Мои 90-е. Жизнь в телевизоре
irina_sbor — 29.02.2020Часть 4
Мудрые люди давно заметили – мироздание не может душить человека со всех сторон одновременно.
Мироздание с одной стороны придушит, а с другой погладит. А то и подарок какой преподнесёт.
Главное в своём страдальческом порыве это заметить и быть благодарным.
А с другой – они дали мне возможность работать в СМИ.
Выбрав путь инженерши, как презрительно называла студенток наша институтская преподавательница математики, я считала, что творческие муки журналиста мне не грозят.
И вот я пишу статьи в газету, делаю репортажи на радио, веду прямые эфиры на телевидении.
Для меня это был невероятный подарок судьбы!
90-е дали возможность многим творческим людям, не имеющим диплом журфака, работать в СМИ. И не просто работать, а стать звездой экрана и микрофона.
Мы строили новое телевидение в маленьком провинциальном городке. После сдержанного официоза и пафоса советских телепрограмм мы возвращали на телеэкраны простую жизнь простых людей. С их заботами и радостями. Наших соседей, наших знакомых, наших коллег.
У старших товарищей учились. На курсах, которые в те годы проводило в Москве АНО «Интерньюс». О нём будет разговор чуть позже, а пока я скажу, что работать было не просто интересно, работать было счастливо!
Потому что мы были свободные и наглые в своём творчестве!
Все охвачены одной идеей – рассказать и показать горожанам, что происходит в городе. Что происходит на улицах, в кабинетах чиновников, в квартирах рядовых сосновоборцев. Чем живёт город, чем дышит. Показать жизнь такой, какая она есть. Без прикрас. Без ретуши и рекомендаций вышестоящих организаций. Без цензуры. Единственная цензура – твой вкус, твоя совесть. Если этого не хватало – слово главного редактора.
Ах, это слово главного редактора! О нём можно писать оды!
Слово верховного судьи, старшего товарища, друга и единомышленника! Повезло тем коллективам у кого главный редактор обладает этими качествами.
Город переживал трудные времена. Горожане в растерянности, предприятия в обмороке. Но власть старалась. Старалась сохранить в городе спокойствие и порядок. А мы пытались взвешенно и объективно рассказывать, что происходит.
Мы могли задавать любые вопросы, которые не надо было предварительно согласовывать. Это был разговор людей, делающих одно дело. Людей, имеющих убеждения. Иногда они не совпадали. И мы вступали в споры с властью, отстаивая интересы горожан.
Да, если возникала необходимость, мы могли говорить часть правды. Иногда молчать. Потому что понимали, какой силой обладает слово, сказанное с экрана. Иногда и молчание необходимо.
Мы были полны идеалов! Мы делали новое телевидение, по новым правилам, свободное от лжи и лицемерия. Сколько было споров, разговоров о правде, о журналистской этике. Нашу искренность и творческую свободу чувствовали и зрители и слушатели! Горожане любили студию. Потому что мы были с ними, мы были их частью.
Но тогда, 30 лет назад, город наш жил очень яркой и активной жизнью.
Выборы в Совет депутатов, яростные битвы за голоса избирателей, программы и обсуждения кандидатов, наших же горожан!
Талантливые и смелые спектакли Народного театра!
Интеллигентные музыкально-театральные посиделки в Клубе полуночников клуба профкома ЛАЭС …
Мы старались побывать везде и показать всё. От митингов строителей, протестующих против задержки зарплаты до приезда анархистов, мечтающих освободить мир от атомных электростанций…
Сейчас, глядя из нашего сытого сегодня в то голодное вчера, я в который раз удивляюсь энергии, задору, интересу к жизни, которые были у нас!
Мы не чувствовали себя случайными свидетелями жизни.
Мы чувствовали себя строителями нового мира!
Который, разумеется, будет лучше прежнего! И мы увидим небо в алмазах!
Денег все получали одинаково мало. Делить было нечего. Только идеи!
Он сохранил в себе дух того времени - свободу, лёгкость, небрежность и наивность…
|
</> |