рейтинг блогов

Как одеть людей выдуманного мира / "Волкодав из рода Серых псов" (2006)

топ 100 блогов selyanka111.06.2022 Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006) _900 x 600 2.jpg

В 2006 году на экраны вышел фильм "Волкодав из рода Серых псов", снятый режиссером Николаем Лебедевым  в жанре славянского фэнтези. Фильм был вольной экранизацией романа Марии Семёновой "Волкодав".


"Волкодав" получил сильно неодобрительные отзывы кинокритиков, однако имел большой успех в российском прокате, стал одним из самых кассовых российских фильмов своего времени и полностью окупил свой бюджет. В 2007 году был даже выпущен телевизионный приквел к фильму — сериал "Молодой Волкодав", рассказывающий о молодости главного героя.

Cейчас в 2022 году можно с уверенностью сказать, что в лист каких-либо шедевров и фильмов, которые хочется пересматривать, этот фильм не вошел.
Тем не менее это была первая и достаточно успешная попытка создания в России по-настоящему красивого кино со спецэффектами в жанре фэнтези. Поэтому фильм, безусловно, интересен и заслуживает внимания, в том числе с точки зрения того, как придумывали костюмы и образы
Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Геннадий Макоев - Жадоба

Фильм рассказывает о вымышленном мире, который, как принято считать, обладает многими узнаваемыми, стереотипными и фантастическими чертами языческой, дохристианской Руси, и о странствующем воине Волкодаве, прообразом которого некоторые считали Конана-варвара, поскольку  Мария Семёнова известна как одна из переводчиц саг о Конане.

Художник по костюмам Светлана Титова, создавшая образы героев, была своего рода пионером, поскольку важно было разработать такие наряды героев, чтобы вымышленные одежды из мира фэнтези выглядели реалистично, и у зрителя создавалось впечатление, что в старину жили такие вот люди.

И лично мне кажется, что именно Светлану Титову пригласили не случайно, это она создавала шикарные образы фильма "Яды. Всемирная история отравлений". Вот только очень большая разница заключается в том, что про культурно-материальное наследие древних античных цивилизаций и Ренессанса мы каким-то удивительным образом знаем намного больше чем про людей, живших на территории Русской равнины, хоть славян, хоть еще кого. И даже с фантазиями на эту тему у нас как-то плохо, все сплошное шаманство и тряпки рваные мешковатые как из могилы вытащенные... из фильма в фильм...

Хотя, в принципе, чтобы можно было представить, что там было в реальности в древние времена, вот вам реконструкция жилища Черняховской культуры. Ну явно не Древний Рим, до падения которого всего-то пара веков осталась. И, отталкиваясь от этого вида жилища, представьте, что там могло быть с одеждой в таких постройках. Основная красота, видимо, была в украшениях и в натуральных красителях для тканей, которые серо-коричневыми были вряд ли

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Реконструкция  хижины эпохи Черняховской культуры (II-IV вв.), город Переяслав-Хмельницкий

В общем, одной из самых сложных задач при съемках фильма стали не спецэффекты, а именно создание костюмов героев.

Как одеть людей выдуманного мира?

Ответ на этот вопрос далеко не так прост, он под силу только настоящему, опытному профессионалу. Неопытный может дать волю фантазии и напридумывать таких костюмов, каких никто никогда не видел и видеть не захочет. Или, наоборот, с фанатичной дотошностью одеть Волкодава и его современников в древнерусские, например, одежды и тем самым сузить экранную историю до конкретного отрезка времени на конкретном пространстве. Тогда просторный и самобытный "Мир Волкодава" исчезнет, останется фантазия на тему отечественной истории.

Для фильма было сделано около 1800 костюмов. Свадебный наряд кнесинки состоит из 3000 деталей

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Оксана Акиньшина - Кнесинка Елень Глуздовна


Прежде, чем засесть за эскизы, Светлана Дмитриевна вооружилась фотоаппаратом, блокнотом для зарисовок, запасом карандашей и - пошла в народ. Точнее - в те музеи, библиотеки, а также запасники музеев и библиотек, где можно было получить максимум сведений о народных костюмах всех эпох. В Москве и провинции она изучала работы современных мастеров, сохраняющих традиции народных ремесленников - от ювелиров до "берестянщиков".

