рейтинг блогов

Как на самом деле одевались древнерусские князья

топ 100 блогов selyanka130.06.2022 Как на самом деле одевались древнерусские князья _900 x 600 1.jpg

На верхней картинке изображен Кирилл Лавров в роли Великого князя Ярослава Мудрого в советском фильме "Ярославна, королева Франции" (1978, художники по костюмам И. Каверзина, Л. Крюкова). Изображен в какой-то не особо красивой коричневой рубахе из мешковины, при этом на фоне фресок Софийского собора в Киеве, где изображена княжеская семья в абсолютно других одеждах.

Самая его роскошная одежда, которую Ярослав надевает перед делегацией франков, выглядит вот так, не мешковина, но тоже что-то коричневатое и неприметное, хоть и с узорами. И без каких-либо регалий - это перед послами то иноземными!

Как на самом деле одевались древнерусские князья __436958hhhh.jpg
Кирилл Лавров — Великий князь Ярослав Мудрый. Фильм "Ярославна, королева Франции" (1978 г.) Художники по костюмам И. Каверзина, Л. Крюкова

В такой одежда как на фресках Ярослав в фильме ни разу не появляется, причем, если сравнить фрески в фильме и в реале, то фрески фильма тоже изображены очень скромненько - в неброских коричневатых тонах.

И если в данном конкретном фильме что-то еще можно списать на дефицит тканей в СССР и  идеологию борьбы угнетаемых с угнетателями, в рамках которой царей в русских сказках, например, часто изображали в рубахе и портках, живущих в тереме-избушке, дабы был "ближе к народу", то упорное желание  некоторых известных современных художников по костюмам показать людей древней Руси, включая ее правителей, в серых и коричневых мешках вместо одежды лично моего понимания совсем не находит.

Особенно по сравнению с голливудскими красивыми нарядами не из мешковины, или даже и из мешковины, но покрашенной нормальными красителями, а не выглядящей чем-то серо-бурым как из могилы

Поэтому давайте посмотрим на некоторые артефакты, где видно реальное положение дел с тканями и одеждой на древней Руси. И начнем мы с фресок Софийского собора

Дело в том, что до принятия христианства, то есть до князя Владимира на Руси просто не было традиций изображать правителей на каких-то картинках. Знания, умения и мастера пришли из Византии вместе с христианством, тем не менее картинки последних экспонатов в посте,  выкопанных археологами в погребениях, показывают, что благодаря торговым путям и до христианиации на Руси красивые шелковые одежды существовали и носились. Ну и научная реконструкция в конце показывает, какие были доступны красители

Но сначала фрески
 
3 по образцу мозаики собора Св. Софии в Константинополе, на которой изображён византийский император Константин Великий с моделью Царьграда справа.j…
Слева:  Реконструкция С. Высоцкого и Ю. Коренюка восстановленных фрагментов Ктиторской фрески Софийского собора в Киеве. Справа: мозаика собора Св. Софии в Константинополе, на которой изображён византийский император Константин Великий с моделью, по образцу которой писалась фреска. Хорошо видны отличия в визнтийской и русской одежде

Фрески на стенах Софийского собора столетиями считались изображениями Ярослава Мудрого с семьей, однако недавние научные исследования современными методами и с изучением исторических документов  показывают, что скорей всего это семья Владимира, а не Ярослава.


Почти детективная история о князьях Владимире и Ярославе взята вот отсюда Кто в действительности построил Софийский собор

На всякий случай уточню, что научным руководителем кандидатской диссертации Надежды Никитенко которую она защитила в начале 1990-х по результатам своих исследований Софийского собора, был академик из Москвы Геннадий Григорьевич Литаврин (крупнейший в мире специалист по истории Византии, к сожалению, уже покойный). Кандидатскую Надежда Никитенко защитила в Москве, а докторскую — в Киеве.

В самой ранней летописи Киевской Руси "Повесть временных лет" сказано, что строительство Софийского собора в Киеве началось по приказу великого князя Ярослава Мудрого в 1037 году. Неудивительно, что эта дата считалась хрестоматийной многими поколениями историков.

