Не наша катастрофа
vikond65 — 12.08.2024Сегодня исполнилось ровно 625 лет со дня сражения на реке Ворскла, произошедшего 12 августа 1399 года. В этой битве Великое Княжество Литовское потерпело катастрофическое поражение от татар и навсегда утратило шанс стать гегемоном Восточной Европы. А русские княжества, и прежде всего — Московское, этот шанс приобрели, не приложив никаких усилий.
Их конкурент — литовский великий князь Витовт — сам, без посторонней помощи, сел в лужу, ввязавшись в гнилые татарские разборки, а в результате — угробил почти всю боярско-княжескую элиту своего государства. С тех пор Литва стала медленно, но неуклонно захиревать, втягиваясь в орбиту Польши, пока не была фактически поглощена Польским королевством, подписав в 1569 году Люблинскую унию.
А если бы исход сражения был иным, то не исключено, что место будущей России в качестве объединительного центра балто-славянских и финно-угорских народов заняла бы Литва. Границы подвластных ей территорий простирались бы до Каспия, Кавказа и заволжских степей, а Русское Царство и Российская Империя так бы и не появились. Не было бы никакого Петербурга, а Москва осталась бы заштатным городишком в глухом литовском захолустье.
Но судьба, как известно, решила иначе. Ставка Витовта на союз с претендентом на пост великого хана Золотой орды Тохтамышем (да, да, тем самым, который в 1382 году сжег Москву) оказалась чудовищной ошибкой, поставившей жирный крест на великодержавных амбициях Литовского княжества.
Тохтамыш в обмен на военную помощь в борьбе со своим соперником за пост великого хана Тимуром Кутлугом пообещал Витовту признать себя и свое ханство его вассалом, а заодно — передать право господства над русскими княжествами и право взымать с них дань. Таким образом, если бы союз Витовта с Тохтамышем добился успеха, русские земли стали бы фактической провинцией Литвы.
И далеко не факт, что им впоследствии удалось бы вылезти из-под этого гнета, как они в 1480 году смогли освободиться от власти значительно ослабленной внутренними смутами и фактически распавшейся татарской орды.
Но планам Витовта и Тохтамыша не суждено было сбыться, поскольку у берегов Ворсклы армия Тимура Кутлуга, возглавляемая талантливым полководцем Едигеем, наголову разгромила их объединенное войско, истребив от 15 до 20 тысяч воинов, в том числе Киевского, Полоцкого, Брянского, Смоленского, Подольского и полтора десятка других литовских князей. Самим Витовту и Тохтамышу едва удалось бежать с жалкими остатками своих армий.
На этом фактически закончились имперские амбиции Литвы, а российские еще не начинались. У нас было всё впереди. А на заставке — битва на Ворскле на рисунке Михаила Горелика. Татары Тимура Кутлуга — слева, литовцы — справа. Как видите, у них уже имелись примитивные огнестрельные "рушницы", но им это не помогло.
Геополитический фон битвы на Ворскле. Желто-зеленой вертикальной штриховкой помечены русские княжества, находившиеся в вассальной зависимости у Золотой орды.
Князь Витовт на картине XVII века и современный фантазийный портрет Тохтамыша художника Владимира Бакшеева.
Литовские воины времен битвы на Ворскле и главнокомандующий армией Тимура Кутлуга — ногайский воевода Едигей.
|
</> |