Мир закованных в железо и закутанных в сутану: "Александр Невский" (1938)
nash_dvor — 06.05.2022Есть рассказ Михаила Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, "Минина и Пожарского", все-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило. А что известно об эпохе Невского?! "Вот поэтому, — ответил Эйзенштейн, — мне и надо брать "Александра Невского". Как я сделаю, так оно и будет".
Когда фильм "Александр Невский" вышел на экраны, он моментально обрёл широкую популярность. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а приемы, которые применялись при съемках (параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки), используются и по сей день, в век компьютерных технологий. Так, например, одна из батальных сцен фильма "Александр Невский" полностью была реконструирована в одной из частей фильма "Властелин колец".
Фильм основан на исторических событиях XIII века (1242 год) и включает в себя двенадцать эпизодов, объединённых двумя взаимосвязанными сюжетными линиями: соперничество двух богатырей за любовь девушки и борьба русского народа с Тевтонским орденом.
Модели костюмов для фильма создавали Надежда Ламанова и Надежда Макаровa (племянница Ламановой)
Костюмы невоенные они делали в очень таких билибинских традициях, при этом сейчас фильм существует в цветном / раскрашенном варианте, но он снимался как черно-белый, и художественно просто поражает красивейшими сценами на черно-белых контрастах. Может быть из-за этого, когда фильм раскрашивали, то побоялись слишком ярких красок, которые могли бы испортить эти потрясающие черно-белые сцены, и палитру использовали ну очень бледную. Тем не менее, если представить эти костюмы яркими, то сразу виден Мир искусства и билибинское наследие
Николай Охлопков — Василий Буслай. Валентина Ивашёва — Ольга, новгородская девушка. Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич
Николай Охлопков — Василий Буслай. Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич
Никита Лянь-Кунь — Хубилай и Николай Черкасов — князь Александр Ярославич Невский. Хубилай (1215 — 1294) был ханом и основателем монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай, поэтому никак не мог разъезжать в кибитке по новгородской земле. Но будем считать, что это другой Хубилай - писарь/чиновник из Китая. Художник так видит, а образ получился шикарнейший. И актер потрясающе своего героя изобразил.
Hе знаю, как сильно Надежда Ламанова и Надежда Макаровa участвовали в создании костюмов и доспехов для Ледового побоища.
Николай Черкасов в роли Александра Невского. Это картинка не из цветного фильма, а кто-то сам лично раскрасил Обратите внимание, что на шее у Александра висят княжеские бармы - символ княжеской власти. В битвы и походы подобное не надевали. Во-первых, мешает воевать, а во-вторых, вещь очень дорогая и статусная, что-то типа короны или скипетра для князей в те времена.
Рисунок из статьи Эйзенштейна "Вертикальный монтаж" (1940). Первая часть схемы (1-8) — из сцены перед битвой
Найти прочный лёд, да ещё и достаточной площади, в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать во дворе Мосфильма, где построили огромную декорацию. Для этого был вырублен и выкорчеван вишнёвый сад, землю разровняли и положили асфальт, который посыпали нафталином с мелом, опилками, солью, добавили много белой краски и залили жидким стеклом. Также для съемок использовали деревянные "льдины", окрашенные в белый цвет. Получилась довольно достоверная имитация льда.
Ассистентам, декораторам, костюмерам пришлось проявить верх изобретательности, однако не везде удалось скрыть фальшивую фактуру материала, что можно заметить в сценах боя.
Как отмечал сам режиссёр, на стилистику фильма повлияли оперы "Жизнь за царя" М. И. Глинки и "Садко" Н. А. Римского-Корсакова. Во многих местах очевидно также влияние эпоса "Слово о полку Игореве", экранизировать который режиссёр предлагал "Мосфильму»" перед этим. Виктор Шкловский указывает влияние на схему битвы у сценариста Павленко романа "Крестоносцы" Генрика Сенкевича.
Картина Г. И. Угрюмова. "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" (1793). Одно из редчайших изображений по рассматриваемому сюжету. Стилистически с фильмом ничего общего и вообще какие-то нерусские люди на картине
События фильма в "русских" сценах тщательно оформлялись старинными атрибутами, предметами интерьера и соответствующими декорациями.
Несмотря на смелое заявление "Как я сделаю, так оно и будет", к историческому аспекту будущей картины создатели подошли очень серьезно: Старинные атрибуты и предметы интерьера создавались максимально точно к тому, что историкам в то время было известно о тех далеких временах.
Из "Хроники Ливонии" - манускрипта Генриха Латвийского – создатели фильма взяли факт о католическом монахе, который во время битвы играл на портативном органе. Специально для фильма изготовили точную копию средневекового инструмента, который даже работал, и удивительная историческая деталь вошла в киноленту.
Наум Рогожин — "чёрный монах"
Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов Александра Невского.