Но профессор из Киева Надежда Никитенко в результате изучения живописи и архитектуры Софийского собора, а также свидетельств, оставленных современниками князя Ярослава, пришла к заключению: в летописи таится неточность.

"Строить Софийский собор начал великий князь Владимир, крестивший Русь, а его сын князь Ярослав завершил дело отца, — рассказала она  — Мне удалось вычислить, что собор был заложен 4 (по новому стилю 17) ноября 1011 года, а первое богослужение (освящение уже построенного и расписанного храма) прошло 11 (по новому стилю 24) мая 1018 года. То есть намного раньше, чем сказано в "Повести временных лет". Теперь уже эти выводы признали многие ученые на Украине и за рубежом, а также, что очень важно, — ЮНЕСКО.
 
В процессе изучения живописи собора я обратила внимание на то, что она прославляет не Ярослава, а его отца князя Владимира. В средневековье существовала традиция: в росписи церквей мастера отдавали должное тем, кто инициировал и оплачивал их строительство. Поэтому у меня и возникли сомнения насчет того, что в "Повести временных лет" все изложено так, как было в действительности. Чтобы проверить это, я подняла другие исторические источники времен жизни князей Владимира и Ярослава, в которых есть сведения о Софийском соборе.
Оказалось, что современник обоих этих князей митрополит Киевский Иларион (он стал первым митрополитом из числа русичей) в своей знаменитой проповеди "Слово о законе и благодати" (ее текст сохранился) сказал, что как царь Соломон завершил дело своего отца Давида, закончив строительство Иерусалимского храма, так князь Ярослав завершил дело своего отца Владимира — создал Софийский собор.

Даты начала и завершения строительства собора удалось вычислить по Святцам (церковному календарю)  В них нет информации, когда строительство началось и когда завершилось. Но в этом календаре указаны дни, в которые освящали собор — 4 (по новому стилю 17) ноября и 11 (по новому стилю 24) мая. Следует понимать, что первое освящение было проведено в связи с закладкой первого камня в основание храма, второе — после того, как собор был построен и расписан. Еще один важный момент — освящение обязательно должно было приходиться на воскресенье — день Господень. Я исходила из того, что собор создавался во втором десятилетии ХI века. В этот промежуток времени 4 (17) ноября и 11 (24) мая приходятся на воскресенье в 1011 и 1018 годах. Получается, собор был заложен 4 (17) ноября 1011 года, а первая служба в нем состоялась 11 (24) мая 1018-го. Судя по росписи, большую роль в создании Софии сыграла княгиня Анна, которая, согласно свидетельству арабского автора Яхьи Антиохийского, жившего в ХІ веке, "построила многие церкви в стране русов".
   
Как на самом деле одевались древнерусские князья
Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы

Раньше эту фреску описывали как посещение Константинополя княгиней Ольгой и константинопольского монарха называли  Константином Багрянородным, однако внешне на фреске византийский император выглядит как брат Анны  Василий II

1 Фреска Собора Святой Софии в Киеве.jpg
Фреска Софийского собора в Киеве. Реконструкция С.А. Высотского Подписано как Константин и Ольга, не обращайте внимания, посмотрите лучше на красивейшие одежды


Кроме того, в XVII веке митрополит Киевский Петр Могила провел масштабную реставрацию Софийского собора, капитально отремонтировал его и частично восстановил росписи. Он, в частности, распорядился сделать под центральным куполом большую надпись: "Нача здатися (строиться) сей Премудрости Божией храм в лето 1011". То есть он точно указал год начала строительства собора.

