На честном слове и на мозжечке
dpmmax — 24.04.2018Удивительная штука - мозг. Исследованный вряд ли больше, чем тот же космос. Сочетающий в себе хрупкость и чувствительность к повреждениям с многократно дублированной защитой от дурака, прежде всего - таскающего этот важный орган в своей черепной коробке. Постоянно ставящий в тупик учёных, которые уже было успокоились и сочли, что вот эта-та гипотеза, выдвинутая ими, вполне рабочая и многое объясняет... упс, снова придётся всё пересматривать.
Было в прошлом и время от времени возникает в настоящем много разговоров о том, что-де мощности своей коры мы используем... и далее шёл разброс в процентах, от 5% до 50%-60%, мало когда кто давал больше. Нет, 146% - это если использовать не столько кору, сколько древесину. Появлялись новые теории, предпринимались попытки разогнать мозг, придумывались всякие турбонаддувы и присадки к топливу, проводились сеансы гипноза и откровенные танцы с бубном. Но нет, супермена так и не родили. Как и суперботана. Хотя, вероятно, некоторые наработки в будущем пригодятся.
Вообще, надо сказать, разговоры о том, что мозг мы, по большей части, используем не полностью, имеют под собою довольно убедительные и веские основания. Примеров довольно много. Самый простой и часто встречающийся - это, как ни странно, деменция, или приобретённое слабоумие. Путём анализа МРТ, данных позитронно-эмиссионной томографии и ряда других методов исследования выяснилось, что чаще всего родные и знакомые пациента - и я об этом не раз вам говорил - начинают замечать изменения в его поведении, нарушение памяти и интеллекта лишь к моменту, когда успело погибнуть порядка 40-60% клеток коры головного мозга. То есть, оставшиеся худо-бедно справлялись с ситуацией - пусть худо и пусть бедно, но как-то тянули до последнего.
Второй пример - это последствия острого нарушения мозгового кровообращения, или инсульта. Ведь человеку в ряде случаев, причём не так уж редко, удаётся после довольно значительной катастрофы, случившейся с мозгом, восстановить утраченные функции и навыки - пусть не всегда, не все, какие-то не полностью - но тем не менее. То есть, работу тех клеток, которые погибли, берут на себя другие. То есть, запас прочности есть, просто этот ресурс использовался в норме не полностью.
Но самый, пожалуй, яркий пример из не особо давних - это пример пациента сорока четырёх лет от роду, который умудрялся жить, причём вполне сносно, практически без мозга. 10% - это ведь не так уж много, согласитесь. При этом он не был прикован к кровати или инвалидному креслу, не находился в спецпансионате - нет, просто жил.
Он бы так и не попал в поле зрения медиков и учёных, если бы не обратился к врачу - мол, что-то левая нога стала слабеть. Тот поглядел назначил снимок мозга - и нефритово остолбенел. А где мозг-то? А нету. Почти. 90% куда-то того. То ли сломал, то ли... А, в шестимесячном возрасте нашли гидроцефалию и по этому поводу поставили шунт, который в четырнадцать лет убрали. Но гидроцефалия - в просторечии водянка головного мозга - никуда не делась, и отмирающая мозговая ткань постепенно, в течение 30 лет, заменялась жидкостью.
Ну да, на момент обследования мужчина, скажем так, интеллектом особо не блистал - IQ у него был порядка 75 баллов - но при этом был вполне себе социально адаптирован, работал госслужащим, был женат, у него было двое детей.
В общем, ряд теорий о работе мозга и о сути сознания учёным после такой находки пришлось пересматривать, чем они сейчас и продолжают заниматься.
Тем не менее, должен вас предупредить, что такая казуистика - вовсе не повод относиться к своему мозгу, как к титановым шарикам. Бережнее, бережнее нужно с ним обращаться. Ну и тренировать постоянно: он ведь, как и любой орган, будучи мало востребован, постепенно атрофируется...
|
</> |