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Оксана Акиньшина - Кнесинка Елень Глуздовна

Иногда в своих изысканиях она встречала старинные вещи, поражавшие совершенством, сравнимым с гениальными произведениями великих художников. Орнаменты с плащей викингов, скифский браслет в виде бегущих волков или сребротканый плащ из древнерусского погребального кургана будили фантазию, вдохновляя на создание эскизов к будущему фильму.
Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Кадр из фильма. Волкодав (Александр Бухаров) в стольном Галираде
           

На вооружение были взяты основные принципы костюма, присущие одеждам разных народов. Например, многослойность. Ведь основа костюма практически у всех народов одна - свободная рубаха простого кроя. А уж сверху на нее надеваются пояса, жилеты, юбки, фартуки, украшения.
Бывает, что "верх" нанизывается так густо, что нижняя рубаха выглядывает только обшлагами рукавов. Вот эту щедрую живописную многослойность художник по костюмам и стремилась перенести на экран.

Особое впечатление на художника по костюмам произвел наряд шамана, хранящийся в Музее этнографии в Петербурге. По словам Титовой, пока она фотографировала шаманское одеяние, стараясь не пропустить ни одной детали, она внезапно почувствовала приступ головокружения и чуть не упала в обморок. Служительница музея объяснила это тем, что энергетика одеяний колдуна сильна до сих пор. Костюм древнего шамана лег в основу одежды колдуна из племени харюков.

Этнографических музеев в Санкт -Петербурге два, один называется Российский этнографический музей, второй - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). И там и там наблюдается достаточо большое количество нарядов разнообразных шаманов. Поскольку Светлана Титова не назвала ни музей, ни этническую принадлежность костюма шамана, посмотрим просто на некоторые примеры, которые могли вдохновить на образ

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Несколько примеров шаманов из Российского этнографического музея там представлены как шаманы народов Сибири, так и шаманы Крайнего севера

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Несколько примеров шаманов из Кунсткамеры, представлены народы Северной Америки и Сибири. Еще в этом музее есть огромное количество костюмов из других частей света, например, Африки, но одетые в них люди называются не шаманы, а как-то по-другому, колдуны какие-нибудь

Вот так в фильме выглядит колдун из племени харюков..

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Колдун из племени харюков

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Колдун из племени харюков

Костюмы лесных охотников Харюков были для Титовой особенно интересной работой. В фильме зритель встречается с воинами ненадолго, но с первых же кадров получает максимум визуальной информации о лесных жителях. И большая часть этой информации заключена именно в костюмах: так, например, их мрачная черно-коричневая гамма символизирует угрюмую недоверчивость племени; использованные материалы (кожа, войлок, грубые ожерелья) подчеркивают род занятий, а пятнистость и клочковатость фактур призваны передать ощущение опасности и дикости.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006) 3 w1500_41753551.jpg
Кадр из фильма. Племя харюков

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Племя харюков. В роли вождя племени Нина Усатова

Так же Светлана Дмитриевна рассказала о работе над одеждой рабов из рудников в Самоцветных горах. Несмотря на то, что эпизод с этими рабами длится в фильме всего несколько минут, на его подготовку было затрачено больше двух недель."Сначала мы вручную сшили из грубой шерстяной ткани одежду для рабов и надсмотрщиков, потом, также вручную, покрасили ее. Но больше всего времени ушло на то, чтобы эту одежду…порвать", - рассказывает художник по костюмам.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006) w1500_41753536.jpg
Кадр из фильма. Рабы из рудников в Самоцветных горах

Для того, чтобы придать одеждам рабов вид ветхих лохмотьев, Титовой пришлось самостоятельно проделать практически ювелирную работу, обрывая края ткани буквально по нитке. Перепоручить такую деликатную задачу Титова никому не могла. Причем работать приходилось в респираторах, потому что мелкие части тканей и ниток не давали дышать. Затем эти одежды обжигали и обрабатывали краской. В результате зрителю кажется, что надсмотрщики и рабы в Самоцветных горах одеты в какие-то обноски.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Кадр из фильма. Волкодав в  Самоцветных горах.
 

Прическа Волкодава смотрится на экране настолько естественно, что над актером Александром Бухаровым в съемочной группе подтрунивали, "пугая" его тем, что после премьеры многочисленные поклонники и, что особенно обидно, поклонницы, просто не смогут узнать его в обычном, "не волкодавском" обличии. А между тем, "естественная" прическа стоила немалого труда гримерам и потребовала от самого актера определенной выносливости.