В распоряжении  Петра Могилы был архив Софийского монастыря, в котором хранилось большое количество старинных документов. К сожалению, в конце XVII века архив сгорел. В нем были ценные материалы, которые современным ученым неизвестны. До наших дней не сохранилась и надпись, сделанная под центральным куполом по распоряжению Петра Могилы. Как это ни странно звучит, ее уничтожили… реставраторы. Это произошло в прошлом веке — в 1950-е годы. В те времена считалось, что в соборе ценность имеют только мозаики и фрески XI века. Поэтому значительную часть масляной живописи XVII—ХVIII столетий реставраторы либо записали однотонным слоем краски, либо вообще уничтожили. Хорошо хоть, что они сфотографировали эти изображения. Снимки и негативы сохранились в архиве заповедника. Так что негативы и фотографии надписи, сделанной по приказу Петра Могилы, у нас есть.
Еще одним доводом в пользу начала строительства в 1011 году и его завершения в 1018-м является то, что их отделяет семь лет. Дело в том, что именно за такой срок был возведен Иерусалимский храм, который является священным прообразом всех христианских храмов. Поэтому Десятинную церковь в Киеве князь Владимир построил за семь лет. Как видим, в этот срок удалось уложиться и при создании Софийского собора. Кстати, София Киевская — это образ Небесного Иерусалима (Царства Небесного), как он описан в Апокалипсисе: в ней 12 столбов, 12 арок-врат, посередине над княжеским портретом в парапет хор был вмонтирован большой камень зеленого цвета (яшма — светило Небесного Иерусалима).

Владимир не дожил до окончгания строительства, он неожиданно заболел и скончался в июле 1015 года. После этого началась кровопролитная четырехлетняя война между его сыновьями за киевский престол. В 1018 году его захватил (правда, на короткое время) князь Святополк при поддержке своего тестя польского короля Болеслава Храброго (их полкам тогда удалось разбить дружину князя Ярослава в сражении на речке Буг). В войске польского короля были немецкие рыцари. Вернувшись через некоторое время в Германию, они рассказали епископу и хронисту Титмару Мерзебургскому о том, в чем участвовали и чему стали свидетелями во время службы у короля Польши. Титмар все это записал в своей хронике. В ней содержится и свидетельство о Софийском соборе, в котором сказано, что в Киеве в Софийском монастыре Святополка и Болеслава встречал митрополит Киевский с мощами святых и прочими реликвиями. Раз в этом монастыре находилась резиденция митрополита и хранились христианские святыни, значит, вероятней всего, там уже стоял каменный Софийский собор.

О том, что собор строился  по распоряжению князя Владимира, в первую очередь  свидетельствует фреска "Княжеский портрет", на которой изображено, как великий князь Киевский с семьей входит в освящаемый храм. Эта композиция, размещенная в центре храма, символизирует то, что Владимир привел Русь в лоно православной церкви.

Как на самом деле одевались древнерусские князья
Фреска "Княжий портрет" (реконструкция)

До наших дней эта фреска сохранилась лишь частично, однако мы можем увидеть ее полностью — на рисунке голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда. Он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, с войском которого в 1651 году побывал в Киеве.

[selyanka1 ON:"Побывал" - это очень мягко сказано. В 1649 году Януш Радзивилл во главе литовского войска выступил на подавление восстания Хмельницкого на юге Великого княжества Литовского и на коронных землях на Украине. Взяв Пинск, войска Радзивилла учинили в нём резню, стоившую жизни многим тысячам жителей. Аналогичным образом они поступили в Бобруйске. В июле 1649 года разгромил в битве под Лоевом 15-тысячное повстанческое войско под командованием киевского полковника Михаила Кричевского. В 1651 году разбил казацкие полки под предводительством черниговского полковника Мартына Небабы в сражении под Лоевом, затем вторгся на Украину и захватил Киев, выбив оттуда казаков. -selyanka1 OFF]

Вестерфельд сделал тогда целую серию рисунков: руин Десятинной церкви, Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, Софийского собора… Среди этих работ есть срисованная голландцем фреска "Княжеский портрет", которая тогда еще была почти полностью цела. Она в соборе являлась самой большой по размерам (длина 15 метров) и размещалась на трех стенах.
Как на самом деле одевались древнерусские князья
Рисунки голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда

Если бы заказчиком Софии Киевской был Ярослав Мудрый, то на "Княжеском портрете" была бы изображена его семья, но на ней нарисована семья князя Владимира. Ярослав показан как старший из сыновей.

Очень важный момент: Владимир, его жена — византийская царевна Анна — и их общие дети Борис, Глеб и дочь Феофана одеты в особые плащи — корзна, которые являлись символом великокняжеской власти. Плащ на Борисе отмечен изображениями царских орлов. На старшем сыне Владимира Ярославе, матерью которого была полоцкая княжна Рогнеда, такого плаща нет.

