рейтинг блогов

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: "Александр Невский" (1938)

топ 100 блогов nash_dvor06.05.2022 Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938) _900 x 600.jpg
В 1937 году Сергею Эйзенштейну поступило предложение от директора "Мосфильма" создать историческую картину. На выбор режиссеру было предложено два утвержденных сценария: "Минин и Пожарский" Виктора Шкловского и "Александр Невский" Петра Павленко.

Оба заказа делались в рамках "оборонного (мотивационного) кино". Всем было ясно, что надвигается война, и руководство страны приняло решение делать мотивационные фильмы, показывающие славу русского оружия и поднимающие дух народа

Есть рассказ Михаила Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, "Минина и Пожарского", все-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило. А что известно об эпохе Невского?! "Вот поэтому, — ответил Эйзенштейн, — мне и надо брать "Александра Невского". Как я сделаю, так оно и будет".

Когда фильм "Александр Невский" вышел на экраны,  он моментально обрёл широкую популярность. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а приемы, которые применялись при съемках (параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки), используются и по сей день, в век компьютерных технологий. Так, например, одна из батальных сцен фильма "Александр Невский" полностью была реконструирована в одной из частей фильма "Властелин колец".

Фильм  основан на исторических событиях XIII века (1242 год) и включает в себя двенадцать эпизодов, объединённых двумя взаимосвязанными сюжетными линиями: соперничество двух богатырей за любовь девушки и борьба русского народа с Тевтонским орденом.

Модели  костюмов для фильма создавали  Надежда Ламанова и Надежда Макаровa (племянница Ламановой)

Костюмы невоенные они делали в очень таких билибинских традициях, при этом сейчас фильм существует в цветном / раскрашенном варианте, но он снимался как черно-белый, и художественно просто поражает красивейшими сценами на черно-белых контрастах. Может быть из-за этого, когда фильм раскрашивали, то побоялись слишком ярких красок, которые могли бы испортить эти потрясающие черно-белые сцены, и палитру использовали ну очень бледную. Тем не менее, если представить эти костюмы яркими, то  сразу виден Мир искусства и билибинское наследие

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Николай Охлопков — Василий Буслай.  Валентина Ивашёва — Ольга, новгородская девушка. Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Николай Охлопков — Василий Буслай.  Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Никита Лянь-Кунь — Хубилай и Николай Черкасов — князь Александр Ярославич Невский. Хубилай (1215 — 1294) был ханом и основателем монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай, поэтому никак не мог разъезжать в кибитке по новгородской земле. Но будем считать, что это другой Хубилай - писарь/чиновник из Китая. Художник так видит, а образ получился шикарнейший. И актер потрясающе своего героя изобразил.

Hе знаю, как сильно Надежда Ламанова и Надежда Макаровa  участвовали в создании костюмов и доспехов для Ледового побоища.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Николай Черкасов в роли Александра Невского. Это картинка не из цветного фильма, а кто-то сам лично раскрасил Обратите внимание, что на шее у Александра висят княжеские бармы - символ княжеской власти. В битвы и походы подобное не надевали. Во-первых, мешает воевать, а во-вторых, вещь очень дорогая и статусная, что-то типа короны или скипетра для князей в те времена.

Сам съёмочный процесс был очень масштабным и трудоёмким, при этом времени на съёмки было отведено предельно мало – всего 198 съемочных дней. Учитывая сжатые сроки, центральные сцены фильма, такие как Ледовое побоище, например, пришлось снимать весной и летом.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Рисунок из статьи Эйзенштейна "Вертикальный монтаж" (1940). Первая часть схемы (1-8) — из сцены перед битвой

Найти прочный лёд, да ещё и достаточной площади, в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать во дворе Мосфильма, где построили огромную декорацию. Для этого был вырублен и выкорчеван вишнёвый сад, землю разровняли и положили асфальт, который посыпали нафталином с мелом, опилками, солью, добавили много белой краски и залили жидким стеклом. Также для съемок использовали деревянные "льдины", окрашенные в белый цвет. Получилась довольно достоверная имитация льда.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Кадр из фильма

Ассистентам, декораторам, костюмерам пришлось проявить верх изобретательности, однако не везде удалось скрыть фальшивую фактуру материала, что можно заметить в сценах боя.

