Москва иудейская

топ 100 блогов dmitry_sasin01.06.2023 Сначала хотел назвать этот пост "Москва еврейская", но потом подумал, что не все евреи - иудеи, в смысле не все верующие, не все ходят в синагогу. По крайне мере среди моих знакомых евреев в синагогу либо никто не ходит, либо они это тщательно скрывают. Цель - сделать обзор мест в Москве, которые связаны именно с иудейской религией. В различных течениях я не разбираюсь, поэтому подробностей такого рода не будет. Фотографии мои за исключением старых и сделанных внутри зданий.

Москва иудейская

    Евреи начали селиться в Москве в 17-м веке. В 19-м веке, когда поселение евреев за чертой оседлости было запрещено, только евреям-кантонистам было разрешено селиться в городе после окончания военной службы. Кроме того, с 1828 года по 1856 год евреям-купцам разрешалось временно проживать в Москве в специально отведенном Глебовском подворье (с запретом выхода за его пределы в ночное время). В 1848 году в городе проживало 313 евреев. В 1861 году во время правления Александра II было разрешено «полезным евреям» (торговцам, специалистам, ученым и ремесленникам) селиться в Москве, и несмотря на указ 1879 года, запрещавший евреям проживать в «исконно русской столице», к 1890 году число евреев в городе возросло до 40.000. Также было сделано несколько исключений, например для Исаака Левитана. В этот период также были построены в Москве главные синагоги, гимназии и благотворительные заведения еврейской общины.
    В настоящее время в Москве работают 5 синагог: Большая хоральная синагога, синагога на Большой Бронной, синагога в Марьиной Роще, Мемориальная синагога на Поклонной горе и синагога в Отрадном в составе Духовно-просветительского центра трёх религий в Отрадном. Есть ещё общинный центр горских евреев в Сокольниках и мессианская синагога "Шомэр Йисраэль" в Измайлово, но я до них пока не добрался. Есть ещё синагоги в Мытищах, Малаховке, Салтыковке, но это уже не Москва.

2. Главный храм иудеев в Москве - Большая хоральная синагога, в которой проводятся все самые значительные религиозные мероприятия евреев.
Москва иудейская

    Первым домом для молитв евреев был большой двухэтажный дом на Солянке, который арендовало Московское правление Еврейской общины  При синагоге были открыты училище и приют «Талмуд-Тора» для детей-сирот и еврейское ремесленное училище имени Александра II. Первая хоральная синагога в Москве была торжественно освящена 1 июля 1870 г.
    В 1880-е годы председатель еврейской общины Лазарь Поляков приобрел в Большом Спасоглинищевском переулке участок земли, на котором по проекту архитектора Семена Эйбушитца было между 1893 и 1896 гг. возведено новое здание хоральной синагоги. Интерьеры синагоги переделаны по проекту Р.И. Клейна в 1906 г.
    Новую синагогу предполагалось освятить в марте 1891 г., но московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович начал правление с выселения еврейского населения из столицы. В 1892-м Московское еврейское общество получило предписание продать здание или обратить его в благотворительное заведение. Синагога была переоформлена в училище-приют, и такой статус сохранялся до 1897 года. В течение двух лет московское еврейство сократилось в десять раз и к 1893 г. составляло 7 тысяч человек. Это были купцы первой гильдии, промышленники, дипломированные специалисты и солдаты-отставники, получившие право на жительство при Николае I.
    По первоначальному плану, синагогу должен был украшать купол. Но он возведен не был. По существующей легенде, Великий князь Сергей Александрович, проезжая по городу, увидел строящийся купол и, решив, что идет строительство церкви, перекрестился. Когда генерал-губернатору разъяснили его ошибку, он пришел в неописуемую ярость и приказал купол убрать. По другой версии купол не дал построить прокурор Синода, якобы получивший множество жалоб от православных, что купол синагоги оскорбляет их религиозные чувства. Серебристый купол со звездой Давида был построен только в мае 2001 г.  Он перекликается с куполом расположенного неподалёку собора Иоанно-Предтеченского монастыря.
    У зданий синагог нет какого-то канонического стиля, главная их задача - не сильно выделяться. И это понятно, история еврейского народа помнит множество погромов и изгнаний. Все московские синагоги построены в разных стилях.

