
Про фату


По следам поста Свадебные платья Медины решила написать про историю фаты в России.
Фата сейчас в современном российском понимании - — это свадебный головной убор, представляющий из себя лёгкое женское покрывало из кисеи, шёлка, тюля или кружев, чаще всего белого цвета. Фата покрывает голову и верхнюю часть тела, причем чаще свисает сзади, оставляя лицо открытым, реже закрывает лицо спереди как мантилья или вуаль
Но атрибутом именно свадебного платья фата в России стала только в начале ХХ века, а до этого была повседневной одеждой типа шали или платка

Фрагмент картины М. Зичи "Венчание цесаревича Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны", 1867 г. Свадьба состоялась в 1866 г. Изображены: великая княжна Мария Александровна, великая княжна Ольга Константиновна, великая княжна Мария Николаевна, великая княгиня Екатерина Михайловна и еще кто-то. Данные дамы на свадьбе присуствуют гостями. Невестами не являются, но носят на голове то, что мы сейчас называем фатой. Вообще существует довольно большое количество картин XIX века с дамами в русских придвоpных платьях, и они все с фатой
Согласно толкового словаря В. И. Даля фата (в народном исполнении) в Российской империи представляла собой большой шёлковый плат, обычно состоящий из двух неразрезанных платков, которыми женщины покрывали голову и часть стана и носили до замужества. По этой причине в русском языке существовала поговорка: "Невеста, до венца, под фатой".

Обратили внимание на то, что ткань индийского производства? Почему она именно полосатая, я не знаю. Но выше головной убор из Метрополитен музея именно полосатый

Индийская полосатая ткань чисто в качестве примера

Слева индийская невеста в традиционном свадебном платье, справа турецкие невесты в традиционных свадебных костюмах

Турецкие невесты в традиционных свадебных костюмах, представляющих разные регионы Турции. Турецкая futa, fota на голове во всех регионах примерно одинаковая
В значении "вид покрывала" (на стол) слово "фата" употребляется в "Домострое" (XVI век). В этом значении в русском языке сохранилась загадка: "Четыре сестрицы под одной фатицей?". Ответ — "стол" (четыре ножки стола — сестрицы, фатица — скатерть).

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния. Шаль на руке -это фата
В свадебном наряде фата (покрывало, шаль, даже полотенце) была символом красоты и в свадебном обряде рассматривалась как продолжение косы невесты .
Фатой-покрывалом (иногда несколькими, разных цветов) закрывали лицо невесты, чтобы уберечь от сглаза.

Славянская свадьба реконструкторов с фатой-платком на голове
Кстати именно поэтому во многих культурах лицо на свадьбе закрывают не непрозрачным платком/шалью, а чем-то вроде завесы из бус (как у некоторых невест из Медины)

На традиционной свадьбе в Рибново, Болгария, невесте раскрашивают лицо в белый цвет, украшают ее разноцветными блестками и покрывают голову вот таким предметом, не знаю, можно ли назвать фатой.
Хотя вот у ортодоксальных евреев сохранились традиции лицо закрывать именно так, чтобы этого лица совсем не видно было. Один с арабами регион, поэтому почти бурка, только по-еврейски

Cовременная ортодоксальная иудейская свадьба.

Еще одна современная ортодоксальная иудейская свадьба. Это какая-то специальная фата еврейской невесты, у которой есть специальное название
Ну а в России на свадьбах начали с фатой экспериментировать, возрождая исторические традиции, кто как понимает и в рамках традиций конкретного региона и временного периода



Обратите внимание, что в шелковой фате присутствует полосатость, не знаю, из Индии привезли ткань или нет

|
</> |