Дело в том, что создать грим для актера, который несколько месяцев должен скакать верхом, размахивать мечом и при этом носить одежду из грубой ткани, кожи и железа, - это довольно непростая техническая задача. Ни один парик не выдержит таких нагрузок. Каким суперклеем его не крепи, он обязательно слетит в самый неподходящий момент, зацепившись, например, за вражеское копье. Понятно, что актер, вынужденный все время помнить о парике, не сможет быть абсолютно раскованным физически. Но... волосы у Волкодава непременно должны были быть длинными, поскольку невозможно представить стриженным воина родом из языческого племени, где длинные густые волос считались средоточием жизненной силы, и добровольно отрезать их мог только самоубийца.

После ряда экспериментов, которые безропотно, к вящему уважению гримеров, снес Александр Бухаров, художник по гриму Елена Ваховская решила, в конце концов, остановиться на технологии наращивания волос, успешно применяемой голливудскими дивами, чьи роскошные "натуральные" прически известны всему миру.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Александр Бухаров - Волкодав

В настоящем кино одинаково важны и масштабные декорации, и отдельные детали. Например, - татуировки. В сценарии "Волкодав из рода Серых Псов" татуировкам, которыми украшены - или, наоборот, не украшены, - герои будущей картины, отводилось важное место, поэтому работа над ними стала серьезной составляющей подготовительного периода.

Татуировки на экране, - это емкая и выразительная деталь, с помощью которой можно серьезно повлиять на течение экранных событий. Вот и в "Волкодаве" главному герою удается оправдаться перед кнесинкой и молчаливо опровергнуть обвинения Лучезара, с первого взгляда невзлюбившего будущего телохранителя двоюродной сестры, потому что у него, Волкодава, пристрастный суд не обнаружил на теле татуировок, которые носили жрецы и воины Мораны. Только не найдя знаков отличия, свойственных слугам могущественной и смертоносной богини, приближенные кнесинки и уважаемый галирадский кузнец смогли поверить, что пришлый молчаливый венн - не наемный убийца, а миролюбивый странник.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Игорь Петренко - Лучезар Лугинич, двоюродный брат кнесинки

В другой раз татуировка помогает Волкодаву доказать, что не зря он кинулся с мечом на незаметного в толпе горожанина, одетого в капюшон, опущенный на глаза. У человека, внезапно метнувшего в кнесинку ножи, спрятанные в широких рукавах, на груди как раз обнаружилась та самая татуировка, которую безуспешно искал Лучезар у самого Волкодава. Торс неизвестного убийцы оказался украшенным изображением головы волка.

Такое же изображение отличает и главного жреца Мораны - Жадобу.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Геннадий Макоев - Жадоба
               
То, что слуги Мораны должны быть отмечены татуированным рисунком, "рифмующимся" с главным символом культа Богини смерти - волком, было заложено в сценарий еще на самом начальном этапе работы над будущей картиной. Но, когда дело дошло до графического исполнения этого символа, перед художником, Маратом Кимом, встала непростая задача. Как ни пытался он изобразить волка - оскаленным, разъяренным, - все равно страшный зверь оставался всего лишь страшным зверем и не более того. Таким даже храброго горожанина не испугаешь, не говоря уже о доблестном воине. Волк Мораны должен внушать сверхъестественный, потусторонний ужас.. В результате художественных поисков появилась вот такая голова волка


Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Татуировки жрецов и воинов Мораны. У Жадобы - на руке, которую ему Волкодав отрубает

Оружие для фильма готовилось в трех экземплярах: макет, тяжелое настоящее оружие, которое актеры будут носить при себе, и легкое складывающееся — для сцен боев

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Анатолий Белый - Винитар, сын Людоеда, жених кнесинки
                 

Марат Ким (арт-директор) рассказал о работе над мечом Волкодава :
"Создание меча Волкодава было отдельной задачей. По легенде этот меч выковал кто-то из предков нашего героя. Меч должен легко узнаваться и выделяться из общего ряда. После продолжительных поисков я, наконец, решил как бы взглянуть на это глазами того мифического кузнеца. Клинок имеет стержень, на который надевается рукоять. А что если рукоять сделана из прутов, обвивающих этот меч наподобие косицы? Ведь это характерная черта племени веннов, к которому принадлежал Волкодав (я ведь давний фанат Марии Семеновой, еще с первой книги). К концу рукояти пруты расходятся как дерево и держат навершие в виде некоего молота. В том же духе сложилась и гарда — дугой книзу как это и положено у славян. В итоге получилась довольно необычная вещь, с дырявым силуэтом, узнаваемая издалека и не примитивная, но архаичная. То, что и было нужно"

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006)
Кадры из фильма

Есть в фильме "Волкодав" забавный персонаж - Нелетучий Мыш. Он гордо восседает на плече Волкодава и всячески помогает ему бороться со злом.