Как отмечал сам режиссёр, на стилистику фильма повлияли оперы "Жизнь за царя" М. И. Глинки и "Садко" Н. А. Римского-Корсакова. Во многих местах очевидно также влияние эпоса "Слово о полку Игореве", экранизировать который режиссёр предлагал "Мосфильму»" перед этим. Виктор Шкловский указывает влияние на схему битвы у сценариста Павленко романа "Крестоносцы" Генрика Сенкевича.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Картина Г. И. Угрюмова. "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793). Одно из редчайших изображений по рассматриваемому сюжету. Стилистически с фильмом ничего общего и вообще какие-то нерусские люди на картине

События фильма в "русских" сценах тщательно оформлялись старинными атрибутами, предметами интерьера и соответствующими декорациями.

Несмотря на смелое заявление "Как я сделаю, так оно и будет", к историческому аспекту будущей картины создатели подошли очень серьезно: Старинные атрибуты и предметы интерьера создавались максимально точно к тому, что историкам в то время было известно о тех далеких временах.

Из "Хроники Ливонии" - манускрипта Генриха Латвийского – создатели фильма взяли факт о католическом монахе, который во время битвы играл на портативном органе. Специально для фильма изготовили точную копию средневекового инструмента, который даже работал, и удивительная историческая деталь вошла в киноленту.
Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Наум Рогожин — "чёрный монах"

Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов Александра Невского.

Для большей достоверности кроме исторических доспехов в костюмерных мастерских "Мосфильма" нашили и исторические шубы с тулупами. Актерам приходилось мучиться в тяжелых и теплых костюмах, ведь лето 1938 года в Москве выдалось по-настоящему жарким.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Жара на съемках Ледового побоища в 1938 году

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Александр Невский"

Кстати, железные доспехи были вовсе не бутафорией. Их сделали максимально похожими на старинные, поэтому весили они примерно столько же и точно так же нагревались на солнце. Артисты обжигались о раскаленный металл, а от шлемов на лбах оставались красные отметины. Грим также приходилось постоянно поправлять, под палящими лучами он мгновенно начинал "течь".

Прежде чем я перейду к части поста, написанной мною лично, запощу мнение про художественные образы этого фильма, с которым я абсолютно согласна.

"Гениальное воображение Эйзенштейна создает поразительно странный, ни на что не похожий мир, с ног до головы или закованный в железо, или закутанный в черную сутану.
Эти шлемы сановных рыцарей, увенчанные когтистой лапой стервятника, или рукой, словно вытянутой в нацистском приветствии. Эти металлические полукаски-полуколпаки  у рядовых крестоносцев.
Своей завораживающей, устрашающей силой все эти одеяния были в чем-то схожи с формой "СС", ее молниями и черепами на знаках отличия. С черными металлическими крестами, какими награждались фашисты за боевые заслуги.
А эта коротконогая "чудь", то выбегающая из-за огромных щитов, то укрывающаяся за ними.
А этот походный орган и латинские песнопения, должные вдохновить своих рыцарей и устрашить русского противника…
И музыка, то тяжко вздыхающая, то металлически взвизгивающая, подчеркивающая садизм немецких ворогов и драму, обещанную русскому народу иноземным нашествием. Именно эти эпизоды вдохновили Сергея Прокофьева на создание ряда поразительных музыкальных кусков.
Создавая картину, Эйзенштейн мог сомневаться в чем угодно, кроме того, что готовит свой фильм к войне."
Отсюда   Отсюда   Отсюда Отсюда

Ну а теперь от меня лично. Про историческую достоверность и художественную гениальность

Начнем с красивого шлема
Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)

Прототипом для шлема Александра Невского в фильме стал знаменитый шлем его отца Ярослава Всеволодовича, который сейчас хранится в  Московской Оружейной палате

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Реконструкция шлема Ярослава Всеволодовича, история шлема под катом

   

