Музей ПГУПС
mama_gremlina — 12.01.2020 Музеи есть, наверное, в каждом институте. Музейная коллекция начинает формироваться с момента принятия решения о том, что институту - быть, и продолжает пополняться на протяжении всего существования учебного заведения. Петербургский государственный университет путей сообщения существует уже 211-ый год. Это самый старый из технических высших учебных заведений страны. Это одновременно первый транспортный университет, потому что одной из главных проблем России всегда были дороги (и это техническая проблема, вторая её проблема - гуманитарная и до сих пор не решена). У ПГУПС просто не могло не быть качественного музея.Это было почти первое мое кураторское занятие этого года. Если бы я могла, я бы вообще сделала его первым, это бы могло помочь собрать рассеянную мотивацию группы в более направленный пучок света, но... в первые недели были иные мероприятия, нацеленные на создание корпоративного духа.
Итак, в городе есть несколько музеев, связанных с нашим институтом. Есть железнодорожный музей на Садовой, в котором множество удивительных действующих макетов и теоретического материала, рассказывающего о всех сферах и областях применения железнодорожного транспорта. Есть музей на Обводном, новый, красивый, интерактивный, с настоящими вагонами и локомотивами, отремонтированными и блестящими. Есть его предшественник - музей на станции "Паровозный музей", насколько я понимаю, ржавеющие там вагоны и локомотивы все еще можно посмотреть, иногда, возвращаясь с работы, я вижу из электрички бродящих между ними людей. И вот - музей собственно истории института, благодаря которому многие из представленных в остальных музеях экспонатов и появились.
Это общий вид коридора, в котором мы провели половину времени экскурсии. Это только кажется, что тут не интересно. На самом деле на каждом стенде и под каждым стеклом наш чудесный экскурсовод, а по совместительству руководитель этого музея, находил, о чем рассказать студентам. Причем совершенно живыми, настоящими словами, не теми, которыми мы пытаемся официально вуз рекламировать. Может быть, этого человека стоит попробовать привлечь к созданию рекламы?
Но экскурсия начинается ещё раньше, за пределами музея, в вестибюле Юсуповского дворца, в котором сейчас преподаются студентам различные гуманитарные дисциплины типа философии и социологии. Там на одной стене представлены дореволюционные ректоры института, начиная с Августина Бетанкура:
А на другой - руководители, начиная с советского периода, заканчивая нашим предыдущим ректором Ковалевым (портрета текущего ректора ещё нет, не нарисовали):
Сергей Витальевич и студенты. Пришли скептические такие, некоторые опоздали. А вот ведь - стоят и слушают. Даже вопросы задавали.
Здесь в коридоре представлены основные вехи истории вуза. Экскурсовод рассказывает о приезде Бетанкура по личной просьбе императора Александра, об их регулярных встречах просто ради беседы одного умного человека с другим умным человеком, с ними, как выясняется, во все времена было плохо. О проектах, которые они совместно смогли придумать и реализовать. О первом наборе студентов в корпус инженеров путей сообщения в 1809 году.
О том, какими серьезными и известными людьми стали выпускники первых лет, каждый, все до единого. О том, как институт несколько раз менял названия:
Переходим от стенда к стенду, добираемся до эпохи НТР и участии инженеров института в транспортных проектах прошлого века, начиная с прокладки метро:
Студенты внимательно слушают, а я отползаю в конце коридора, чтобы пофотографировать. Ну и для начала селфи, какой же музейный обзор без селфи?
Музей и гуманитарные кафедры располагаются, как уже упомянуто, в одном из дворцов Юсуповых, перестроенном Джакомо Кваренги из деревянной предыдущей версии. А сейчас учатся экономике и истории наши студенты, на переменах выглядывая вот в этот двор с дорожками из брусчатки:
В этом дворе происходит посвящение в студенты и торжественное поздравление выпускников. А я здесь раньше, на скамеечках, маленькой ассистенткой, любила встречаться с творческими коллективами двоечников для дополнительных консультаций и приема задолженностей. С одной стороны на природе веселее, а с другой - у многих пониженная температура и сырость вызывает приток крови в мозг и усиление мотивации, на холодной скамеечке не каждому удается полтора часа гипнотизировать преподавателя мокрыми глазами в надежде на милость :)
А мы тем временем уже переходим в основную часть музея, анфиладу комнат, расположенных вдоль пройденного коридора.
