Саратов. Проспект Столыпина.

В рассказе об этой улице нельзя не упомянуть и тот факт, что название проспект Столыпина совсем свежее: улицу переименовали 18 апреля 2022 года. До революции она звалась Немецкой улицей, в 1917-м году стала улицей Республики, а в 1935-м году - проспектом Кирова. Характерно, что переименовали улицу волевым решением властей в лучших большевистских традициях, а подавляющее большинство населения (согласно независимым опросам - 83%) выступало против переименования.
Начнем наше знакомство с улицей со здания Саратовской консерватории, которое стоит на участке под номером 1, и является одним из главных символов города:

Изначально здание было построено в 1902-м году по проекту архитектора А. Ю. Ягна и оформлено в русском стиле. Вот как оно выглядело тогда:

Сейчас свой изначальный внешний облик сохранили только дворовые фасады здания:



Здание саратовцам категорически не понравилось, его ехидно называли "элеватором" (Ягн построил в Саратове несколько паровых мельниц), так что в 1910-1912 годах была произведена реконструкция здания, в ходе которой перелицевали его фасады.

Перестройку здания поручили вести архитектору С. А. Каллистратову, который переоформляет здание в духе неоготики (забавно, что немец Ягн для оформления выбирает русский стиль, а русский Каллистратов - неоготику).


В ходе перестройки здание обзавелось тремя башнями с шатровыми крышами, эркерами и лепным декором:












Однако самая необычная деталь декора - странного вида воющие существа (то ли волки, то ли собаки, то ли вообще демоны), расположенные в центре фасада:


Чтобы разместить такое на консерватории, следует быть троллем даже не 99, а 999 уровня!

Впрочем, существует местная байка, что якобы Каллистратов заявил, что данные существа - это пять городских чиновников, тянувших с утверждением сметы на строительство.

Мемориальная доска на здании напоминает о том, что именно в зале консерватории была провозглашена в Саратове советская власть.

Участок под номером 5 занимает дом Замоткиных, построенный, вероятно, в 1850-е годы:


На противоположной стороне сразу два участка под номерами 6 и 8 занимает эффектная сталинка, построенная в 1956-м году архитекторами В. С. Араловым и Т. Г. Ботяновским.

Хотя уже в 1955-м году вышло постановление ЦК "о борьбе с излишествами в архитектуре", этот дом все-таки успели завершить:




К этому дому примыкает дом Красовского, построенный в 1911-м году в стиле модерн:




Участок на противоположной стороне занимает дом Эрфурта:


В разных источниках говорится о том, что здание было построено либо в конце XIX века, либо уже после 1908 года.

Судя по всему, после 1908 года была произведена перестройка, в результате которой из двух существовавших ранее одноэтажных домов, принадлежавших тому же самому владельцу, был построен тот дом, который существует в наше время.

Здание отличается забавным декором. Для 1908-го года он уже явно старомоден, однако возможно, что владелец дома и/или архитектор были традиционалистами.



К этому дому примыкает доходный дом Дружинина, построенный в 1870-е годы:

Его автором предположительно является архитектор А. М. Салько


К этому зданию примыкает кинотеатр "Пионер", украшенный эффектным декоративным панно:

Самое интересное, что в основе своей это бывший католический собор:

Он был дважды перестроен, сперва в 1938-39м:

И в 1965-м:

Перед зданием кинотеатра установлен памятник Саратовской гармошке:

Напротив кинотеатра стоит дом Уфимцевой-Бестужева:

Изначально он был построен в 1860-м году и имел два этажа.


А в 1908-1912 годах здание было надстроено третьим этажом по проекту архитектора А. М. Салько

Интересно, что именно в этом доме останавливался во время пребывания в Саратове автор "Трех мушкетеров" Александр Дюма.

Следующее скопление интересных домов находится уже в следующем квартале. Сразу три интересных здания выстроились подряд по нечетной стороне улицы. Открывает его доходный дом Парусиновых, построенный в 1899-м году:




К нему примыкает дом Полякова, построенный, вероятно, во второй половине XIX века.


Его украшает парочка очень симпатичных атлантов:



А далее стоит интересный конструктивистский жилой дом:


А к этому дому примыкает Доходный дом Юрьева, построенный в конце 1880-х годов:




На противоположной стороне улицы выделяется дом Красулина, построенный в 1912-м году по проекту архитектора Марсова:




Подходим к зданию гостиницы "Волга", в которой я, как уже упоминал выше, жил в Саратове:


Гостиница эта изначально именовалась "Астория" и была построена в 1914-1917 годах


Автором здания стал архитектор С. В, Каллистратов (тот самый, который перестроил здание консерватории).




Гостиницу украшали статуи рыцарей и юношей, а также головый женщин на центральном куполе, созданные по эскизам скульптора Н. П. Волконского. Выглядел этот декор так:

Женские головки, увы, пропали с концами, рыцари сохранились до сих пор:



Но интереснее всего получилось с юношами. Изначально они (как это видно на вышеприведенном фото) сидели, обхватив колени руками. Однако почему-то в 1934-35 годах их заменили на другие фигуры и в наши дни юноши стоят на коленях:




Гостиницу эту я выбрал для поселения в первую очередь руководствуясь двумя критериями: с одной стороны мне казалось интересным пожить в памятнике архитектуры, с другой стороны расположена она была в самом центре и стоила недорого. Увы, это была большая ошибка. Из всех гостиниц, в которых я жил в этой поездке (в Симбирске, Самаре, Саратове и Сызрани), эта оказалась самой неудобной. Кровати оказались катастрофически жесткими и узкими (примерно на уровне вагонной полки в плацкарте), бойлер в ванной маломощным (так что мыться сразу друг за другом было практически невозможно), а завтраки довольно средних достоинств. Честно говоря, я бы простил все эти недостатки, если бы в гостинице сохранились изначальные интерьеры в стиле модерн, но увы, от них остались только вестибюль первого этажа и перила лестницы:









Напротив гостиницы стоит здание Саратовского филиала Санкт-Петербургского ломбарда:

Его автор - архитектор В. К. Карпенко:



Оно было построено в 1915-м году, так что не стоит обманываться 1888-м годом на фасаде, это год основания самого Санкт-Петербургского ломбарда:



Еще одно любопытное здание в стиле модерн занимает участок под номером 35а:


Выходим к перекрестку с улицей Вольской. Один из углов занимает особняк П. А. Никитина:

Он был построен в 1890-м году по проекту А. М. Салько.


Никитин активнео вращался в цирковых кругах, так что дом посещали такие известные циркачи, как дрессировщики Дуровы, борцы Иван Поддубный и Иван Заикин, клоун Виталий Лазаренко.

Главный вход в здание фланкируют две кариатиды:



А на доме висит мемориальная доска, посвященная самому Никитину и его братьям:

|
</> |