
Существует ли какая- то связь между гениальным творчеством и



Надо с прискорбием констатировать , что многие гениальные писатели квасили как не в себя, потребляя алкоголь декалитрами . Ясен пень , творческая стезя поэта , который лирой никогда не приторговывал и писал от широты души , и опасна и трудна, и если мужчина не будет расслабляться , от него же током начнет бить , учитывая, какое напряжение по жизни он испытывает и какой атмосферный столб на него ежедневно давит.
Едва ли не первым на моей памяти начал неистово пастись на литературных алкогольных полях Омар Хайям . У знаменитого персидского поэта в перерывах между классификацией кубических уравнений и восхищением восточными красавицами прямо душа горела синим пламенем пофилософствовать после бурных возлияний. Его девиз — вино и женщины. Не будем углубляться в мистическую и духовную суть, которая является вершиной философии суфизма. Безудержная стихия Хайяма : вино и женщины. Романтический Блок позже в «Незнакомке » соединил его мечты . Вот герой Хайяма заходит в мечеть, чтоб поменять коврик. Рома Нефедов вообще считает , что это зашифрованный код мистики суфизма . По всей видимости, гениальный поэт и философ очень усердно молился дома после вина и женщин , если у него даже коврик истерся. И учитывая что почти все его рубаи буквально пронизывают читателя терпким ароматом драгоценного восточного напитка , то где Хайям , а где трезвость ? )) Однако был ли он на самом деле горьким пьяницей? Ведь мусульманам пить вроде бы запрещено , но факт остается фактом : чаша вина в его стихах приобретает символический смысл чаши мудрости , а сборище пьяных гуляк представляет собой магический философский круг высоких мудрецов.
Тем временем книга истории продолжала листать страницы веков . Открывались новые« золотые далекие дали » . Начало двадцатого. На литературном горизонте явилась яркая звезда по имени Сергей Есенин , растрачивающий свой нежный пронзительный лиризм по кабакам и откровенно признающийся в своих стихах , что похабничал и скандалил , чтобы ярче гореть. Поэт безжалостно растрачивал себя, пижонил и пил по черному , словно в нем вдруг сломался какой-то хрупкий механизм смысла жизни , скандалил , бывал мертвецки пьяный , не брезговал сивухой , но при этом создавал гениальные стихи . Его роман с алкоголем закончился трагически.
Двадцатый век позже явил миру Веничку Ерофеева. Создавалась постмодернистская поэма «Москва -Петушки» во время эпохи застоя и шансы увидеть свет у нее были равны нолю, так как ни один солидный литературный журнал не взялся бы ее печатать, если бы не случилось обыкновенное чудо, а оно случилось. И поэма , написанная , как и «Мертвые души», в прозе, все же увидела свет . По идее ей на судьбе было начертано прозябать в неизвестности, однако она появляется сначала мизерным тиражом в самиздате по требованию автора за 3 рэ 62коп, то есть, по цене бутылки водки , а потом никому неизвестный алкоголик -интеллектуал неожиданно становится мировой знаменитостью. Его поэма сначала была опубликована в Израиле , следом - в Париже и в других странах . И уже позже на родине , после того как начитанный и обладающий феноменальной памятью , но с треском отчисленный со второго курса филфака , он перепробовал множество профессий, в том числе был сторожем вытрезвителя, что довольно показательно для самозабвенно пьющего , а потом кабельщиком телефонной связи в лесу, где маленький строительный вагончик станет для него и Болдино , и Ясной Поляной вместе взятыми. ))
Казалось бы , типичный поток сознания и обычное путешествие бездомного интеллектуала -алкоголика , направляющегося к своей любовнице в Петушки , под пером Ерофеева приобретает притчевую высоту и глубинный смысл пути к Богу под присмотром двух ангелов и становится почти Библейской историей , полной философских и литературных реминисценций вперемеЖку с нецензурной лексикой и отсылками к Евангелию. Но такой стилистический винегрет щедро компенсируется иронической тональностью и наличием интертекстуального диалога с множеством самых крутых произведений классической литературы. И хотя лирический герой всю дорогу самозабвенно квасит, это не мешает ему предаваться высокой философии и блистать бешеной эрудицией. Психоделические картины, возникающие в его воображении во время странствия , исповедь души, размышления о жизни и обществе , общение с разными попутчиками приобретают в поэме фантасмагорические черты и имеют трагический и даже пророческий финал . Широкий культурный контекст поэмы, собственная Вселенная , свои ангелы, свой домашний Бог и даже собственное дьявольское искушение, с которым он ведет беседы , сильно выраженный иронический тон и множественные Библейские подтексты делает ее уникальной русской «Божественной комедией» .
Но по чужим отзывам сложно понять, " Москва -Петушки " на самом деле -гениальная постмодернистская психоделическая поэма или просто черный поток затуманенного сознания алкоголика , как утверждают недоброжелатели- трезвенники и язвенники ? )) Лично я, когда читала поэму , пищала от восторга. Для меня это просто находка : столько тайных смыслов , аллюзий и расшифровок , по сути манускрипт эпохи постмодернизма. )
Свои отношения со спиртным были и у обожаемого Владимира Семеновича Высоцкого. Но уже и так многабукав. А Тебенадыч не дремлет.) Он в этом отношении строг и неподкупен . )
Некоторые утверждают что возлияния стали неотъемлемой частью загадочного русского бытия. Возможно , алкоголь привносил в жизнь поэта особую нотку терпкого драматизма , стимулировал воображение, выступал в роли Музы и являлся релаксантом и антидепрессантом. Было ли проклятое зелье их черной кармой , возможностью забыться от тяжкого бремени славы или волшебным образом изменить мир , или просто стало частью рокового сценария гениальной личности ? Но в любом случае придавало их творчеству трагический и философский смысл ?
А может , есть какая -то связь между творческим воображением и кислородным голоданием , которое неизбежно возникает при алкоголизме? Однажды Стахис оставил по этому поводу довольно любопытный комментарий. stacho2 : Зря, ох зря вы тут наезжаете на кислородное голодание, ставя под сомнение его роль в процессах творчества. Современные ученые, кстати, вот полагают, что пещерные художники тоже испытывали кислородный дефицит, поскольку факелы выжигали кислород в темных пещерах. Как следствие, они переживали галлюцинации и внетелесный опыт, вызванные гипоксией и выбросом дофамина в кровь. А глюки (как, впрочем, и сны) это основа для игры воображения в тех же текстовых экспериментах. Вот вам и прямая связь между "аглютинацией эритроцитов" и фантазийными креативами. Можно пейсателям вообще даже не пить, а нанять ассистента, который будет пейсателя душить слегка для большей успешности писательской деятельности, либо себе самому пакет на голову надевать для стимулирования к творчеству. Стресс сам по себе хороший стимул. Помнится что-то такое было даже. Не помню кто и когда такое практиковал. А кто-то вот гнилые яблоки нюхал. Тоже неплохой подход.)