9 августа 1808 года крестьянки села Лыкова из окрестностей Юрьева-Польского Анисья Ларионова и Настасья Васильева нашли древний шлем, лежащий на проржавевших доспехах. Его отнесли местному старосте, который передал находку архиерею, так как шлем украшали образа. Тот, в свою очередь, решил вверить заботу о шлеме императору Александру I, который поручает изучить его историку и археологу Алексею Оленину. По мнению ученого Анатолия Кирпичникова, шлем этот стал «одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей». Сейчас он хранится в Оружейной палате в Московском Кремле.
Шлем был изготовлен во второй половине XII — начале XIII века. Его железный корпус распался на две крупные части, но серебряные накладки, которыми были украшены оголовье и навершие, оказались неподвластны времени. Лицо хозяина шлема защищал фиксированный наносник. Особую ценность представляют позолоченные чеканные украшения — орнамент и изображения святых. По верху шлема расположены полуфигуры Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — архангел Михаил с надписью: "Въликыи архистратиже Господень Михаиле, помози рабу своему Феодору". Благодаря ей Оленин в свое время и предположил, что владельцем богатых доспехов был князь Ярослав Всеволодович, нареченный в крещении Федором.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Остатки шлема Ярослава Всеволодовича

Ярослав Всеволодович родился в 1190 году в Переяславле, нынешнем Переславле-Залесском, в котором через 22 года его отец Всеволод Большое Гнездо и посадит Ярослава на княжение. Этим городом Ярослав владел вплоть до самой смерти в 1246 году, хотя ему доводилось занимать княжеские столы также в Новгороде, Киеве и Владимире.
После смерти Всеволода в 1212 году между его наследниками началось противостояние, не последнее место в котором сыграл Ярослав. В итоге 21 апреля 1216 года сыновья Всеволода Ярослав и Юрий с одной стороны, и Константин — с другой сошлись в битве на реке Липице. За первыми были рати из Владимира, Суздаля, Переяславля и Мурома. За вторым — ростовцы, новгородцы и смоляне с князьями, главным из которых был Мстислав Удатный.
Липицкое сражение закончилось избиением сторонников Ярослава и Юрия. Молодым князьям удалось бежать, загнав по нескольку лошадей, но зато избежав плена. Как предполагают, тяжелые доспехи Ярослав бросил в 20 км от места битвы, на пути в свой залесский Переяславль. В итоге Юрий был вынужден передать старшему брату Константину княжение во Владимире. Ярослав же сохранил за собой Переяславль, а впоследствии еще и не раз успешно княжил в Новгороде. Получив великокняжеский стол, он оставляет Новгород своему сыну — будущему Александру Невскому.

А вот дальше у нас пойдут ляпы. Не то,чтобы я специалист в средневековом оружии, нет, конечно, но у меня были посты на данные конкретные темы

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Справа у нас Андрей Абрикосов в роли Гаврило Олексича и с нормальным русским шлемом на голове  А вот cлева к шлему Александра добавили зачем-то скандинавские наглазники. Жертвой норманнской теории оказался консультирующий фильм историк

Про известные на 2022 год шлемы викингов ака шлемы норманнские у меня вот тут было  О нерогатых викингах

Дело в том, что современная реставрация  шлема Ярослава Всеволодовича была проведена только в 2021 году, когда он и получил свой сегодняшний вид как на картинке. До этого он был отреставрирован слегка неправильно, как минимум по ширине и в прорисовке Ф. Г. Солнцева реконструкция полумаски была неверна.

В XIX веке господствовала норманнская теория, поэтому данный шлем рaссматривали в качестве норманнского, сделанного для узкой норманнской головы, а у русских черепа шире были (по циркулю Гитлера на арийцев не тянули, видимо), поэтому русские шлемы были более широкие и округлые. Ну и  русские шлемы не имели полумасок на лице, а сверху имели заострение - наконечник, которого у норманнов не было. В общем, сейчас считается, что русские шлемы пришли с Востока, а не с Балтики, хотя и было некое взаимодействие и пересечение культур на торговых путях, плюс сами варяги из скандинавов -норманнов на русскую службу могли со своими собственными шлемами наниматься, но это было сильно задолго до Александра Невского.

