Музей Ханенко. "Ян-Гуйфэй выходит из купели". Китай, 18 — начало 20 века,
vitaviktoria — 15.03.202113 марта начался второй месяц года по традиционному китайскому календарю. Символом этого месяца является цветок абрикоса и его воплощение — богиня абрикосового цвета, одна из четырех знаменитых красавиц древности - императорская фаворитка середины 8 века Ян Юйхуань, более известная как Ян Гуйфей («Ян, вторая жена императора»).
О ее бурной судьбе и противоречивой роли в управлении государством написаны поэмы, прозаические фантазии разных эпох, а в новейшие времена еще и сняты фильмы различной продолжительности и исторической и социально-психологической достоверности. Каким бы ни было отношение авторов к Ян Юйхуань, все они признавали не только ее физическую красоту, но и интеллект и таланты, благодаря которым она так сильно возвысилась над своим окружением.
Многие стремились разгадать «секреты» харизмы и красоты Ян Юйхуань. Красота интересовала людей, пожалуй, больше, чем её образованность и совершенная игра на лютне пипà. Одним из ее секретов считалась мазь, в состав которой входили измельченные сердцевины абрикосовых косточек.
Подчеркивали также и необычную фигуру Ян Юйхуань - образ ее тела изменил стандарт женской красоты на следующие две сотни лет как минимум. Чтобы считаться красивыми, как фаворитка Ян, придворные дамы должны были набирать вес. По преданию, привлекательность ее форм поразила императора, когда он увидел, как Ян, в то время жена одного из его сыновей (!), выходила из купели.
«Гуйфей выходит из купели» - отдельная тема в китайском искусстве, где изображение обнаженной натуры явление нечастое. За этим стоит даже не стыд наготы, как думалось бы, а скорее нежелание остаться без одежды.
Как и во многих других культурах мира в разное время, в старосветском Китае костюм создавал «социальное тело» человека, и был частью его идентичности, как перед другими, так и в его самосознании. Расстаться с одеждой означало вычеркнуть значимые ориентиры в общении и в понимании самого себя. Поэтому добровольная частичная или полная обнаженность «подходила» разве божеству или герою - тем, кто находится вне общества по очень уважительным причинам.
/Текст подготовила эксперт по китайскому искусству Марта Логвин/
|
</> |