Как на самом деле одевались древнерусские князья
Князь и княгиня более крупным планом, корзна тоже более крупным планом. Рисунки голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда

2 Ярослав Мудрый 978 — 1054.jpg
Сохранившаяся до наших дней часть фрески, даже на остатках былоой роскоши можно расммотреть очень красивые одежды с узорами золотым шитьем

Владимир хотел, чтобы велико-княжеский престол унаследовал Борис. Если тот не смог бы этого сделать (например, погиб), то властителем страны должен был стать Глеб. Это решение Владимира объясняется просто: Борис и Глеб родились в его христианском браке с византийской принцессой. Византия была тогда самым развитым, сильным и богатым государством в границах известного Владимиру мирa. Понятно, что Владимир хотел оставить Русь сыновьям, которые были племянниками византийского императора.

Ярослава отец отправил править Новгородом. Но тот стал предъявлять претензии на великокняжеский престол — решил обособиться, не отправлял дань в Киев и готовился пойти войной на отца. Владимиру ничего не оставалось делать, кроме как готовить свое войско выйти навстречу Ярославу. Однако великий князь неожиданно заболел и умер. Затем разгорелась кровопролитная война за киевский престол, победу в которой одержал Ярослав.

Глеб для войны был еще слишком мал, а Борис (на момент смерти около 25 лет) , которому отец завещал свою власть, стал главным соперником Ярослава. Заручившись поддержкой печенегов, Борис пошел на Киев. Чтобы его остановить, Ярослав подослал к нему скандинавских убийц-варягов. Об этом рассказано в древнем скандинавском сказании — "Эймундовой саге". Когда дружинники Бориса перепились, варягам удалось проникнуть в его лагерь и убить князя. Они принесли отрубленную голову своей жертвы Ярославу. Тот покраснел и сказал: "Ну и быстро же вы управились". Вскоре был убит и Глеб.

В древнерусских летописях вина за гибель обоих братьев возложена на Святополка (ему даже дали прозвище Окаянный). Однако как он мог погубить Бориса и Глеба, если во время их гибели находился в Польше у своего тестя — князя Болеслава Храброго? Тут нужно учитывать, что летопись составлялась после того, как Ярослав окончательно утвердился на великокняжеском престоле. Летописец был вынужден освещать события в угоду правящему князю. А автору "Эймундовой саги" никто не диктовал свою волю, поэтому в ней обстоятельства убийства Бориса описаны с предельной откровенностью и ясностью.


Ну вот после того, как мы узнали подробности исторического детективного расследования по поводу фресoк Софийского собора и рассмотрели красивейшую княжескую одежду самого начала XI века, давайте посмотрим, что еще где сохранилось из визуального

2 Великий Князь Святослав Ярославич с семьей. Один из сыновей — князь Черниговский Давыд. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073.jpg
Великий Князь Святослав Ярославич с семьей. Один из сыновей — князь Черниговский Давыд. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073 год. Святослав Ярославич - третий сын Ярослава Мудрого

Предполагаю, что на князе тоже корзна - символ великокняжеской власти, раз он имеет титул Великий князь.

На миниатюрах того времени было тяжело прорисовывать одежду с орнаментом, в знаменитой  Радзивиловской летописи  значительно более позднего времени княгиня Ольга, например, везде изображена совершенно одинаково - в какой-то мешковатой тунике голубого цвета, что в лесу, что на приеме в гостях у византийского императора, и почему то из этой летописи все художники по костюмам для фильмов идеи и берут, изображая князей и княгинь в чем-то из мешковины грязного серо-коричневого цвета. Просто любимый образ для "варварской Руси", художник по костюмам фильма "Викинг" так и вообще заявила, что в фильме в красивой одежде с шелковым шарфиком только гречанка, потому что она гречанка. Можно подумать, что не грекам шелковое по статусу было не положено, им только грязная серая мешковина, только хардкор!