В этом дворце бывали значительные люди позапрошлой эпохи, в том числе интеллектуальная и литературная элита. Говорят, даже Александр наш Сергеевич посещал. Вот прямо вот этот кабинет. А теперь тут
Экскурсовод рассказывает про посетителей Дворца и мимоходом перечисляет несколько смежных музеев, которые могут заинтересовать студента. Я стараюсь запомнить на будущее, студенты, кажется, нет, слишком много информации сразу и очень быстро. Увидев снижение их сосредоточенности, Сергей Витальевич усаживает их отдохнуть на музейные стулья и рассказывает несколько историй без дат и почти без имен. А потом, отдохнувших, приглашает в следующий зал: Кабинет Бетанкура, первого ректора:
Воссоздана рабочая атмосфера. Инструменты того времени и копии настоящих чертежей:
Несколько действующих моделей разработанных первым ректором машин и механизмов:
Кораблик для подъема грунта со дна водоема. Например, для очистки. Или для добычи песка
И с другой стороны:
А вот - модель оптического телеграфа:
Личный телескоп (наверное, потому что я прослушала точно):
А знаете, зачем Исаакиевский дворец на заднем плане? А Бетанкур - один из тех, благодаря которому он построен. Бетанкур придумал способ транспортировки монолитных колонн и их установки. Очень разносторонний и интересный человек (но, повторюсь, для студенческого научного доклада даже его биография все-таки не годится):
Все экспонаты этого зала так или иначе связаны с Бетанкуром. Царь Александр - тот, благодаря которому Бетанкур и попал в нашу страну:
А ещё на отдельном стенде демонстрируются знаки отличия дореволюционных студентов:
Их зачетные книжки и другие документы:
Рабочее место и форма особого инспектора:
И все это, напоминаю, в очень красивом и хорошо отремонтированном помещении:
Кабинет Бетанкура целиком:
Переходим в следующий зал. Эти два зала разделяет Первая Мировая война:
Зачетка студента, которому пришлось учиться в революционное время:
Переносимся из позапрошлого в прошлый век:
Новые технологии, новые приборы:
Лабораторное оборудование:
Детали машин (есть такой курс у инженеров):
Учебники преподавателей института. Представляете, в нашем институте занимались теорией космического полета. Вот одно это как-то намного сильнее заставляет гордиться тем, что ты - часть этого большого и старого вуза. Чем любые сказанные с трибуны красивые слова.
Дальше - две инсталляции. Комната студента:
Это, кажется, был студент строительного факультета:
И ещё есть "блиндаж на Невском пятачке", который у меня на фото смазался. Невский пятачок, сильное и значимое место, где мы были весной, я, пожалуй, потом отдельно покажу. Поставлю в план февраля.
Ещё немного документальных свидетельств:
Предпоследний зал - ещё более современные достижения, в которых есть вклад наших преподавателей и выпускников:
Это метро ездит. Можно нажать кнопочку, и макет заработает. И этот макет действующий:
Диплом студентки, поступившей учиться в конце войны. В послеблокадном Ленинграде - люди хотели учиться.
Наши студенты и выпускники строили БАМ:
Не каждому дано так щедро жить: друзьям на память города дарить...
Здесь, в предпоследнем зале, экскурсия завершается очень честной и нужной беседой. О сравнении всего увиденного: разработок от телеграфа Бетанкура и мостов через Неву до изобретений и достижений последних советских лет, фотографий студентов и студенческих конспектов прошлого - с тем, что происходит сейчас. И в завершении - открытый вопрос, кем хотят быть они, вот эти студенты? Какими людьми: как те, о которых мы говорили, или как те, которых показывает телевизор? Чем заниматься: изобретением новых приборов и алгоритмов, или
Напоследок нас у самого выхода поймала ещё одна сотрудница музея и показала карту международных связей вуза. И фотографии встреч
P.S. Этот текст поставлен не потому, что после выхода двух предыдущих я получила количественно много обратной связи и хочу продолжить "ловить хайп". Если заглянуть в мой план текстов на январь (он у меня в окошке промо), можно увидеть, что он там был изначально. Я только поменяла время планируемого выхода, потому что в полученной в реальной жизни обратной связи большинство мнений были агрессивно одобрительными. Мол, все так, но только ещё хуже. Я не согласна. Более того, я специально сделала в первом тексте пометку, что процессы ПГУПС я вижу с более близкого расстояния, в силу чего мне могут быть заметнее дефекты. Но я хочу писать не только критику - в надежде, что она хоть как-то дойдет до нужных глаз (как в анекдоте про медведя: ну, я услышал, легче стало?), но и про объективно хорошее. Вот Музей ПГУПС - одна из тех хороших вещей, которыми он может гордиться по праву. На которых можно пытаться строить тот самый корпоративный дух. И с посещения которого вполне можно начинать "воспитание" студентов-первокурсников
И кстати, это... Кто пришёл в этот блог на волне вирусного распространения текстов про два института и ждет продолжения, должна сказать, что этот журнал все-таки больше про детей, поездки и путешествия, чем про социально острые проблемы образования. Иногда оно тут бывает, но в ближайшем будущем больше не планируется. Наверное, пора расходиться, да? А то меня пугают значения ежедневной посещаемости блога (я пока не готова становиться одним из первой сотни
|
</> |