Как на самом деле одевались древнерусские князья
selyanka1 — 30.06.2022На верхней картинке изображен Кирилл Лавров в роли Великого князя Ярослава Мудрого в советском фильме "Ярославна, королева Франции" (1978, художники по костюмам И. Каверзина, Л. Крюкова). Изображен в какой-то не особо красивой коричневой рубахе из мешковины, при этом на фоне фресок Софийского собора в Киеве, где изображена княжеская семья в абсолютно других одеждах.
Кирилл Лавров — Великий князь Ярослав Мудрый. Фильм "Ярославна, королева Франции" (1978 г.) Художники по костюмам И. Каверзина, Л. Крюкова
В такой одежда как на фресках Ярослав в фильме ни разу не появляется, причем, если сравнить фрески в фильме и в реале, то фрески фильма тоже изображены очень скромненько - в неброских коричневатых тонах.
И если в данном конкретном фильме что-то еще можно списать на дефицит тканей в СССР и идеологию борьбы угнетаемых с угнетателями, в рамках которой царей в русских сказках, например, часто изображали в рубахе и портках, живущих в тереме-избушке, дабы был "ближе к народу", то упорное желание некоторых известных современных художников по костюмам показать людей древней Руси, включая ее правителей, в серых и коричневых мешках вместо одежды лично моего понимания совсем не находит.
Особенно по сравнению с голливудскими красивыми нарядами не из мешковины, или даже и из мешковины, но покрашенной нормальными красителями, а не выглядящей чем-то серо-бурым как из могилы
Поэтому давайте посмотрим на некоторые артефакты, где видно реальное положение дел с тканями и одеждой на древней Руси. И начнем мы с фресок Софийского собора
Дело в том, что до принятия христианства, то есть до князя Владимира на Руси просто не было традиций изображать правителей на каких-то картинках. Знания, умения и мастера пришли из Византии вместе с христианством, тем не менее картинки последних экспонатов в посте, выкопанных археологами в погребениях, показывают, что благодаря торговым путям и до христианиации на Руси красивые шелковые одежды существовали и носились. Ну и научная реконструкция в конце показывает, какие были доступны красители
Но сначала фрески
Слева: Реконструкция С. Высоцкого и Ю. Коренюка восстановленных фрагментов Ктиторской фрески Софийского собора в Киеве. Справа: мозаика собора Св. Софии в Константинополе, на которой изображён византийский император Константин Великий с моделью, по образцу которой писалась фреска. Хорошо видны отличия в визнтийской и русской одежде
Фрески на стенах Софийского собора столетиями считались изображениями Ярослава Мудрого с семьей, однако недавние научные исследования современными методами и с изучением исторических документов показывают, что скорей всего это семья Владимира, а не Ярослава.
Почти детективная история о князьях Владимире и Ярославе взята вот отсюда Кто в действительности построил Софийский собор
На всякий случай уточню, что научным руководителем кандидатской диссертации Надежды Никитенко которую она защитила в начале 1990-х по результатам своих исследований Софийского собора, был академик из Москвы Геннадий Григорьевич Литаврин (крупнейший в мире специалист по истории Византии, к сожалению, уже покойный). Кандидатскую Надежда Никитенко защитила в Москве, а докторскую — в Киеве.
Но профессор из Киева Надежда Никитенко в результате изучения живописи и архитектуры Софийского собора, а также свидетельств, оставленных современниками князя Ярослава, пришла к заключению: в летописи таится неточность.
"Строить Софийский собор начал великий князь Владимир, крестивший Русь, а его сын князь Ярослав завершил дело отца, — рассказала она — Мне удалось вычислить, что собор был заложен 4 (по новому стилю 17) ноября 1011 года, а первое богослужение (освящение уже построенного и расписанного храма) прошло 11 (по новому стилю 24) мая 1018 года. То есть намного раньше, чем сказано в "Повести временных лет". Теперь уже эти выводы признали многие ученые на Украине и за рубежом, а также, что очень важно, — ЮНЕСКО.
Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы
Раньше эту фреску описывали как посещение Константинополя княгиней Ольгой и константинопольского монарха называли Константином Багрянородным, однако внешне на фреске византийский император выглядит как брат Анны Василий II
Фреска Софийского собора в Киеве. Реконструкция С.А. Высотского Подписано как Константин и Ольга, не обращайте внимания, посмотрите лучше на красивейшие одежды
Кроме того, в XVII веке митрополит Киевский Петр Могила провел масштабную реставрацию Софийского собора, капитально отремонтировал его и частично восстановил росписи. Он, в частности, распорядился сделать под центральным куполом большую надпись: "Нача здатися (строиться) сей Премудрости Божией храм в лето 1011". То есть он точно указал год начала строительства собора.
Владимир не дожил до окончгания строительства, он неожиданно заболел и скончался в июле 1015 года. После этого началась кровопролитная четырехлетняя война между его сыновьями за киевский престол. В 1018 году его захватил (правда, на короткое время) князь Святополк при поддержке своего тестя польского короля Болеслава Храброго (их полкам тогда удалось разбить дружину князя Ярослава в сражении на речке Буг). В войске польского короля были немецкие рыцари. Вернувшись через некоторое время в Германию, они рассказали епископу и хронисту Титмару Мерзебургскому о том, в чем участвовали и чему стали свидетелями во время службы у короля Польши. Титмар все это записал в своей хронике. В ней содержится и свидетельство о Софийском соборе, в котором сказано, что в Киеве в Софийском монастыре Святополка и Болеслава встречал митрополит Киевский с мощами святых и прочими реликвиями. Раз в этом монастыре находилась резиденция митрополита и хранились христианские святыни, значит, вероятней всего, там уже стоял каменный Софийский собор.
