О природе забывчивости
olga_srb — 18.11.2021 На днях со мной случилась ситуация, которая вдохновила меня на этот пост.Его тема - забывчивость и связанные с ней мелкие неудобства, которые не дотягивают даже до уровня неприятностей, но создают помехи размеренному течению жизни.
Как я уже писала, мое существование в отпуске четко регламентировано. Этот регламент я выработала сама, совершенно естественным и почти случайным образом.
Если бы не мое активное участие, можно было бы сказать, что он сложился сам собой из режима дня, повторяющегося изо дня в день, и того значения, которое я придаю разным видам активности.
На первом месте у меня физическая культура (многочасовые пешие прогулки и плавание); на втором – общение с мамой; на третьем – чтение, созерцание и сочинение постов.
Все остальное последовательно занимает четвертое и далее места, и примерно на шестой позиции оказывается работа.
Мои коллеги знают, что я в отпуске, и потому не отвлекают меня от отдыха ерундой, а привлекают только к обсуждению серьезных задач.
Учитывая специфику нашей профессиональной деятельности, вынуждена констатировать: к сожалению, у нас очень мало ерунды, и даже то, что может ей прикидываться, нередко оказывается весьма серьезным вопросом. Увы, медицина – дело ответственное.
И все-таки производственным проблемам я стараюсь отдавать не более трех часов в день (стремлюсь к двум с половиной), но иногда объективные обстоятельства не способствуют реализации задуманного, и вмешательство работы в отдых все равно является частью каждого дня.
Сходство дней меня не только не удручает, но очень радует. Внезапностей и событийности мне с лихвой хватает в Москве, поэтому мой идеальный отпуск – тихие дни-близнецы.
Какое это отношение имеет к забывчивости?
Сейчас поясню на примере недавней ситуации.
Утром я, как обычно, собиралась в бассейн (я всегда плаваю через час после завтрака), то есть складывала в спортивную сумку купальник, полотенце, купальные тапочки и прочие принадлежности.
В это время мне позвонили и попросили через полтора часа присоединиться к совещанию.
Конечно, это нарушало мои планы, ведь через полтора часа я должна была находиться в воде, но пришлось проявить гибкость и согласиться.
Я решила поменять местами двухчасовую утреннюю прогулку и плавание, и, взяв спортивную сумку, отправилась в парк.
По сути, никакой разницы нет, с чего начинать день – с плавания или с прогулки, поэтому мое настроение было прекрасным.
Я настроилась на выход в zoom с морского побережья и спланировала прогулочный маршрут таким образом, чтобы по завершении 40-минутного совещания оказаться у физкультурного комплекса.
Довольная своей сообразительностью, я внезапно вспомнила, что забыла дома абонемент! Благо, это произошло минут через пять после выхода.
Абонемент, в отличие от QR-кода, который необходим не меньше, существует только в бумажном виде.
«Как хорошо, что я вспомнила об этом в парке, а не на пороге бассейна», - порадовалась я, разворачиваясь в сторону дома.
Однако мысль о причинах забывчивости, которая мне не свойственна, уже поселилась в сознании.
Как я могла забыть абонемент, если собираюсь в бассейн, фактически, на автомате?
«Виноват звонок с работы!» - заключила я. Он раздался во время сборов и нарушил автоматизированную последовательность действий.
Ну, в самом деле, не могу же быть виновата я сама, правда?
Взяв абонемент, я вышла на прогулку повторно.
План Б, принятый с учетом предстоящего zoom-а, казался очень удачным.
В ожидании подключения я провела час с четвертью. Конечно, это была моя обычная прогулка, но - с оглядкой на часы, придававшей ожиданию легкий оттенок озабоченности.
Наступило время подключаться, но ссылку мне не прислали. Вместо этого позвонили и извинились, что совещание задерживается.
Настроенная на отдых и расслабление, я продолжала старательно наслаждаться жизнью, хотя задержка начала совещания означала задержку заплыва, за которой неминуемо следовало опоздание на обед к маме.
Наконец совещание началось, и в ходе делового общения с коллегами я внезапно вспомнила, что забыла шапочку!
Купальную шапочку, без которой в бассейн не пускают!
Мысленно возвращаясь в утро, я отчетливо вспомнила, что не клала ее в сумку. Перед глазами возникла картинка с сиротливо висящей на своем обычном месте шапочкой…
Продолжая вещать в zoom-е, я поторопилась домой, намереваясь успеть взять шапочку и дойти до физкультурного комплекса до окончания совещания. Времени до обеда оставалось все меньше и меньше.
Мой пульс участился, а в голове свербила мысль: как я могла забыть и абонемент, и шапочку?
Обвинить один звонок с работы в двух эпизодах забытья – это слишком дерзко.
Ворвавшись в квартиру, я была поражена еще больше, чем когда вспомнила о забытой шапочке – ее не было на том месте, где я ее обычно сушу! Охваченная переживаниями (параллельно с совещанием, которое затянулось дольше запланированного времени), я принялась вытряхивать вещи из сумки и последней на стол выпала мокрая шапочка.
Мои упреки, адресованные самой себе, удвоились: я не только сегодня забыла взять шапочку, но и вчера забыла выложить ее на просушку!
Забывчивость начала беспокоить меня всерьез (при этом в совещании я по-прежнему принимала деятельное участие).
По дороге в бассейн, экипированная по полной программе, я продолжала печалиться на тему снижения памяти. В это время мне наконец удалось отключиться от zoom-а, поэтому я развернула свои переживания на всю мощь.
«Да, - думала я, - винить работу уже не получится, ведь вчера эпизод забывчивости тоже был…».
И тут я стала воспроизводить в памяти вчерашнее возвращение из бассейна. И воспроизвела его во всех деталях, среди которых обнаружилось следующее: когда накануне я вернулась домой и вошла в квартиру, мне позвонила коллега. Звонок был неожиданным. Ей требовалась моя помощь, причем довольно оперативно.
Я вспомнила, как пыталась совместить разговор с обсуждением сложной ситуации и принятием решения, и поняла, что именно в этом и заключается проблема – в попытках делать два дела одновременно.
Я была полностью сосредоточена на производственных вопросах и невольно упустила, что делают мои руки.
Никакой забывчивости у меня нет.
Есть естественные для подобных ситуаций трудности с распределением внимания, когда человек, думая, что выполняет автоматизированное действие, не нуждающееся в контроле сознания, незаметно для себя отвлекается от него и допускает промахи.
Накануне таким промахом стала мокрая шапочка, оставленная на дне спортивной сумки на ночь, а на следующий день – абонемент.
И всякий раз причиной были разговоры по телефону, требовавшие полного погружения в общение.
Одним словом, не виноватая я!
|
</> |