводам, которые могут указать архитектурное направление, но затрудняются перечислить имена.
Наверняка, в архивных записях были все нужные сведения, но история этих мест такова, что не располагала к бережному сохранению архивов.
Если у меня возникает вопрос, касающийся истории какого-нибудь московского здания, я иду в читальный зал и нахожу интересующую меня информацию. Самыми познавательными и достоверными сведениями располагает профессиональная и полупрофессиональная периодика, которая доступна любому читателю.
В Зеленоградске так сделать нельзя.
Можно было бы обратиться к публикациям в журналах первой половины XX века, которые являются ценным источником знаний о курортном строительстве, но все они – на немецком языке, из которого я знаю только одно предложение (его знают все советские граждане).
То же самое касается путеводителей по морским курортам, изданных в 1900-1945 годах. Я знаю, что в них содержится масса полезной информации, и, наверняка, упоминаются обстоятельства, при которых строился тот или иной дом, но языковой барьер является для меня непреодолимым.
Лишь один факт очевиден без всякого перевода: все эти замечательные постройки относятся к стилю модерн (он же – ар-нуво), или – югендстиль, который является разновидностью модерна в Германии и Прибалтике.
Почему в нем так комфортно?
Дело в том, что югендстиль стал результатом популярности идеи жизни в естественной среде, и именно эта идея остается в нем стержневой.
В XIX веке романтический интерес к природе приобрел массовый характер. Растущие темпы городской жизни, дым фабрик и беспокойство, причиняемое горожанам первыми автомобилями, позволяли характеризовать XIX век как «нервный».
Доктора убеждали людей с ослабленной нервной системой, ипохондрией и прочими недугами в том, что им может помочь лечение природой и пребывание в менее регламентированных условиях, чем привычная городская жизнь.
В слиянии человека с природным окружением усматривался шанс смягчить агрессивность урбанистической среды, что и привело к возникновению нового архитектурного направления - югендстиля.
Ему было поручено создать окружение, напоминающее сельский ландшафт и природные формы, но – с элементами несерьезности.
Новый художественный образ должен быть вернуть гармонию и уравновесить естественное и искусственное окружение. Это была не просто архитектура, а мировоззрение.
И это мировоззрение мне чрезвычайно близко и понятно.
Идея города-сада, весьма популярная на рубеже веков, очень вписывалась в эту концепцию, а стремление к рациональным решениям, свойственное немецкой нации, позволило воплотить ее наилучшим образом.
Сейчас рассуждения о «беспокойном ХХ веке» могут вызвать снисходительную улыбку, однако если мы вспомним, что все познается в сравнении, улыбаться будет нечему.
Каждое поколение жалуется на дегуманизацию жизни и разрушительное влияние технического прогресса, но никто не ставит в нем точку.
Удивительно не только это, но и то, как повторяется история нашего городка Кранца/Зеленоградска.
Двести лет назад он превратился из рыбацкой деревни в курортный город.
Согласно замыслам градостроителей начала XIX века, дома Кранца преимущественно заселяли зажиточные пенсионеры, то есть вышедшие в отставку врачи, адвокаты, педагоги, купцы, состоятельные ремесленники из Кенигсберга. Они намеревались провести старость вдали от городской суеты, наслаждаясь морским воздухом.
Прошло двести лет, и значительную часть новых переселенцев так же составляют зажиточные пенсионеры, имеющие те же намерения, что были у их далеких предшественников.
То, что воспринимается некоторыми как новая тенденция, на самом деле является повторением истории...
Но вернемся к архитекторам, имена которых канули в вечность, и прекрасному стилю старого доброго Кранца.
Известно, что застройка осуществлялась под контролем многочисленных «Обществ строительства жилья», в которые вступали горожане. Это очень важный момент, означающий следующее: стиль не навязывался «сверху», а выбирался и/или согласовывался с жителями.
Возможно, в этом кроется секрет его гармонии?
И еще один не менее важный момент: все постройки, за исключением частных домов, были открытыми.
Рестораны, читальные залы, бильярдные комнаты, теннисные корты, веранды, парки, сады, пляжи, территории отелей, все общественные помещения были полностью доступны не только для постояльцев, но и для всех желающих.
Никаких закрытых территорий, мероприятий «для узкого круга» и контролеров на входе не существовало. Эта открытость была отличительной чертой стиля. Думаю, что и в архитектурных деталях она тоже видна.
Кстати, сейчас наметилась аналогичная тенденция: отели стали распахивать двери и предлагать разнообразные услуги людям «с улицы».
Флагманом этого процесса стал Курхаус (традиционно – главный отель города).
Высокая степень функциональности не препятствовала сохранению индивидуальности. Типовое строительство исключалось изначально, каждая постройка имела свой характер, хотя черты архитектурной моды, безусловно, объединяли архитектурный ландшафт.
Кстати, стремлением сохранить индивидуальность отчасти объясняется то, что домам присваивались не номера, а названия.
Из всего этого и сложился тот милый город, в котором я так люблю жить.
Увы, я не знаю ни имен архитекторов, ни личности заказчиков.
И сейчас могу лишь безадресно обращаться к ним с признательностью за все, что они создали. Их замечательные проекты до сих пор исцеляют души. Прогулочные пространства, которые они создавали своими руками, по сей день укрепляют наше здоровье. И стиль, который они последовательно воплотили в своем городе, и в новом веке дарит радость.
|
</> |