Музей Ханенко. "Любовь, которая посмела назвать себя по имени". Об экскурсии на
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Мне всегда хотелось узнать подробнее о произведениях искусства затрагивающих неудобные темы, о которых у нас до сих пор не принято говорить вслух - произведениях, которые, например, имеют скрытый подтекст и отсылают нас к вопросам запрещенной любви. Ведь мастерство художника, стиль, техника и цветовая палитра, это только способ донести до зрителя какую-то идею, мысль, сюжет. Без ясного понимания сюжета и исторического контекста вряд ли можно оценить изображенное полностью и по достоинству.
Во многих крупных музеях мира уже давно проводят экскурсии гомоэротической тематики, а в день святого Валентина экскурсия «об однополой любви» состоялась и в музее Ханенко. К сожалению, узнала о ней уже постфактум из журнальных статей, хотя большинство экспонатов, которые рассматривались во время её проведения, мне знакомы.
-------------------------------
Экспонатами, избранными в качестве тематических якорей экскурсии, стали картина «Орфей и Эвридика», статуя Святого Себастьяна, икона Сергия и Вакха, и тарелка с изображением Дианы и нимфы Каллисто.
![Музей Ханенко. Музей Ханенко. Любовь, которая посмела назвать себя по имени. Об экскурсии на](/images/main/muzey-hanenko-lyubov-kotoraya-posmela-nazvat-sebya-po-imeni-ob-ekskursii-na-37c756.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vitaviktoria/85877414/2753181/2753181_800.jpg)
Когда мы слышим «Орфей» - вспоминаем романтическую и трагическую историю о смерти любимой и неудачное путешествие Орфея в ад с целью вернуть Эвридику в мир живых. Именно об этом повествует итальянский художник Якопо дель Селлайо на известной спальере «Орфей и Эвридика».
Но история на этом не закончилась. Возвратившись в мир живых, Орфей (по одной из версий) не мог смотреть на других женщин, и начал активно проповедовать однополую любовь. Вакханки же (служители культа Диониса) рассердились и убили его. По другой версии, Афродита и Дионис «заказали» им это убийство, ведь они учили своих верующих любить противоположный пол.
![Музей Ханенко. Музей Ханенко. Любовь, которая посмела назвать себя по имени. Об экскурсии на](/images/main/muzey-hanenko-lyubov-kotoraya-posmela-nazvat-sebya-po-imeni-ob-ekskursii-na-b556d8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vitaviktoria/85877414/2752367/2752367_800.jpg)
Статуя святого Себастьяна (примерно XV век) скромно стоит в углу за камином. Святой Себастьян сейчас считается покровителем гомосексуалов, хотя христианская традиция признает его защитником от чумы. Частично переосмысление образа произошло из-за излишне (как считается искусствоведами) сексуализированных изображений святого (во времена Эль Греко, Питера Поля Рубенса и раньше). Известны истории, когда изображения Себастьяна в церквях заставляло прихожанок исповедоваться в эротических снах с участием святого.
![Музей Ханенко. Музей Ханенко. Любовь, которая посмела назвать себя по имени. Об экскурсии на](/images/main/muzey-hanenko-lyubov-kotoraya-posmela-nazvat-sebya-po-imeni-ob-ekskursii-na-b431dd.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vitaviktoria/85877414/2752594/2752594_800.jpg)
Одна из древнейших икон в музее (энкаустика на доске), датированная 7 веком — изображение святых Сергия и Вакха, римских офицеров, которые отказались от жертвоприношения богу Юпитеру, за что они были переодеты в женскую одежду и так проведены по улицам города. Впоследствии, после отказа от отречения от христианства, они были замучены и казнены.
По одной из версий, их объединяли не только дружеские отношения. Также их образ мог быть отсылкой на традицию церковного брака между старшим по сану церковнослужителем и юным послушником - институт наставничества и покровительства - адельфопоэзис - духовное братство.
![Музей Ханенко. Музей Ханенко. Любовь, которая посмела назвать себя по имени. Об экскурсии на](/images/main/muzey-hanenko-lyubov-kotoraya-posmela-nazvat-sebya-po-imeni-ob-ekskursii-na-148c7e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vitaviktoria/85877414/2752818/2752818_800.jpg)
Миф о Диане и Каллисто, описанный Овидием в «Метаморфозах», нельзя в полной мере отнести к гомоэротическим, ведь по сюжету «мачо» Зевс превратился в Диану, и обманом лишил девственности самую красивую нимфу - Каллисто. Диана же (которая исповедовала девственность) прогнала Каллисто из своего окружения. Эта история вдохновила на создание вечных шедевров многих всемирно известных мастеров - Тициана, Рубенса, Бушара, Фореста и других.
------------------------------
В принципе, достаточно целомудренно, если сравнить, например, с подобной экскурсией в Лувре, который считается самым гомосексуальным музеем в мире — очевидно из-за впечатляющего количества экспонатов наиболее сексуально раскованных эпох - Древней Греции, Древнего Рима, и Итальянского Возрождения. Экскурсия в Лувре начинается с коллекции греческих ваз и многочисленных бюстов любимца императора Адриана - Антиноя, не обходит вниманием и Микеланджело с Леонардо (в частности картины «Святой Иоанн Креститель» и, конечно, «Мона Лиза»), и заканчивается на наполеоновской эпохе.
В The Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке акцентируют внимание на конкретных произведениях - «Портрете Гертруды Стайн» кисти Пикассо, «Купидоне» Микеланджело, «Софи» Тулуза-Лотрека, и коллекции, посвященной однополым обрядам инициации Новой Гвинеи.
Ярые «натуралы» могут обвинить организаторов подобных экскурсий в пропаганде гомосексуальных отношений и следовании модному тренду во времена активной их «декриминализации». Ну, а на самом деле, это просто восстановление «исторической справедливости» и попытка показать, что однополая любовь - далеко не новая тема и она была основой многих культурных движений и явлений на протяжении истории человечества.
Можно по разному относится (и не относится, вообще) к гомосексуализму. Но вне зависимости от нашего личного отношения к этой теме, указанные отношения никуда не денутся. В человеческой истории и изобразительном искусстве они существуют тысячелетиями и обходить эту тему молчанием все равно, что занавешивать тряпочками причинные места на обнаженной натуре...
/источник/