Первое интервью архиеп. Кирилла в должности главы ОВЦС
diak-kuraev — 13.06.2016 ЖМП. 1990, №6"Отдел внешних церковных сношений имеет хорошую переводческую службу. Мы переводим много богословских трудов, которые, к сожалению, не имеем возможности публиковать. При наличии у нас полиграфической базы мы смогли бы издавать их, что, как мне кажется, представляло бы интерес для широкой церковной общественности.
(И что - много издали за последюущие 26 лет? - д. А.К.)
С этим положением мириться нельзя. Отдел внешних церковных сношений должен иметь возможность публиковать тот богатый материал, который через него проходит или который в нем создается.
Мы учредили коллегиальный орган принятия решений, который условно назвали советом ОВЦС. В его состав, кроме председателя и его заместителей, входят ответственный секретарь и члены ОВЦС. Был создан специальный отдел планирования и анализа, а также ряд новых секторов, таких, например, как сектор социально-религиозных проблем и связи с общественностью, сектор нехристианских религий, сектор по вопросам богословского образования, отдел информации. Создавая новые подразделения, мы одновременно стремимся к общему сокращению персонала Отдела, чтобы достичь снижения общецерковных ассигнований. Мы сознательно пошли на сокращение расходов и хотели бы, чтобы сэкономленные деньги были целевым образом направлены на восстановление Соловецкого монастыря. Мы пытаемся экономить путем наведения большего порядка в работе аппарата.
(интересно обещание помочь монастырю, который еще не существует; первые монахи появятся на Соловках лишь через полгода, и я сильно сомневаюсь, что патриархия им тогда выделила какие-то финансы -д.А.К.).
У многих сложилось превратное понимание экуменизма и, естественно, негативное к нему отношение. Наверное, не случайно однажды в Московской Духовной Академии был задан вопрос: «Чем отличается экуменизм от коммунизма?» Пропагандистские клише докладов на экуменическую тему сформировали в сознании нашей церковной общественности убеждение, что экуменическая деятельность есть нечто навязанное Церкви извне. Определенную долю ответственности за это несет и Отдел внешних церковных сношений. Очень важно, чтобы эти предрассудки были сейчас развеяны. Для этого мы должны давать объективную информацию об экуменическом движении и о нашем участии в нем.
Позвольте мне сказать еще и следующее: цель экуменического движения — единство всех христиан. Наверное, нет ни одного христианина в мире, который бы сказал, что эта цель ошибочна: она утверждается Священным Писанием. Значит, закономерность самой постановки вопроса не вызывает сомнения, но пути осуществления этой цели могут быть различными. Я думаю, что самым здравым пониманием экуменизма является такое, которое подразумевает верность своей Церкви. Под экуменизмом ни в коем случае не следует подразумевать путь компромисса, отказа от своих убеждений.
Я хотел бы успокоить тех, кто боится экуменического движения. Это не измена Православию, это не отход от нашего вероучения, это не предательство по отношению к нашим канонам. Богословская работа на экуменическом поприще в моем сознании всегда ассоциируется с работой археолога: истина лежит в том слое, который мы называем Древней Неразделенной Церковью, когда все христиане были едины. Тогда церковное учение было общим для всех. Задачей экуменистов является как раз эта научно-археологическая работа: надо очень бережно расчистить тот культурный слой, который вырос за века и которым обрамлены многие богословские мнения. Я глубоко убежден, что если мы с нашими братьями и сестрами в других Церквах будем осуществлять именно такую работу, то, с Божией помощью, дойдем до фундамента, который нас всех объединяет.
Итак, главный принцип, которого придерживается Русская Православная Церковь в своей экуменической деятельности, состоит в следующем: не может быть единства, кроме единства на принципах Древней Неразделенной Церкви. Этот подход предъявляет к нашему богословию требование сделать особый акцент на исследовании источников. Серьезный подход к экуменизму, несомненно, вызовет сильное богословское движение в Церкви, направленное на изучение Священного Писания и Предания Церкви".
***
Отличие от сегодняшних деклараций ("Православная Церковь = Единая Святая Соборная Апостольская Церковь Символа Веры") состоит тут в том, что "Древняя Церковь" выступает как некая еще неизвестная величина, которую еще только надлежит установить "археологам".
Как когда-то Андропов ошарашил преподавателей "научного коммунизма" словами о том, что "мы еще не знаем общество, которое построили" (да-да, эта фраза был ему предложена кругом друзей моего отца из пражского журнала "Проблемы мира и социализма"), так и православным богословам экуменический исследовательский проект в таком понимании предлагает не отождествлять наличную православную церковь с Древней, а, пожалуй, и с той, о которой говорится в Символе веры.
***
Еще оттуда же:
"В течение последних 30 лет время от времени собираются Всеправославные Совещания. Я задаю вопрос: а не следует ли подумать сегодня о более или менее постоянно действующем всеправославном Синоде, который бы координировал деятельность всех Православных Церквей?"
|
</> |