Музей ПГУПС


Это было почти первое мое кураторское занятие этого года. Если бы я могла, я бы вообще сделала его первым, это бы могло помочь собрать рассеянную мотивацию группы в более направленный пучок света, но... в первые недели были иные мероприятия, нацеленные на создание корпоративного духа.
Итак, в городе есть несколько музеев, связанных с нашим институтом. Есть железнодорожный музей на Садовой, в котором множество удивительных действующих макетов и теоретического материала, рассказывающего о всех сферах и областях применения железнодорожного транспорта. Есть музей на Обводном, новый, красивый, интерактивный, с настоящими вагонами и локомотивами, отремонтированными и блестящими. Есть его предшественник - музей на станции "Паровозный музей", насколько я понимаю, ржавеющие там вагоны и локомотивы все еще можно посмотреть, иногда, возвращаясь с работы, я вижу из электрички бродящих между ними людей. И вот - музей собственно истории института, благодаря которому многие из представленных в остальных музеях экспонатов и появились.

Это общий вид коридора, в котором мы провели половину времени экскурсии. Это только кажется, что тут не интересно. На самом деле на каждом стенде и под каждым стеклом наш чудесный экскурсовод, а по совместительству руководитель этого музея, находил, о чем рассказать студентам. Причем совершенно живыми, настоящими словами, не теми, которыми мы пытаемся официально вуз рекламировать. Может быть, этого человека стоит попробовать привлечь к созданию рекламы?
Но экскурсия начинается ещё раньше, за пределами музея, в вестибюле Юсуповского дворца, в котором сейчас преподаются студентам различные гуманитарные дисциплины типа философии и социологии. Там на одной стене представлены дореволюционные ректоры института, начиная с Августина Бетанкура:

А на другой - руководители, начиная с советского периода, заканчивая нашим предыдущим ректором Ковалевым (портрета текущего ректора ещё нет, не нарисовали):

Сергей Витальевич и студенты. Пришли скептические такие, некоторые опоздали. А вот ведь - стоят и слушают. Даже вопросы задавали.

Здесь в коридоре представлены основные вехи истории вуза. Экскурсовод рассказывает о приезде Бетанкура по личной просьбе императора Александра, об их регулярных встречах просто ради беседы одного умного человека с другим умным человеком, с ними, как выясняется, во все времена было плохо. О проектах, которые они совместно смогли придумать и реализовать. О первом наборе студентов в корпус инженеров путей сообщения в 1809 году.

О том, какими серьезными и известными людьми стали выпускники первых лет, каждый, все до единого. О том, как институт несколько раз менял названия:

Переходим от стенда к стенду, добираемся до эпохи НТР и участии инженеров института в транспортных проектах прошлого века, начиная с прокладки метро:

Студенты внимательно слушают, а я отползаю в конце коридора, чтобы пофотографировать. Ну и для начала селфи, какой же музейный обзор без селфи?

Музей и гуманитарные кафедры располагаются, как уже упомянуто, в одном из дворцов Юсуповых, перестроенном Джакомо Кваренги из деревянной предыдущей версии. А сейчас учатся экономике и истории наши студенты, на переменах выглядывая вот в этот двор с дорожками из брусчатки:

В этом дворе происходит посвящение в студенты и торжественное поздравление выпускников. А я здесь раньше, на скамеечках, маленькой ассистенткой, любила встречаться с творческими коллективами двоечников для дополнительных консультаций и приема задолженностей. С одной стороны на природе веселее, а с другой - у многих пониженная температура и сырость вызывает приток крови в мозг и усиление мотивации, на холодной скамеечке не каждому удается полтора часа гипнотизировать преподавателя мокрыми глазами в надежде на милость :)

А мы тем временем уже переходим в основную часть музея, анфиладу комнат, расположенных вдоль пройденного коридора.

В этом дворце бывали значительные люди позапрошлой эпохи, в том числе интеллектуальная и литературная элита. Говорят, даже Александр наш Сергеевич посещал. Вот прямо вот этот кабинет. А теперь тут

Экскурсовод рассказывает про посетителей Дворца и мимоходом перечисляет несколько смежных музеев, которые могут заинтересовать студента. Я стараюсь запомнить на будущее, студенты, кажется, нет, слишком много информации сразу и очень быстро. Увидев снижение их сосредоточенности, Сергей Витальевич усаживает их отдохнуть на музейные стулья и рассказывает несколько историй без дат и почти без имен. А потом, отдохнувших, приглашает в следующий зал: Кабинет Бетанкура, первого ректора:

