Москва. Северный речной вокзал


Выйдя из метро "Речной вокзал" мы направились к цели через парк Дружбы. По дороге я наткнулся на несколько монументов. Один из них - "Подвигу Советского Союза датская благодарность". Это стела, подаренная СССР датским объединением инвалидов борцов за свободу в память о вкладе СССР во Вторую Мировую войну была установлена в 1986-м году.


Пройдя еще немного я увидел монумент в честь Венгеро-Советской дружбы, открытый в 1976-м году (это копия аналогичного монумента, открытого в Будапеште на год раньше):


А пройдя вперед еще немного я подошел к двум скульптурным группам, созданным одним из лучших русских скульпторов прошлого столетия В. И. Мухиной (помимо нее над скульптурами работали скульпторы Н. Г. Зеленская и А. М. Сергеев). Обе они были поставлены в 1963-м году. Одна из них именуется "Хлеб":



Другая - "Плодородие" (если "Хлеб" Мухина делала сама, то "Плодородие" скульпторы создавали уже после смерти Мухиной, используя ее эскизы):




Переходим Ленинградское шоссе и входим в парк Речного вокзала, который был разбит в 1936-1938 годах.

У входа в который посетителей встречает скульптура "Водный путь", установленная в 1937-м году:


Ее автор - скульптор Ю. А. Кун.


Интересно, что точно такая же скульптура украшает шлюз №5 канала имени Москвы.

Ограда парка (ее автор - архитектор И. Д. Мельчаков):

Центральная аллея выводит к зданию вокзала:

А по бокам виднеются два фонтана


Эти фонтаны существовали в парке изначально и именовались "Север" и "Юг", но с течением времени от них остались только чаши. В ходе реконструкции вокзала и парка фонтаны восстановили по архивным данным.



Выходим к зданию вокзала.

Он строился в 1933-1937 годах.

Его авторами стали "перековавшиеся авангардисты" архитекторы А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский (оба они были основателями "Аснова" - одного из главных объединений в архитектуре советского авангарда 20-30-х, а Рухлядев и вовсе начинал еще в "Живскульптархе", одном из самых первых авангардных объединений архитекторов).


А поскольку теперь требовалось "овладевать классическим наследием", архитекторы взяли за прототип Дворец дожей в Венеции. Впрочем, прототип они сильно изменили, да к тому же постарались придать зданию вокзала облик корабля.





Порталы главного входа с обеих сторон вокзала украшают фарфоровые медальоны:


Изготовлены они были на ЛФЗ известным скульптором-керамистом Н. Я. Данько.

Медальоны со стороны города:


Ледокол "Красин":



А это явно линкор типа "Петропавловск" (интересно, кого именно изображала Данько - "Марат", "Октябрину" или "Парижанку"):

А это, возможно, "Аврора" (во всяком случае некоторое сходство есть):






Теперь посмотрим медальоны с другой стороны.
Московский театр Красной армии



Станция метро "Киевская" (о ней я как раз планирую пост):

Красная площадь:


Дворец советов:

Кремль:


Танк Т-26 ранних серий с двумя башнями (интересно, что к моменту создания медальонов он уже был снят с производства):



Еще один декоративный элемент - четыре статуи. Они изображают красноармейца, краснофлотца, колхозника-северянина и колхозницу-южанку (их авторы - скульпторы М. Ф. Листопад, С. Н. Попов, Ф. Г. Блюм):




Статуи можно рассмотреть подробнее, если спуститься в цокольный этаж здания. Там стоят то ли копии, то ли наоборот, подлинники:




Прогуляемся по галереям, окружающим здание вокзала:








В торцах здания на площадках расположено два фонтана. Один из них, "Южный" или "Черноморский" создал скульптор И. С. Ефимов:




Другой фонтан, "Полярный" или "Северный", создал ученик Ефимова, скульптор Л. А. Кардашев:





Эти фонтаны не единственные. Вот еще фонтанчик, расположенный в углу здания:


Теперь посмотрим интерьеры здания. Центральный вестибюль:





В соседнем зале фрески изображают права граждан СССР:






Внутри был выставлен какой-то проект летающей машины (меня он не слишком интересовал, скорее мешал):



Коридор:





Ресторан:



ВИП-зал для главного ВИПа страны.


Перила лестницы в цокольный этаж:


Павильоны причалов:



И какой-то технический павильон:

|
</> |