3. Хоральная синагога представляет собой купольную базилику с четырьмя молельными залами и балконами для женщин.
Москва иудейская

4. Также в здании находится Главный раввинат, Раввинский суд СНГ и Балтии, работает духовное училище.
Москва иудейская

5. Интерьеры (из Википедии).
Москва иудейская

6.
Москва иудейская

7. Служебный флигель синагоги. В окне флигеля я разглядел скромную вывеску "кошерный ресторан". Форма прутьев решётки напоминает ханукальные светильники.
Москва иудейская

8. На территории синагоги находится символическая стена плача.
Москва иудейская

9. Синагога на Большой Бронной, она же синагога любавических хасидов.
Москва иудейская

10.
Москва иудейская

    Построена в 1880-х гг. по заказу промышленника и банкира Лазаря Соломоновича Полякова архитектором М.Н. Чичаговым. Под домашнюю синагогу был приспособлен жилой дом, выходящий фасадом на Большую Бронную улицу. Здание получило красивый фасад в мавританском стиле. О назначении здания говорило оформление главного входа, завершившегося барабаном со шлемовидной головой, увенчанной шестиконечной звездой. Территория синагоги была обнесена оградой, а в здании был предусмотрен подземный ход для спасения молящихся в случае возможных погромов. Это было первое здание в Москве, построенное как синагогальное. В период с 1892г по 1906г, когда по приказу городских властей была закрыта Большая хоральная синагога, Синагога на Большой Бронной фактически была главной синагогой Москвы. Здесь же, в усадьбе Полякова, в 1914 году, прихожане и общественность Москвы простились с Лазарем Соломоновичем Поляковым".

11. Такой синагога была изначально.
Москва иудейская

    В конце 1930-х гг. вновь закрыта, кантор М.-Х. Гуртенберг расстрелян по обвинению в контрреволюционной пропаганде. После Великой Отечественной войны здание было передано Всесоюзному центральному совету профсоюзов, а затем Дому художественной самодеятельности, и в середине 1950-х полностью перестроено под новое назначение. В 1991 г. здание передано хасидской еврейской общине, а в 2000-х гг. реконструировано по проекту Г. С. Эстрина.

12. Через новый прозрачный фасад виден воссозданный первоначальный.
Москва иудейская

13.
Москва иудейская

14. Ханукальный светильник здесь встроен в окно.
Москва иудейская

15. На крыше работает кошерный ресторан "Иерусалим".
Москва иудейская

16. Рисунок решётки ограды.
Москва иудейская

17. Памятник знаменитому еврейскому писателю Шолом-Алейхему, автору цикла рассказов о мальчике Мотле и других. Авторы:
скульптор Ю.Л. Чернов и архитектор Г.И. Копанс. Открыт в 2001-м году.
Москва иудейская

18.
Москва иудейская

19. Мемориальная синагога на Поклонной горе построена в 1998-м году в память о шести миллионах евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны.
Москва иудейская

    Идея создания синагоги в мемориальном комплексе на Поклонной горе возникла в 1980-х годах. Однако начало строительства стало возможным только в 1997-м после выделения Правительством Москвы земли под здание в аренду на 49 лет. Возведение объекта полностью финансировал Российский еврейский конгресс. Здание построено по проекту архитекторов Моше Зархи и Владимира Будаева. Над интерьерами главного зала синагоги работал израильский скульптор Франк Майслер. Определить архитектурный стиль я затрудняюсь.
    Главная функция этой синагоги - музейная. Выставка занимает цокольный этаж и галереи здания. Одна часть выставки посвящена жизни евреев в Российской империи и после — в СССР. Экспозиция представлена различными уникальными предметами жизни того времени, которые использовались в быту и во время проведения ритуалов. Другая часть рассказывает о трагических событиях, пережитых еврейским народом. Фотографии, видеоматериалы, документы показывают жизнь в черте оседлости, погромы и преследования.
    Значительная часть экспозиции посвящена Холокосту. На выставке представлены документы и фотографии, кинохроника нацистской Германии, повествующая о реализации окончательного решения еврейского вопроса. Также рассказывается об участии евреев в движении Сопротивления — партизанских отрядах, о героизме воинов-евреев на фронтах Великой Отечественной войны. Особый раздел экспозиции посвящён подвигу людей различных национальностей, спасавших и укрывавших евреев во время Великой Отечественной войны.