Воссоздана рабочая атмосфера. Инструменты того времени и копии настоящих чертежей:

Несколько действующих моделей разработанных первым ректором машин и механизмов:

Кораблик для подъема грунта со дна водоема. Например, для очистки. Или для добычи песка

И с другой стороны:

А вот - модель оптического телеграфа:

Личный телескоп (наверное, потому что я прослушала точно):

А знаете, зачем Исаакиевский дворец на заднем плане? А Бетанкур - один из тех, благодаря которому он построен. Бетанкур придумал способ транспортировки монолитных колонн и их установки. Очень разносторонний и интересный человек (но, повторюсь, для студенческого научного доклада даже его биография все-таки не годится):

Все экспонаты этого зала так или иначе связаны с Бетанкуром. Царь Александр - тот, благодаря которому Бетанкур и попал в нашу страну:

А ещё на отдельном стенде демонстрируются знаки отличия дореволюционных студентов:

Их зачетные книжки и другие документы:

Рабочее место и форма особого инспектора:

И все это, напоминаю, в очень красивом и хорошо отремонтированном помещении:

Кабинет Бетанкура целиком:

Переходим в следующий зал. Эти два зала разделяет Первая Мировая война:

Зачетка студента, которому пришлось учиться в революционное время:

Переносимся из позапрошлого в прошлый век:

Новые технологии, новые приборы:

Лабораторное оборудование:

Детали машин (есть такой курс у инженеров):

Учебники преподавателей института. Представляете, в нашем институте занимались теорией космического полета. Вот одно это как-то намного сильнее заставляет гордиться тем, что ты - часть этого большого и старого вуза. Чем любые сказанные с трибуны красивые слова.

Дальше - две инсталляции. Комната студента:

Это, кажется, был студент строительного факультета:

И ещё есть "блиндаж на Невском пятачке", который у меня на фото смазался. Невский пятачок, сильное и значимое место, где мы были весной, я, пожалуй, потом отдельно покажу. Поставлю в план февраля.
Ещё немного документальных свидетельств:

Предпоследний зал - ещё более современные достижения, в которых есть вклад наших преподавателей и выпускников:

Это метро ездит. Можно нажать кнопочку, и макет заработает. И этот макет действующий:

Диплом студентки, поступившей учиться в конце войны. В послеблокадном Ленинграде - люди хотели учиться.

Наши студенты и выпускники строили БАМ:

Не каждому дано так щедро жить: друзьям на память города дарить...

Здесь, в предпоследнем зале, экскурсия завершается очень честной и нужной беседой. О сравнении всего увиденного: разработок от телеграфа Бетанкура и мостов через Неву до изобретений и достижений последних советских лет, фотографий студентов и студенческих конспектов прошлого - с тем, что происходит сейчас. И в завершении - открытый вопрос, кем хотят быть они, вот эти студенты? Какими людьми: как те, о которых мы говорили, или как те, которых показывает телевизор? Чем заниматься: изобретением новых приборов и алгоритмов, или
Напоследок нас у самого выхода поймала ещё одна сотрудница музея и показала карту международных связей вуза. И фотографии встреч

P.S. Этот текст поставлен не потому, что после выхода двух предыдущих я получила количественно много обратной связи и хочу продолжить "ловить хайп". Если заглянуть в мой план текстов на январь (он у меня в окошке промо), можно увидеть, что он там был изначально. Я только поменяла время планируемого выхода, потому что в полученной в реальной жизни обратной связи большинство мнений были агрессивно одобрительными. Мол, все так, но только ещё хуже. Я не согласна. Более того, я специально сделала в первом тексте пометку, что процессы ПГУПС я вижу с более близкого расстояния, в силу чего мне могут быть заметнее дефекты. Но я хочу писать не только критику - в надежде, что она хоть как-то дойдет до нужных глаз (как в анекдоте про медведя: ну, я услышал, легче стало?), но и про объективно хорошее. Вот Музей ПГУПС - одна из тех хороших вещей, которыми он может гордиться по праву. На которых можно пытаться строить тот самый корпоративный дух. И с посещения которого вполне можно начинать "воспитание" студентов-первокурсников
И кстати, это... Кто пришёл в этот блог на волне вирусного распространения текстов про два института и ждет продолжения, должна сказать, что этот журнал все-таки больше про детей, поездки и путешествия, чем про социально острые проблемы образования. Иногда оно тут бывает, но в ближайшем будущем больше не планируется. Наверное, пора расходиться, да? А то меня пугают значения ежедневной посещаемости блога (я пока не готова становиться одним из первой сотни
|
</> |