Роль верного спутника героя сыграли сразу три камбоджийские лисицы (дальние родственники российских нетопырей). Зовут крылатых актрис Гоша, Соня и Чира. Они в десять раз крупнее обычных летучих мышей и весят целый килограмм.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006) volkodav_grim2.jpg
Волкодав с Нелетучим Мышем. Картинка, возможно, не очень удачная, но в фильме это животное очень эффектно выглядит.

Всех трех героинь съемки в кино спасли от смерти. В Камбодже их собирались... съесть. Для местного населения лисицы - одно из любимых блюд. И актрис выкупили, когда их уже везли в ресторан.

Поначалу камбоджиек побаивалась вся труппа, думали - вдруг вампиры? А ну как начнут кровь пить?! Но потом выяснилось, что крылатые актрисы питаются только фруктами. И все актеры сразу полюбили зверушек. Особенно Оксана Акиньшина и Игорь Петренко, которые проводили у клетки с лисицами все свободное время - беседовали с ними и кормили мандаринками.

В особо сложных эпизодах азиатскую живность подменял компьютерный дублер. Художники несколько недель изучали повадки Гоши, Сони и Чиры, а потом пересмотрели еще кучу документальных фильмов об этом животном. И нарисовали прекрасную цифровую копию. Рассказывают, что даже оператор-постановщик картины Ирек Хартович в одном из эпизодов так и не смог установить - на пленке запечатлен искусственный или настоящий зверь. Выглядели они абсолютно одинаково.

Как одеть людей выдуманного мира / Волкодав из рода Серых псов (2006) w1500_1400623.jpg
Волкодав с Нелетучим Мышем

Облик дикого зверька, повсюду сопровождающего Волкодава, представляет собой синтез реального животного и компьютерной анимации и разрабатывался в течение двух месяцев на основе программы "SOFTIMAGE/XSI". В процессе работы над Нелетучим Мышом аниматорам пришлось досконально разобраться в анатомии животного и особенностях его поведения. Непривычность работы над персонажем заключалась в том, что в природе крыланы живут верх ногами, и так же пришлось расположить модель на мониторе. Это первый в отечественном кино случай, когда трехмерный персонаж разработан на таком уровне, который позволяет ему действовать на экране наравне с настоящим животным.

Отсюда   Отсюда     Отсюда     Отсюда


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фильм Тарантино - это всегда событие . Особенно на фоне того, что сейчас снимают. Ждешь его как лучик света, как пилюлю среди всего этого вот. Вчера попал в кинотеатр и воззрел сей шедевр , так обласканный критиками и возвышенный во всех обзорах. Итак. 1. Фильм - ода 60-м. ...
Каменты к "СССРу" показывают наглядно, сколько же в Союзе жило всякого говна, которое каталось, аки сыр в масле - торгаши, партейные, "почтовые ящичники", москвожуи, уверенные, что им вся страна должна, а булки растут на дереве, просто воры и мошенники... И ведь никуда оно не делось - у ...
Юрий Власов. Исцеление силой мысли. Из материалов прошлых лет. "Ничего необычного в том, что случилось со мной, нет. Я был чемпионом и действительно самым сильным человеком. Потом десять лет — с 1968 по 1978 год — жил почти, как все, и стал таким немощным, что ...
Оригинал взят в maydan_2014 у amfora в « Жидкий стул фашизма » от 2014-09-22 22:41:00. Ничего не могут украинские политики. Заказали им устроить на Украине фашизм — и то не смогли. Им за последние 20 лет целых пять миллиардов выдали. Дали в руки поводки от националистич ...
И снова текст неустановленного авторства и даты Стрелков в Славянске. Как оно было на самом деле. Рекомендуется в качестве пособия юным бурундучкам и кенгурятам. Однажды в апреле, когда население Донецкой области в едином порыве поднялось на борьбу с киевской хунтой, храбрый казачи ...