Фреска "Княжий портрет" (реконструкция)
До наших дней эта фреска сохранилась лишь частично, однако мы можем увидеть ее полностью — на рисунке голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда. Он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, с войском которого в 1651 году побывал в Киеве.
[selyanka1 ON:"Побывал" - это очень мягко сказано. В 1649 году Януш Радзивилл во главе литовского войска выступил на подавление восстания Хмельницкого на юге Великого княжества Литовского и на коронных землях на Украине. Взяв Пинск, войска Радзивилла учинили в нём резню, стоившую жизни многим тысячам жителей. Аналогичным образом они поступили в Бобруйске. В июле 1649 года разгромил в битве под Лоевом 15-тысячное повстанческое войско под командованием киевского полковника Михаила Кричевского. В 1651 году разбил казацкие полки под предводительством черниговского полковника Мартына Небабы в сражении под Лоевом, затем вторгся на Украину и захватил Киев, выбив оттуда казаков. -selyanka1 OFF]
Вестерфельд сделал тогда целую серию рисунков: руин Десятинной церкви, Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, Софийского собора… Среди этих работ есть срисованная голландцем фреска "Княжеский портрет", которая тогда еще была почти полностью цела. Она в соборе являлась самой большой по размерам (длина 15 метров) и размещалась на трех стенах.
Рисунки голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда
Если бы заказчиком Софии Киевской был Ярослав Мудрый, то на "Княжеском портрете" была бы изображена его семья, но на ней нарисована семья князя Владимира. Ярослав показан как старший из сыновей.
Очень важный момент: Владимир, его жена — византийская царевна Анна — и их общие дети Борис, Глеб и дочь Феофана одеты в особые плащи — корзна, которые являлись символом великокняжеской власти. Плащ на Борисе отмечен изображениями царских орлов. На старшем сыне Владимира Ярославе, матерью которого была полоцкая княжна Рогнеда, такого плаща нет.
Князь и княгиня более крупным планом, корзна тоже более крупным планом. Рисунки голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда
Сохранившаяся до наших дней часть фрески, даже на остатках былоой роскоши можно расммотреть очень красивые одежды с узорами золотым шитьем
Ярослава отец отправил править Новгородом. Но тот стал предъявлять претензии на великокняжеский престол — решил обособиться, не отправлял дань в Киев и готовился пойти войной на отца. Владимиру ничего не оставалось делать, кроме как готовить свое войско выйти навстречу Ярославу. Однако великий князь неожиданно заболел и умер. Затем разгорелась кровопролитная война за киевский престол, победу в которой одержал Ярослав.
Глеб для войны был еще слишком мал, а Борис (на момент смерти около 25 лет) , которому отец завещал свою власть, стал главным соперником Ярослава. Заручившись поддержкой печенегов, Борис пошел на Киев. Чтобы его остановить, Ярослав подослал к нему скандинавских убийц-варягов. Об этом рассказано в древнем скандинавском сказании — "Эймундовой саге". Когда дружинники Бориса перепились, варягам удалось проникнуть в его лагерь и убить князя. Они принесли отрубленную голову своей жертвы Ярославу. Тот покраснел и сказал: "Ну и быстро же вы управились". Вскоре был убит и Глеб.
В древнерусских летописях вина за гибель обоих братьев возложена на Святополка (ему даже дали прозвище Окаянный). Однако как он мог погубить Бориса и Глеба, если во время их гибели находился в Польше у своего тестя — князя Болеслава Храброго? Тут нужно учитывать, что летопись составлялась после того, как Ярослав окончательно утвердился на великокняжеском престоле. Летописец был вынужден освещать события в угоду правящему князю. А автору "Эймундовой саги" никто не диктовал свою волю, поэтому в ней обстоятельства убийства Бориса описаны с предельной откровенностью и ясностью.
Ну вот после того, как мы узнали подробности исторического детективного расследования по поводу фресoк Софийского собора и рассмотрели красивейшую княжескую одежду самого начала XI века, давайте посмотрим, что еще где сохранилось из визуального
Великий Князь Святослав Ярославич с семьей. Один из сыновей — князь Черниговский Давыд. Миниатюра из Изборника Святослава, 1073 год. Святослав Ярославич - третий сын Ярослава Мудрого
Предполагаю, что на князе тоже корзна - символ великокняжеской власти, раз он имеет титул Великий князь.
Но вот здесь на миниатюре мы видим на картинке подол, рукава и горловину с узором, плюс на рисунке одежда выглядит как сшитая из богатой ткани - художник показал это прорисовкой складок
Это тоже миниатюра, поэтому особых деталей с узорами и золотым шитьем на одежде не предусмотрено. Шелк это или лен, не понять, но по крайней мере видны яркие краски из широко доступных в то время натуральных красителей. Ничего ни серенького, ни коричневого.
Тут тоже узнаваемая корзна - символ великокняжеской власти, раз он имеет титул Великий князь
А вот шелковый халат начала IX века из погребения Мощевая балка в Карачаево-Черкесии на Кавказе, по соседству, в принципе, и не императорская совсем могила Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей, или о чем поведал древний кафтан с сенмурвами Красивейшая золотная вышивка с очень распространенным, популярным и узнаваемый узором с сенмурвами
Ну и в то время существовало огромное количество натуральных красителей, с помощью которых можно было и обычной, не шелковой одежде придавать яркий и красивый вид. Реконструкция костюмов средневекового населения Прикамья IX и X веков
Реконструкция костюмов средневекового населения Прикамья IX и X веков на основе археологических данных с Каневского, Редикорского и Рождественского могильников. "Центр поддержки культурных и социальных проектов "АРТкад"
|
</> |