Музей Ханенко. Проект «Искушение святого Антония» мастерская Иеронима Босха,

топ 100 блогов vitaviktoria12.03.2021

В музее Ханенко после пятилетней реставрации презентовали триптих «Искушение святого Антония», созданный в 1520-е годы учениками Иеронима Босха. История атрибуции шедевра и реставрации увлекательна, словно детектив.

Музей Ханенко. Проект «Искушение святого Антония» мастерская Иеронима Босха,

Богдан Ханенко приобрел триптих как оригинальное произведение Иеронима Босха не позднее 1911 года – единственное, что было известно о происхождении картины до реставрации. Во время реставрации выяснилось, что Ханенко купил его в Мюнхене на аукционе знаменитого антиквара Юлиуса Бьолера, к которому триптих попал из коллекции французского психиатра Анри Гимбая. 

То, что это копия, выяснили уже в 1927 году, но до наших дней было неясно, кем и когда она выполнена. Изучая триптих, украинские исследователи пришли к выводу, что работа была создана учениками мастерской Босха примерно в 1520-х, спустя четыре года после смерти художника. 

Копия, которая находится в Киеве, считается одной из самых старых и лучших – это несколько лет назад подтвердил и Питер ван дер Бринк, один из ключевых исследователей нидерландского искусства в мире. Любопытно, что триптих «Искушение святого Антония», находящийся в Музее старинного искусства в Лиссабоне, долгое время считали единственным оригиналом – но сейчас и его относят к вероятным репликам мастера.

Наиболее интересными кажутся толкования странных созданий, которые завораживают зрителя в работах Босха. Головоногие, рыбы-тараны, демоницы с распоротым брюхом, люди-инфанты, ряженые; горшки, из которых торчат ноги, выпученные глаза на брюхе - воистину фантастический мир.
Наиболее интересными кажутся толкования странных созданий, которые завораживают зрителя в работах Босха. Головоногие, рыбы-тараны, демоницы с распоротым брюхом, люди-инфанты, ряженые; горшки, из которых торчат ноги, выпученные глаза на брюхе - воистину фантастический мир.

Время создания работы определено с большой точностью – это 1520-е годы. "Мы нашли подготовительный рисунок, который лежит под слоем живописи, – посвящает в тонкости работы реставраторов Елена Живкова. – И этот рисунок оказался очень творческим: он не выглядит как точная копия, он не "рабский", а свободный.

Это, а также данные о происхождении дерева, на которое был нанесен живописный слой, дает нам возможность сделать вывод, что наш триптих очень близок к двум самым знаменитым копиям картины – полной версии произведения из Музея изящных искусств в Брюсселе и левой панели из музея Прадо в Мадриде. Они созданы в 1520-е годы, и мы полагаем, что и наша копия датирована тем временем – когда мастерская Босха после его смерти в 1516 году еще продолжала активно работать. Вероятно, эта работа кисти тех же мастеров, которые вместе с Босхом трудились и над оригиналами его картин".

Музей Ханенко. Проект «Искушение святого Антония» мастерская Иеронима Босха,

По словам куратора проекта Елены Живковой, снять шедевр такого уровня из экспозиции и отправить на реставрацию – задача почти невозможная, но сделать это было необходимо, чтобы сохранить работу. "Сколько я помню триптих, он постоянно "болел". На его створках – центральной и левой – периодически появлялись вздутия, грозившие осыпаться, и мы могли потерять шедевр". 

В процессе реставрации мастера выяснили, почему 500-летняя картина "болела". Оказалось, в конце ХІХ века триптих реставрировали в Германии – срезали живопись с левой и центральной аутентичных дубовых панелей и перенесли на полотно. Именно это старая травма вызвала угрозу осыпания картины. Теперь, чтобы сохранить картину, триптих нужно содержать в герметичном киоте.

Музей Ханенко. Проект «Искушение святого Антония» мастерская Иеронима Босха,

Триптих «Искушение святого Антония» – признанный шедевр европейской живописи. Во всем мире есть не более 15-ти его копий – полных и фрагментарных. Работа посвящена популярному в Средневековье сюжету – сверхъестественным искушениям, которым подвергся святой Антоний во время пребывания в египетской пустыне.

"Босх творил в те времена, когда живопись была максимально близка к религии и философии, – говорит куратор проекта. – Но его визуальные размышления никогда не выглядели как поучительные проповеди. Они будто специально были придуманы для того, чтобы приобщить зрителя к распутыванию скрытых смыслов и решению символических квестов. Если добавить к этому постоянное балансирование художника между земным и «виртуальным» мирами, черным юмором и легкой иронией, а также на грани социальной сатиры, то получается, что образы Босха, растиражированные теперь интернетом на множество цитат, можно рассматривать как архетипы современного искусства". /источник/

Проект «Искушение святого Антония» можно увидеть в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко с 5 марта по 30 апреля.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Больничный комплекс в Сокольниках строился на средства известных благотворителей, братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных, в честь которых она и получила свое название строилась с 1885 по 1913 годы. В строительстве принимали участие три известных архитектора: Фрейденберг, Чичагов и ...
"Он в затылке почесал - мол куды б мне, я по горлу постучал - мол в кабак..." Какие ассоциации вызывает у вас слово "Уралмаш"? На днях из Томской области ко мне в гости приезжает сослуживец. В письме он спросил меня, что можно посмотреть в Екатеринбурге, помимо центра, который ...
Интересно стало. Ходишь там во всякие супермаркеты, эконом-класса и покруче и замечаешь, например: приходят люди, набирают полные тележки, но на кассе пакетики не берут, а достают в лучшем случае сраную старую сумку, а бывает и старый затертый до ...
надо будет вылезти и пройти 50 метров. ...
...Уже полтора тысячелетия стоит на одной из площадей Дели железная колонна высотой 8 метров, диаметром 65 сантиметров, весом 6,5 тонн. И, несмотря на жаркий и влажный климат Индии, на ней нет ни единого ржавого пятнышка. Это объясняется тем, что колонна сделана из чистого железа. А ...