На соборе 198 года

Граф Д. А. Олсуфьев. Церковь и собор, по моему, действовали очень вяло. Я с самого начала собора звал не на компромиссы с властью предержащею, а на явное отмежевание себя. Мне всегда казалось, что давно бы следовало принять меры церковной дисциплины.
Мне казалось бы, что давно следовало бы принять меры отлучения. На «Петропавловске» матросы в марте избили часть офицеров. Затем в сентябре избили другую часть офицеров. Коллективную ответственность несет весь корабль и вся команда. Необходимо было сейчас же взять от него священника и закрыть храм. Эта элементарная мера при явном злодействе не была принята. В селах, говорят, нельзя закрыть храма, так как есть старушки, которые нуждаются в священнике. А на «Петропавловске» не было и старушек. А что проделывали в Кронштадте, в Севастополе? Нельзя этого оставлять без внимания. Говорят, это относится к политике, партийной борьбе, а мы политикою не занимаемся. Может быть, лучше устроиться с большевиками и получать жалованье? Помещиков грабили — мы молчали, отбирали фабрики — молчали, начали грабить лавры — заговорили… Простите, владыко, меня: мне грустно это, что тогда заговорили, когда лавры начали грабить. Но все же хорошо и то, что теперь заговорили.
Я укажу на один случай в Саратовской губернии, когда после разгрома помещичьей усадьбы один священник прекратил церковное служение: это оказало действие на село. Две недели прождали, а потом стали просить священника возобновить церковную службу. Я знаю влияние протестантских пасторов на немецкие колонии в Саратовской губернии. Ни в 1905 г., ни в 1917 г. в этих колониях не было ни единого погрома и бесчинств. В настоящее время все христианские церкви должны объединиться. Социализм доведен в настоящее время до своих логических последствий. И только от Русской церкви до сих пор мы не слышали протеста против нарушения в настоящее время всех десяти заповедей Божиих. Ясно сказано: «не пожелай скота ближнего твоего, ни вола его, ни села его, ни всего, елико суть ближнего твоего». Ясно сказано: «не убий». Говорят, что церковь не должна вмешиваться в политику. Но первая же из указанных заповедей есть уже вмешательство в политику. В заповеди ясно, против кого она направлена. Мы хотим вести политику соглашения, и тем умываем руки свои в том, что происходит в настоящее время. Слышно, что первый раз анафема будет сказана в Киеве против тех, которые стоят за католичество и за унию.
Надеюсь, что это не так. Все христиане — и протестанты, и католики, и православные — должны объединиться, а не анафематствовать друг друга. Мы анафематствуем католиков и протестантов, а не анафематствуем своих разбойников русских. Поменьше лицемерия! Я был 25 декабря в Пантелеймоновской церкви в Петрограде (довольно известной); церковь была полна молящимися. По моему наблюдению в Петрограде сознательнее молятся, чем в Москве, где сорок сороков церквей. В Петроградских церквах нет той сутолоки, хождения по церкви, как в Московских храмах. Чтение в Петроградских церквах старательное, понятное для слушателей, вводится общее пение. Все это возвышает религиозное чувство и объединяет совершающих богослужение и присутствующих в храме.
После литургии совершен был казенный, ставший анахронизмом, пресловутый молебен об избавлении от дванадесяти языков (вместо большевиков)…
(Голоса: этого не может быть!).
Председательствующий: Св. синодом сделано распоряжение об отмене этого молебна.
Граф Д. А. Олсуфьев: Может быть, это недоразумение… А властям предержащим пели многая лета в Петрограде. Мне почувствовалось горестное разъединение во время молебна. Я сообщил свои впечатления. Может быть, они и не верны… Я понимаю, что апостол призывал повиноваться всем властям, но чтобы петь им многая лета, — едва-ли.
http://www.odinblago.ru/cerkov_p_tihona
|
</> |