При Александре Невском варяги и викинги уже давным давно тю-тю (эпоха викингов закончилась в 1066 году), а на Балтике начала формироваться Ганза (в 1226 году Гамбург открыл торговую контору в Лондоне, а в 1241 году на основе договора объединился с Любеком) , крышей которых тевтонские и ливонские рыцари в последующем и стали, осуществляя военную экспансию на восток.

Вот эти вот очки-наглазники на шлеме, более того, надеваемые как дополнительный элемент, а не являющиеся частью самого шлема, меня лично чем-то ужасно раздражают. Пожалуй, это единственное художественное решение, которое выглядит ну... неприятно

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938) scale_1200ff1.jpg
Николай Черкасов  (князь Александр Ярославич Невский) на поле боя с бармой (ожерельем) на шее

Следующей очень странной ошибкой в фильме является ношение на поле боя барм, причем не только князем, у которого бармы могли быть в качестве символа власти типа короны или скипетра, но на поле боя никак не носимых, но и воеводой, которому эти бармы были просто по статусу не положены

Про бармы у меня было вот тут  Бармы и оплечье

Княжеские бармы были символом княжеской власти, изображались на них религиозные сюжеты и обозначали они, что у данного князя власть от Бога, не самозванец он. В битвы и походы подобное не надевали. Во-первых, мешает воевать, а во-вторых, вещь очень дорогая и статусная. Перед большой битвой с непонятным исходом  бармы вообще в кладах закапывали на всякий случай, чтобы врагу не досталось. Именно в кладах их археологи и откапывали

30 Сергей Блинников.jpg
Сергей Блинников в роли Твердило (Твердилы), псковского воеводы, предателя

А уж воеводе вообще никакие бармы положены не были, они у него могли появиться только, если он их украл или убил и ограбил кого. Причем все бы при взгляде на эти бармы знали, что воевода - самозванец и, возможно, вор или убийца

Впрочем, возможно, что эти бармы имели для Эйзенштейна какое-то символическое значение и он специально создал такой неисторический художественый образ. Лично я смысл наличия барм при доспехах не совсем понимаю Но с художественной точки зрения... сразу видно с этии бармами - большой начальник перед нами

Ну а теперь перейдем к тевтонско-ливонским захватчикам (Ливонский орден был частью Тевтонского, базировался не в Германии, а в Прибалтике, и занимался исключительно восточным направлением - Новгородом, Псковом и Литвой)

Напомню, что в 1240-1242 годах происходили события под названием Ливонские походы на Русь, они же Крестовые походы на Русь
Не знаю, надо ли объяснять, что такое Крестовый поход и что это означает
Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Лев Фенин — епископ

Епископом, инициировавшим поход Ливонского ордена на псковские и новгородские земли, был Герман Буксгевден, епископ Дорпата (современный Тарту).  Как он выглядел, неизвестно, но у него был брат - Альберт фон Буксгевден, он же Альберт фон Апельдерн, епископ Риги.  Поскольку считается, что он Ригу в 1201 году и основал, Рижский Домский собор украшен его скульптурой. Уже от чего-то можно в образе ливонского епископа отталкиваться

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Альберт Рижский. Рижский Домский собор

Известно, что в Ледовом побоище среди прочих ливонско-тевтонских войск и их союзников принимало участие личное ополчение епископа Германа Буксгевдена.

Обратите внимание, как в фильме сделана шапка епископа, узор явно похож на свастику, на скульптуре (брата) такого нет

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938) 83316.jpg
Лев Фенин — епископ

Очень интересное визуальное решение, показывающее параллель между немцами времен Тевтонского ордена и немцами времен Второй мировой войны

Помимо обычных рыцарей в горшковых шлемах в кадрах Ледового побоища несколько раз появляются  шлемы вот такого вида, очень похожие на немецкие каски, но с "хищным клювом".