20. Ханукальный светильник.
Москва иудейская

21. Что там внутри, мы узнаем опять же из Википедии. Изображение Иерусалима и надпись: "Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима".
Москва иудейская

22. Изображение свитка Торы с названиями пяти книг на иврите
Москва иудейская

23. Символ двенадцати Израилевых колен.
Москва иудейская

24. Синагога еврейской религиозной общины "Даркей шалом", что переводится как "Пути мира и согласия",  была построена в 1998-м году. Расположена в спальном районе Отрадной в составе духовно-просветительского комплекса традиционных российских религий.
Москва иудейская

25. Здесь синагога тоже никак не проявляет своего религиозного назначения. И звезда Давида спрятана где-то в глубине крыши. Есть звезда большая, встроенная в окно, но опять же она смотрит не на улицу, а в сторону берега реки.
Москва иудейская

26. И в решётке ворот.
Москва иудейская

27. Большой Ханукальный светильник.
Москва иудейская

28. Московский еврейский общинный центр в Марьиной роще. Здание построено в 2000-м году.
Москва иудейская

29. Деревянная синагога в Марьиной Роще была одним из редких, а возможно, и вообще единственным культовым зданием иудеев, построенным в годы советской власти, точнее – в 1926 году. В конце 80-х годов там открылось еврейское религиозное училище. После того, как в 1993 году деревянная синагога была уничтожена пожаром, рядом с этим местом в 1996 году построили новую синагогу, дважды пережившую террористические акты. А потому новое здание одно время охраняли автоматчики на входе.  А в 2000 году в Марьиной роще на месте сгоревшего храма открылся Московский общинный центр, в здании которого кроме синагоги разместились структуры ФЕО СНГ, концертный зал, библиотека, клубы, ресторан и др.
Москва иудейская

30. Здесь же, в бывшем Бахметьевском гараже разместился еврейский музей.
Москва иудейская

    В 2001-м году земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, постановлением Правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса за счёт собственных и привлекаемых средств общины. В сентябре 2001 года еврейская община начала самовольный снос здания, остановленный лишь под влиянием общественности. После этого началась реконструкция здания. 16 сентября 2008 года в здании открылся Центр современной культуры «ГАРАЖ», он просуществовал здесь до 2011 года.
    Сейчас здесь еврейский музей и центр толерантности. Поскольку я гулял в тех краях в субботу, попасть внутрь не удалось. Удивила информация на входе о том, что вход или по пропускам или по заранее согласованным спискам. Прекрасный пример толерантности!

31. В бывших гаражных мастерских разместился благотворительный центр "Шаарей цедек"
Москва иудейская

32. Там же, на улице Образцова - бывший каретный сарай, потом гараж, потом автотехцентр. Сейчас в здании еврейское издательство.
Москва иудейская

33. Бывший особняк архитектора Лопыревского в Калошином переулке у Арбата сейчас занимает Международная еврейская община. Традиционно никаких вывесок нет.
Москва иудейская

34. О принадлежности здания говорит только ханукальный светильник.
Москва иудейская

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот теперь можете поздравлять. А это типа автопортрет. Называется "Тень фотографирующей Ксы в парке аистов, ...
Котики, иконы и все красиое ...
Об этом заявил официальный представитель МИД исламской республики Насер Канани Чафи.    «Защита своей земли и святынь от оккупации, агрессии, ежедневных преступлений и терроризма, организованного сионистским режимом, является естественным и законным правом угнетенной палестинской ...
Начало 0,1 2. Договоренности с партнером Я пользуюсь этим термином как говорят тут, так как нередко нет брачных уз (но у нас малый круг общения), часто нет даже PACS (временный контракт, влияет на налоги и еще что-то). Отчасти, что это привычный нынче формат, особенно у молодого ...
  У многих сложилось преврат­ное представление о нравах пре­красного пола. Видимо, кротость женщины — такой же миф, как и множество других. Времена изме­нились. В Индии одна дамочка смотрела очередную мыльную оперу с душераздирающим ...