
Народные кружевные промыслы России


*************************************************
Впервые о русском кружеве заговорили в XIII веке. Но в полной мере мода на кружевоплетение пришла вместе с модой на европейское платье при Петре I. Поначалу украшения делались по рисункам из Германии, Франции. Но вскоре русские мастерицы в совершенстве освоили это ремесло и стали придумывать свои национальные мотивы узоров.
Кружево плели из золотых и серебряных нитей, но такие изделия могли позволить себе только знатные люди. Крестьянское кружево было значительно проще и делалось из льняной нити. Это были геометрические и растительные узоры, образы животных и фантастических существ.

Впервые о русском кружеве заговорили в XIII веке

Русское кружево развивало лучшие традиции мастериц Европы
Русское кружево не только сохранило, но и развивало лучшие традиции мастериц Европы. Наши рукодельницы внесли много самобытного в ремесло — придумали новые техники, расширили цветовое многообразие, дополнили орнаменты национальными элементами. Кружево создавалось тремя способами: численным, парным и сцепным.

Наши рукодельницы дополнили орнаменты национальными элементами
Работы русских кружевниц отличались высоким качеством и никого не оставляли равнодушным. Высоко ценилось вологодское и вятское кружево. Его поставляли царскому двору, торговали на ярмарках в российских городах, а также отправляли за границу. Многие техники и виды кружева сохранились и сейчас.

В России существовало несколько центров изготовления кружева
В России существовали несколько центров изготовления кружева. В каждом из них создавались неповторимые изделия, которые отличались техникой исполнения, узорами и цветовым решением. Центрами кружевного промысла были Вологодская, Елецкая, Вятская, Тульская, Нижегородская и Московская земли. Наиболее широкое распространение в России получило елецкое, вологодское, михайловское, вятское (кукарское), мценское, галицкое, калязинское, белевское и балахнинское кружево.


Вологодское кружево
Кружевной промысел начал развиваться в Вологде в XVIII веке, а в 20-х годах XIX века в окрестностях города открыли фабрику, где работали десятки мастериц.

Вологодское кружево
Особенность здешнего кружева — мягкие, плавные линии, основной материал рукодельниц — лен, главное качество — ажурность. Используются цветочные, растительные и геометрические орнаменты, есть четкое деления на фон и узор. В технике вологодского кружева до сих пор плетут косынки, шарфы, платки, кофты, воротники, салфетки.
В Вологде кружево плели не только женщины, но и мужчины.

Елецкое кружево
Елецкое кружево более легкое и тонкое, нежели вологодское. Отличается большей ажурностью и миниатюрностью узоров. Основной орнамент — растительный. Кружево плетется с помощью коклюшек, количество которых может исчисляться несколькими сотнями. Впервые елецкое кружево было представлено на выставке в Вене в 1873 году, где его по достоинству оценили специалисты. Производство его продолжается до сих пор.


Основные виды орнамента, используемые в вятских кружевах, — ромбы и зигзаги, цветы, бабочки. Служили для украшения предметов домашнего обихода, постельного белья и полотенец.

Вятское кружево


|
</> |