Но вот здесь на миниатюре мы видим на картинке подол, рукава и горловину с узором, плюс на рисунке одежда выглядит как сшитая из богатой ткани - художник показал это прорисовкой складок


Как на самом деле одевались древнерусские князья 4 Reception_by_Emperor_Constantine_Porphyrogenitus_of_Princess_Olga_and_her_entourage.jpg
Приём императором Константином Багрянородным княгини Ольги и её приближённых. Хроника Иоанна  Скилица. Иоанн Скилица — византийский чиновник, хронист XI — начала XII вв, в 1081—1118 был сановником Алексея Комнина. Центральной его работой была "Обозрение истории", охватывающая период со смерти Никифора I в 811 году до свержения Михаила VI в 1057 и продолжающая летопись Феофана Исповедника.

Это тоже миниатюра, поэтому особых деталей с узорами и золотым шитьем на одежде не предусмотрено. Шелк это или лен, не понять, но по крайней мере видны яркие краски из широко доступных в то время натуральных красителей. Ничего ни серенького, ни коричневого.

Как на самом деле одевались древнерусские князья 1 Capture.JPG
Слева Великий князь Ярослав Всеволодович Владимирский (1191 – 1246). Фреска (Около 1246 г.) церкви Спаса на Нередице  близ Великого Новгорода. Как и в Софийском соборе Киева и соборе св. Софии в Константинополе князь изображен в стандартной позе заказчика строительства храма.
Справа может быть не очень удачная копия или реконструкция, но с прорисовкой одежды, где видно, что одежда эта была очень красивая и богатая

Тут тоже узнаваемая корзна - символ великокняжеской власти, раз он имеет титул Великий князь


На этом я с фресками и миниатюрами Древней Руси закончу, дальше начался Oрдынский период, картинки в основном с икон, да и логистика слегка поменялась.
Тем не менее не углубляясь в княжеские регалии по типу одежды, покажу еще ткани IX и Х века, которые доступны в российских музеях.
 
Вот  платье из могильника Х века в Гнездово - шелковое китайское. Это даже не княгиня, это просто чья -то жена  Какие платья носили на Руси в X веке? Очень красивая золотная вышивка - дракон и то ли грифон, то ли сенмурв

Как на самом деле одевались древнерусские князья


А вот шелковый халат начала IX века из погребения Мощевая балка в Карачаево-Черкесии на Кавказе, по соседству, в принципе,  и не императорская совсем могила  Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей, или о чем поведал древний кафтан с сенмурвами Красивейшая золотная вышивка с очень распространенным, популярным и узнаваемый узором с сенмурвами

Как на самом деле одевались древнерусские князья

Ну и в то время существовало огромное количество натуральных красителей, с помощью которых можно было и обычной, не шелковой одежде придавать яркий и красивый вид.  Реконструкция костюмов средневекового населения Прикамья IX и X веков

Как на самом деле одевались древнерусские князья
Реконструкция костюмов средневекового населения Прикамья IX и X веков  на основе археологических данных с Каневского, Редикорского и Рождественского могильников.  "Центр поддержки культурных и социальных проектов "АРТкад"




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
   Когда-то мы с вами говорили про минет, и вот теперь пришёл черёд не менее интригующей и более неоднозначной темы. На которую, кстати говоря, мужчины не очень-то любят откровенничать. К тому же в интернете частенько можно нарваться на откровенную пропоганду: "лижут только те, кто членом ...
Мне нравится относится к мозгам людей как к компьютерным процессорам. Иногда попадаются люди-286. Они долго и нудно соображают, примерно как ленивец-кассир из Зверополиса. А иногда попадаются люди с феноменально быстрым процессором. Которые сразу же готовы отреагировать богатой мыслью в ...
Смотреть это видео Alanna Rae - Playboy's Sexy ...
- у меня на жопке выскочил прыщ. Какая я всё-таки девочка. 328 комментариев - Ну, скажите мне, скажите, зачем бабки лезут в трамвай в 7 утра?! Наверное, не хорошо так говорить о пожилых людях – но мрази! Нет других слов. Мозг после 50-и точно начинается разлагаться. 612 ...
Обожаю свою мамку. Могу часами ходить по магазину в поисках каких-нибудь приятных безделушек, мама так всегда искренне радуется таким вот подаркам. Но больше всего она помешана на косметике, средствах ухода за телом и волосами. Стараюсь и ей ...