Намудрили...
bigdrum — 16.11.2022Короче.
Посмотрел я на фоточку у Германа...
Долго пытался сообразить, как оно, мать его, раскрывается. Погуглил еще. Понял, как оно раскрывается, и охренел...
Вторую фотку рекомендуется открыть в полный размер и сосредоточиться на нижней батарее...
Короче, к сожалению, у меня нет внятного описания и кинематической схемы этого чуда враждебной человечеству мысли, но я предполагаю следующее:
1. Это чудо делали калифорнийские технологические инженеры, работающие в калифорнийской технологической компании, обучавшиеся в калифорнийском технологическом институте, и курившие там калифорнийскую технологическую марихуану.
2. В общем и целом, первым пунктом все сказано...
Прежде всего обращает на себя внимание то, что в конструкции присутствуют элементы, которые поворачиваются в шарнирах практически на 360 градусов. В технике такео возможно только с использованием двойного шарнира (см. заглавную фотку). И всем хороши двойные шарниры, кроме одного - они склонны к перекашиванию.
Далее. Коэффициент сцепления трущихся поверхностей в вакууме отличается от такового в атмосфере. Вы можете много-много раз раскрывать-закрывать что-то в лаборатории, но в космосе оно откажет. Потому что. Еще есть такое явление, как "вакуумная сварка" материалов - но думаю, здесь не только это.
В данной конструкции обращает на себя внимание обилие пар трения. Смотрим на абзац выше и рыдаем. Однако нужно учесть, что данные пары трения также могут состоять из различных материалов, откуда у нас возникает естественная мысль об электрохимической коррозии. Да, в космосе вакуум - но пока это все вместе и сразу доберется до космоса, будут долгие зимние вечера на Земле, понимаете? И наконец, самое вкусное и замечательное...
Статическое электричество.
Обратите внимание - плоскость, поверхность батареи плотно упакована слой к слою. И если немножко потереть, то возникнет замечательный эффект "прихватывания". И даже если он будет незначительный - площадь у нас большая, и суммарная сила у нас довольно существенная.
Во время взлета ракета вибрирует, весь этот гамуз вибрирует, постепенно падает давление воздуха, образуется вакуум, и начинается вакуумное слипание материалов, пусть несильное - но на большой площади. И все это еще и накапливает какой-то электростатический заряд, которому в вакууме просто стекать некуда, отчего сила слипания еще больше увеличивается...
Смотрим на вторую фотку, на центральный пилон нижней солнечной батареи. И видим там два манюсеньких стопора, которые проходят через отверстия в батарее, и защелкиваются на ответной части пилона, при этом несущая и ответная часть пилона находятся практически под углом 360 градусов к исходному. То есть - у нас там двойной шарнир, чудо инженерии...
Мыслю так.
При старте, под воздействием перегрузки и вибрации, происходит деформация пакета. Деформация некритичная, однако из-за накопления статического заряда, и вакуумного притирания материала батарей пакет после снятия перегрузок не возвращается к нормальной форме, как на Земле, а остается деформированным. В деформированном пакете стопоры не могут отцепиться, и батарея остается в свернутом состоянии, к восторгу и восхищению человечества чудом калифорнийской технологической мысли. А двойные шарниры, которые ОСОБЕННО СКЛОННЫ к деформации - только помогают процессу.
Поскольку накопление статического электричества системой зависит от условий запуска - например, наэлектризованности слоев атмосферы, через которые пролетает ракета - а также от состояния батареи (сильно захватана пальцами или нет) зависит эффект вакуумного слипания, нераскрытие батареи происходит не всегда. А обилие пар трения, в которых образуется в силу вакуумного слипания и электрохимической коррозии непредсказуемое изменение коэффициента сцепления - добавляет масла в картину...
Стремление сделать конструкцию компактной и легкой - это похвально, и правильно в космонавтике. Однако надежность иногда требует затрат и издержек... "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" - это как раз тот случай.
Мне кажется, что при попытке пошевелить пакет манипулятором, из-за образования дополнительной силы, а также (возможно) разряда статического электричества на корпус станции, геометрия пакета вернется в норму, стопоры расцепятся, и можно будет производить раскрытие батареи.
.
|
</> |