Музей Победы: архитектурный почти детектив

топ 100 блогов moscow_i_ya16.11.2023 Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_170348.jpg

Эта загадка далеко от разгадки, для которой мне, увы, не хватает знаний. Музей Победы задумывали и создавали несколько десятков лет, поэтому я не могу точно ответить на простой вопрос: кто автор замысла музея? Наиболее вероятный ответ: Анатолий Полянский, автор проектов Артека, немалого количества образцов советской курортной архитектуры, а также павильона СССР на Всемирной выставке 1958года (1926-1993). Но тут все так запутанно, что лучше процитирую:
В 1982 году Анатолий Трофимович Полянский был приглашен в уже существовавший к тому моменту творческий коллектив по созданию комплекса памятника Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе в Москве. Стремительное вторжение А.Т. Полянского в неторопливый процесс проектирования Памятника Победы, который длился многие годы (мемориал был заложен в 1960 году), сдвинуло процесс с мертвой точки. Полянский практически завершил комплекс на Поклонной горе (за исключением установки монумента в центре площади) созданием проекта храма Святого Георгия (проектирование и строительство храма были проведены и завершены в 1994-95 годах (после смерти Полянского) с серьёзными отступлениями от первоначального замысла внутреннего и наружного убранства. (источник).
Почему мне так интересно узнать имя автора проекта. Потому что уверена на 99%, что образцом для него послужила храмовая архитектура Европейского Возрождения и российского ампира. То есть, музей был задуман как храм победы.
По поводу того, на какие именно образцы опирался создатель музея, у меня есть две идеи, причем совпадения довольно любопытны. Вообще в замысле музея много странного. К примеру, само его здание увидеть очень сложно: почти со всех ракурсов заметны только колоннада и купол. Или то, что в нем экспозиция занимает по сути занимает подчиненное положение по отношению к... "памятным залам", что ли. Как назвать эти аналоги храмовых помещений?

Итак, для начала мы посмотрим фото музея в разных ракурсах, потом интерьеры (без экспозиции). А также аналоги и аналогии.

2.Почти на всех фотографиях музея получается вот такой странный крест из палки - Церетелиевской колонны - и широкой колоннады, над которой выступает купол музея.
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_143825f.jpg

3.Всадники по бокам колоннады гармонируют с Георгием Победоносцем у подножия стелы, однако не являются его копией. Купол увенчан шпилем (ничего не напоминает?)
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_145545f.jpg

4.
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_150542f.jpg

5.Собственно здание музея можно разглядеть с колоннады, а также из задней части парка.
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_150723f.jpg

Здание  площадью 34 тыс. кв. метров представляет собой куб, стоящий на семи полукруглых основаниях. Возможно, это связано с тем, что по преданию Москва покоится на семи холмах. Гранитные основания диаметром 30 метров находятся ниже уровня колоннады и стен, несущих купол. В основаниях расположены шесть диорам и кинозал. Венчает здание купол с четырехгранным 15-метровым шпилем.
Фасад здания оформлен колоннадой, которая выходит за пределы стен основного здания, поддерживающих купол, и образует полукольцо.
Вот такое странное сооружение.
Я добавляю еще одно фото из интернета и пару красивых фото предыдущих лет.

6.
Музей Победы: архитектурный почти детектив

7.
Музей Победы: архитектурный почти детектив

8.Только так можно увидеть здание целиком
Музей Победы: архитектурный почти детектив

А теперь смотрим найденные мной аналоги
9.Аналог первый. Ватикан, площадь Святого Петра. Вместо собора у нас сделали жуткий кубик и сразу же убрали так, чтобы его не было видно, колоннада у нас поменьше, зато стела выше.
Музей Победы: архитектурный почти детектив

9а.Аналог второй. Проект Храма Христа Спасителя Александра Витберга. Здесь, помимо внешнего сходства,  есть большое сходство по внутреннему наполнению, о чем пойдет речь дальше.
Музей Победы: архитектурный почти детектив

А теперь мы отправляемся в музей, но интересуемся не экспозицией, а тем, что я назвала "памятные залы".
При этом я буду цитировать фрагменты проекта  храма Александра Витберга, посвященного победе в Отечественной войне 1812 года (курсив), и описание музея Победы (прежнее название - музей Великой Отечественной войны)
Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. То есть, его храмы расположены друг над другом.

