Образы фильма "Яды, или Всемирная история отравлений" (2001)
selyanka1 — 02.06.2022Публикации о костюмах фильмов интересны всегда. Кажется, что Мастер, написавший публикацию, приоткрывает волшебную занавесь мира, в котором нам не суждено побывать. И оказывается, что все эти потрясающие платья, сияющие бриллиантами диадемы и идеальные костюмы — дело рук наших с вами современников. Сегодня мы взглянем на костюмы фильма "Яды, или Всемирная история отравлений", вышедшего на экраны в 2001 году
Фильм состоит из нескольких историй дней давно минувших. Великие отравители — персидская царица Парисатида, Екатерина Медичи, Александр VI Борджиа и его сын Чезаре оживают во время просмотра фильма и из красивых исторических персон становятся обычными живыми людьми, чему во многом способствуют костюмы, созданные художником Светланой Титовой.
Художнице удалось создать ощущение, что исторические анекдоты рассказывают человеку несведущему в тонкостях истории костюма. Как будто он когда-то слышал о пышных одеяниях и многослойных головных уборах, но представляет их по-своему, и это придает определенный шарм всей картине.
И получается, что мы смотрим на рассказ глазами главного героя, видим то, что он себе воображает.
Александр Андреевич в роли Артаксеркса и Вероника Николаева в роли Статиры
Елена Фомина в роли Парисатиды
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Головные уборы для фильма весили до 7 килограмм и изготавливались почти полностью вручную. Вот на этих фотографиях можно подробнее рассмотреть вышивку и отделку костюмов,.
Костюмы к/ф ";Яды, или Всемирная история отравлений" в музее Мосфильма
Костюмы к/ф "Яды, или Всемирная история отравлений" в музее Мосфильма
Это мой личный исторический экскурс
Парисатида проживала ну в очень древние времена. Родилась она в 440 году до н. э., а умерла в 385 году до н. э.
Чтобы как-то соотнести эти даты с чем-то евроцентристским, чему в российских школах учат лучше остального, напомню, что в 480 г. до н. э. в ходе греко-персидской войны произошло Фермопильское сражение, где героически погибли 300 знаменитых спартанцев.
И вот у этого Ксеркса I была внучка по имени Парисатида, которая вышла замуж за собственного брата и родила ему 5 детей, при этом ее любимчимком был второй сын, которому трон положен не был. Чтобы посадить на трон именно этого сына, она начала серию интриг, чуть не закончившихся гражданской войной. Любимый сын был в процессе убит, после чего Парисатида отомстила всем причастным (убила их) кроме старшего сына Артаксеркса II, правителя Персии. Но зато она отравила его жену Статиру змеиным ядом, и та умерла в жесточайших муках.
Изображений Парисатиды никаких не сохранилось, есть более-менее близкое по времени вот такое
Кроме того, в иранском Персеполисе сохранилась гробница Артаксеркса II, царя Персии, старшего сына Парисатиды и мужа несчастной отравленной змеиным ядом Статиры
Справа гробница персидского царя Артаксеркса II, слева барельеф гробницы с его изображением
Смотрим на костюмы фильма и общего с этими изображениями вообще ничего не видим. Ну , значит, надо посмотреть на что-то еще. Вот карта персидских владений
Империя Ахеменидов в своих самых продвинутых границах, ок. 500 г. до н.э.
И мы же смотрим на рассказ глазами главного героя и видим то, что он себе воображает.
Олег Басилашвили в роли Александра VI Борджиа
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Обратите внимание, даже костюмы слуг, которые появляются в кадре на несколько секунд, проработаны с удивительным вниманием. Эдакий средневековый Бохо.
Вот один из костюмов в фильме. Он выглядит совершенно безумно, но в нем прослеживаются очень четкие элементы, указывающие, что действие происходит эпоху Возрождения – берет на голове пажа, крупный медальон на цепи.
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Еще один мой личный исторический экскурс
Александр VI Борджиа (1431 - 1503 гг.) жил в Италии эпохи Ренессанса ака Возрождения и был вторым Папой Римским из испанского рода Борджиа
Возможно, он, как бывало в ту эпоху, действительно использовал порошок из шпанской мушки (кантареллу) или мышьяк, но многие такие слухи об отравлениях бездоказательны. Правдоподобие имеет только одно обвинение: в 1504 году при папе Юлии II слуга внезапно умершего годом ранее кардинала Микьели признался в тюрьме, что отравил своего хозяина по приказу Александра Борджиа (умер в 1503 г).