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Кадр из фильма

А дальше у нас появляется пять рыцарей, включая магистра, которые на битву заявились как на рыцарский турнир, не в простых шлемах, а в специально украшенных. Более того, во время битвы именно турнир своего рода и происходит - схватка между магистром и Александром, во время которой Александр побеждает и отрубает магистру рог.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Кадр из фильма
Вчера я сделала отдельный пост О рогатых тевтонцах, чтобы тут слишком много текста не было, так что про геральдические кожаные насадки для турниров и их возможные исторические корни все должно быть понятно

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938) i (1)jjj.jpg
Кадр из фильма


Xотя эти образы не соответствуют исторической действительности, вычурно-рогатые шлемы в фильме появились не случайно, в них заложен очень глубокий смысл.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Владимир Ершов — магистр Тевтонского ордена (Андреас фон Фельфен)

Андреас фон Фельфен был не магистром, a ландмейстером Тевтонского ордена в Ливонии, то есть начальником рангом пониже. Он был активнейшим участником так называемого Ливонского Крестового похода (1240 - 1242), вроде как принимал участие в переговорах и ездил с посольством в Новгород, но не доказано В 1242 году он командовал ливонскими рыцарями во время  Ледового побоища, но сам не сражался, поручив руководство комтурам. Есть вот такое изображение данного персонажа
Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Фрагмент картины "Крещение короля Миндовга". Неизвестный художник. Литовский художественный музей

Крестил короля  Андреас фон Фельфен, выглядит он как типичный священник, но известно, что до своего вступления в должность ливонского ландмейстера Андреас фон Фельфен был комтуром (командором) Риги, то есть рыцарем-воином.

В фильме Андреас фон Фельфен изображен в шлеме с бычьими рогами, а его соратники в шлемах с турнирными геральдическими нашлемниками
Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Кадр из фильма "Александр Невский"


Этими нашлемниками, как мне кажется, Эйзенштейн насмехался в фильме над символами нацистской Германии. Один нашлемник, например, выглядит как птичьи когти, похожие на немецкого орла (на картинке немного выше рядом с магистром крупным планом лапу хорошо видно), а нашлемник, который на фото слева, - это вообще поднятая рука, Во время битвы этого рыцаря показывают сражающимся крупным планом, и рука на шлеме машет и машет в нацистском приветствии, пока не падает на землю вместе с хозяином

Ну и последний шикарнейший образ. Не уверена, что это исторически правильно и что такие кольчужные "вуали" вообще существовали.

Мир закованных в железо и закутанных в сутану: Александр Невский (1938)
Сергей Блинников — Твердило (Твердила), псковский воевода.

Поскольку этот  герой предатель, перешедший на сторону Тевтонского ордена, он свое лицо вот таким образом прячет

Сергей Эйзенштейн был великим художником. Одной деталью и так хорошо донести смысл и сущность. Браво, маэстро!


Как я сказала, фильм колоризировали и его теперь можно посмотреть в цвете. Как-раз сейчас тема крайне актуальна, а фильм гениальнее всех вместе взятых так называемых патриотических псевдоисторических фэнтези в гламурно-голливудских традициях, которые в России наснимали в  последние десятилетия


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По итогам лета можно признать полное аграрное фиаско. Все, что росло здесь до нас, более или менее исправно плодоносит — груши с помидорами на головы падают в неосвояемых количествах, виноград сам на завтрак подается. Но то, к чему мы приложили ...
Неожиданно смотрибелен оказался сериал «Готэм» (Gotham) от Бруно Хеллера. Неожиданно - потому что обычно комиксоиды являются унылым штампованным говном с плоскими картонными персонажами и действием предсказуемым, как инструкция к вантузу. В общем, в точности соответствует аудитории комикс ...
В последнее время очень много говорят о кризисе, точнее все и всё время. Только ленивый не высказался и не спрогнозировал очередной обвал рубля и неподъемную ипотеку. Немудрено, что когда появляется новость, что банки попали под санкции и терпят убытки, наши граждане громко возмущаются ...
Хочу поговорить о стразах, металлике и прочем шике-блеске и чуть-чуть по-новому на них посмотреть, потому что, судя по фото с подиумов, скоро мы снова будем их носить;) Как-то утром в начале марта - как раз во время миланской Недели моды - я открыла почту и среди новостей и приглашений ...
Хотя дворец в Кусково и хорош, однако главной достопримечательностью усадьбы, на мой взгляд, является павильон Грот. Аналогичные павильон есть в Царском селе, однако только в Кусково грот сохранил свое изначальное убранство, сделанное из раковин. Первоначально в усадьбе вплоть до ...