10.Вход в экспозицию музея Победы на минус первом этаже
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_153421.jpg

Нижний храм: подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды). В этой крипте должны были покоиться герои, павшие в 1812 году. Вечная панихида по ним должна была служиться об убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. Света в нем практически не было.

11.На минус первом этаже ты идешь к залу Памяти и Скорби через зал "Лица победы", где собраны фотографии участников войны.
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_153350.jpg

12. Здесь действительно "пробирает". Меня уж точно.
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_153338.jpg

13.Центральным объектом Зала Памяти и Скорби является скульптурная группа «Скорбь», выполненная Львом Кербелем из белого мрамора.
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_153717.jpg

14.Сходство композиции с Пьетой Микеланджело из упомянутого собора Святого Петра столь велико, что Пьета указана в путеводителе по музею. Фото из Википедии
Музей Победы: архитектурный почти детектив

15.Подвески символизируют слезы. В зале хранятся книги со списками погибших, а также интерактивные экраны, которые выполняют ту же функцию, я  нашла своего родственника.
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_153831.jpg

Второй храм должен был символизировать жизнь, страдание, труд. К нему должна была вести колоннада, украшенная статуями ветхозаветных патриархов и пророков.

16. Зал полководцев на первом этаже в его центральной части (по бокам - выставочные залы) представляет собой подножие гигантской лестницы. Здесь нет статуй, но есть бюсты кавалеров ордена Победы
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_154349.jpg

17.Вид с лестницы. Я поинтересовалась, что находится за ширмой, на которой написано "Музей победы". Оказывается, за ней скрываются входные двери. Раньше вход в музей, по-видимому был здесь, как раз рядом с колоннадой (правда без статуй)
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_155007.jpg

Третий, верхний храм, проектировался в форме круга, купола. Он был ярко освещён и символизировал вечность, бесконечность духа.

18.Вход в Зал славы на втором этаже
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_155026f.jpg

19.Он действительно круглый
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_155107f.jpg

20.Под освещенным куполом - орден Победы
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_155130.jpg

21.Каждый час здесь показывают мультимедийную экспозицию. "История войны за 10 минут". Несколько фото с нее.  Мирный труд накануне войны
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_160054.jpg

22.Битва за Москву
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_160341.jpg

23.Штурм Рейхстага
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_160439.jpg

24.Радость победы
Музей Победы: архитектурный почти детектив 20231112_161018.jpg

На этом заканчиваю свой рассказ и жду мнений тех, кто разбирается в теме лучше меня, в частности, Музей Победы: архитектурный почти детектив archistorik
Про Парк Победы и его сооружения напишу отдельный пост.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
     Летняя мода наполняет новым смыслом слово «свежесть». Выглядеть уставшим от дневной работы или ночной жизни теперь моветон. Лучшие дизайнеры планеты, вдохновленные образами джетсеттеров, предлагают несколько решительных ...
Обнаружила почти полную чековую книжку свекров. Они давно в лучшем из миров, счет закрыт. Но там все их данные. Что делать? Просто выкинуть? Или как? А что делать с нашими использованными? В них остались корешки, но на титульном листе все-все данные. Причем за 20 лет в Израиле их штук 10 ...
В Синаю ездят в основном ради горных прогулок и замка Пелеш, но можно посмотреть еще и местный монастырь - он достаточно старый и живописный. В стиле брынковенеск, если вы про такой слышали, конечно. Это нечто среднее между ренессансом и барокко с национальными валашскими мотивами. Я вот ...
Увидел в ВК у Сергея Бондаренко интересный материал про испанскую подводную лодку В-5 - решил, что стоит представить его на обозрение более широкому числу читателей. Весёлый часовой на палубе республиканской подводной лодки B-5. Предположительно Ма́лага, лето-начало осени 1936 ...
Вчера президент РФ Путин сделал то, к чему его давно подталкивали обстоятельства последних 6 месяцев и небольшая часть общества, ярким выразителем которых стал такой оппонент власти, как Игорь Стрелков. Был был издан Указ об увеличении численности Вооруженных сил РФ на 137 тысяч ...