Портретов и даже карикатур на Александра Борджиа сохранилось достаточно, чтобы у создателей фильма не было проблем с созданием его образа
Слева портрет Папы Александра VI Борджиа, справа Олег Басилашвили в роли Александра VI Борджиа
Экспозиция в музее Мосфильма
У церковных деятелей (Папы и кардиналов) в фильме очень интересные широкополые красные шляпы
Олег Басилашвили в роли Александра VI Борджиа
Николай Афанасьев в роли кардинала Адриано ди Карнето
Шляпы эти, конечно, достаточно утрированные и даже немного сказочные, но такой вид навеян двумя реальными головными уборами красного цвета
В отличие от многих других атрибутов церковного облачения, эта шляпа не имеет церемониального назначения и является, прежде всего, утилитарным головным убором, носимым в частной жизни
Папа Бенедикт в римской шляпе
Папа римский носит капелло красного цвета с золотыми шнурами (прежде право на красную шляпу имели также кардиналы, пока папа Павел VI не лишил их этой привилегии, и теперь шляпы кардиналов, как и всех других клириков, имеют чёрный цвет).
Галеро происходит от простой шляпы паломников с широкими полями. В церковной геральдике оно используется с разным числом кисточек и в разных цветах. Например, галеро на гербах кардиналов — красное с 30 кисточками.
Галеро кардинала
После смерти галеро висит на могиле кардинала, пока тело не превратится в прах. Это служит напоминанием о бренности земного жития. Как головной убор не используется с 1969 года.
В художественных фильмах такие шляпы во избежание богохульства обычно изображают несколько стилизовано, чтобы было похоже, но не точь в точь как религипзный символ
Костюм и кадр из фильма "Название розы" (Imię rоży)
Но мы же смотрим на рассказ глазами главного героя и видим то, что он себе воображает.
Ну и последнее, как выглядели люди Ренессанса в беретах. Просто несколько портретов
А в качестве третьей, заключительной части посмотрим кадры современного бала, на который попадает герой, встречая там отравителей всех времен и народов.
Екатерина Климова в роли Жанны д’Альбре
Таких сложных и безумных париков, какие использовались в этом фильме, нет, наверное, больше нигде.
Наталья Симакова в роли Екатерины Медичи
Елена Обухова в роли Маркизы де Бренвилье
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Кадр из фильма "Яды, или Всемирная история отравлений"
Абсолютно все прически в фильме выдуманные и никак не связаны ни с какой этнической модой или костюмами
Например, Маркиза де Бренвилье (1630 – 1676) была знаменитой французской отравительницей, убившей собственного отца и других родственником ради наследства, а также по слухам экспериментировавшая с ядами на прислуге и бедняках, которых она посещала в парижских больницах
Елена Обухова в роли Маркизы де Бренвилье
Во время ее жизни француженки носили вот такие прически
Наталья Симакова в роли Екатерины Медичи
Екатерина Медичи (1519-1589), отравившая Жанну д’Альбре, королеву Наваррскую, выглядела вот так
Слева: Неизвестный художник. Екатерина Медичи. Написано с 1547 до 1559 г. Справа: Екатерина Медичи, фрагмент картины работы Анри Соважа, XIX в.
Екатерина Климова в роли Жанны д’Альбре
Жанна III д’Альбре (1528- 1572), королева Наваррская, скоропостижно скончавшаяся на свадьбе собственного сына с дочерью Екатерины Медичи, по слухам этой самой Екатериной Медичи отравленная, выглядела в реальной жизни вот так
Слева: Портрет Жанны д'Альбре работы художника Школы Франсуа Клуэ, 2-я четверть XVI века. Справа: Карандашный портрет Жанны д'Альбре, королевы Наварры, работы художника Школы Франсуа Клуэ, из французской онлайн-библиотеки "Галлика"
Вообще лично мне кажется, что тут сыграл роль Булгаков и его "Мастер и Маргарита".
Маркиза де Бренвилье там появляется среди гостей на балу у Воланда.
Ну а как мы себе бал с отравительницами у Сатаны представляем? Где хозяйка бала вообще голая? Неужто в платьях и с прическами как на портретах? Нет, конечно. Ну вот и поимели такие "полубулгаковские" образы.
Кстати, а давайте вспомним, у Булгакова же тоже куча отравителей на балу Воланда была, поэтому очень так в тему визуализация образов, хоть это и более позднее воплощение
Ну и напоследок речь Чезаре Борджиа, сына Папы Александра VI. Звучит она вот как:
"Травите, господа, травите! Травите всех, кто стоит у вас на дороге к власти, богатству, славе! Травите отцов, матерей, братьев, сестёр, друзей, врагов, соперников, и соперниц, травите любимых и ненавистных, травите праведников, блудниц, злодеев, святых. Травите, и вы обретёте бессмертие, ибо бессмертен только один божественный напиток, имя которому — яд!"
И фото самого Чезаре из фильма:
Андрей Панин в роли Чезаре Борджиа
Андрей Панин в роли Чезаре Борджиа
Отсюда
|
</> |