Жара на съемках Ледового побоища в 1938 году
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Александр Невский"
Кстати, железные доспехи были вовсе не бутафорией. Их сделали максимально похожими на старинные, поэтому весили они примерно столько же и точно так же нагревались на солнце. Артисты обжигались о раскаленный металл, а от шлемов на лбах оставались красные отметины. Грим также приходилось постоянно поправлять, под палящими лучами он мгновенно начинал "течь".
Прежде чем я перейду к части поста, написанной мною лично, запощу мнение про художественные образы этого фильма, с которым я абсолютно согласна.
"Гениальное воображение Эйзенштейна создает поразительно странный, ни на что не похожий мир, с ног до головы или закованный в железо, или закутанный в черную сутану.
Начнем с красивого шлема
Прототипом для шлема Александра Невского в фильме стал знаменитый шлем его отца Ярослава Всеволодовича, который сейчас хранится в Московской Оружейной палате
Остатки шлема Ярослава Всеволодовича
Ярослав Всеволодович родился в 1190 году в Переяславле, нынешнем Переславле-Залесском, в котором через 22 года его отец Всеволод Большое Гнездо и посадит Ярослава на княжение. Этим городом Ярослав владел вплоть до самой смерти в 1246 году, хотя ему доводилось занимать княжеские столы также в Новгороде, Киеве и Владимире.
А вот дальше у нас пойдут ляпы. Не то,чтобы я специалист в средневековом оружии, нет, конечно, но у меня были посты на данные конкретные темы
Про известные на 2022 год шлемы викингов ака шлемы норманнские у меня вот тут было О нерогатых викингах
В XIX веке господствовала норманнская теория, поэтому данный шлем рaссматривали в качестве норманнского, сделанного для узкой норманнской головы, а у русских черепа шире были (по циркулю Гитлера на арийцев не тянули, видимо), поэтому русские шлемы были более широкие и округлые. Ну и русские шлемы не имели полумасок на лице, а сверху имели заострение - наконечник, которого у норманнов не было. В общем, сейчас считается, что русские шлемы пришли с Востока, а не с Балтики, хотя и было некое взаимодействие и пересечение культур на торговых путях, плюс сами варяги из скандинавов -норманнов на русскую службу могли со своими собственными шлемами наниматься, но это было сильно задолго до Александра Невского.
При Александре Невском варяги и викинги уже давным давно тю-тю (эпоха викингов закончилась в 1066 году), а на Балтике начала формироваться Ганза (в 1226 году Гамбург открыл торговую контору в Лондоне, а в 1241 году на основе договора объединился с Любеком) , крышей которых тевтонские и ливонские рыцари в последующем и стали, осуществляя военную экспансию на восток.
Вот эти вот очки-наглазники на шлеме, более того, надеваемые как дополнительный элемент, а не являющиеся частью самого шлема, меня лично чем-то ужасно раздражают. Пожалуй, это единственное художественное решение, которое выглядит ну... неприятно
Николай Черкасов (князь Александр Ярославич Невский) на поле боя с бармой (ожерельем) на шее
Следующей очень странной ошибкой в фильме является ношение на поле боя барм, причем не только князем, у которого бармы могли быть в качестве символа власти типа короны или скипетра, но на поле боя никак не носимых, но и воеводой, которому эти бармы были просто по статусу не положены
Про бармы у меня было вот тут Бармы и оплечье
Княжеские бармы были символом княжеской власти, изображались на них религиозные сюжеты и обозначали они, что у данного князя власть от Бога, не самозванец он. В битвы и походы подобное не надевали. Во-первых, мешает воевать, а во-вторых, вещь очень дорогая и статусная. Перед большой битвой с непонятным исходом бармы вообще в кладах закапывали на всякий случай, чтобы врагу не досталось. Именно в кладах их археологи и откапывали
Сергей Блинников в роли Твердило (Твердилы), псковского воеводы, предателя
А уж воеводе вообще никакие бармы положены не были, они у него могли появиться только, если он их украл или убил и ограбил кого. Причем все бы при взгляде на эти бармы знали, что воевода - самозванец и, возможно, вор или убийца
Впрочем, возможно, что эти бармы имели для Эйзенштейна какое-то символическое значение и он специально создал такой неисторический художественый образ. Лично я смысл наличия барм при доспехах не совсем понимаю Но с художественной точки зрения... сразу видно с этии бармами - большой начальник перед нами
Ну а теперь перейдем к тевтонско-ливонским захватчикам (Ливонский орден был частью Тевтонского, базировался не в Германии, а в Прибалтике, и занимался исключительно восточным направлением - Новгородом, Псковом и Литвой)
Напомню, что в 1240-1242 годах происходили события под названием Ливонские походы на Русь, они же Крестовые походы на Русь
Не знаю, надо ли объяснять, что такое Крестовый поход и что это означает
Лев Фенин — епископ
Альберт Рижский. Рижский Домский собор
Известно, что в Ледовом побоище среди прочих ливонско-тевтонских войск и их союзников принимало участие личное ополчение епископа Германа Буксгевдена.
Обратите внимание, как в фильме сделана шапка епископа, узор явно похож на свастику, на скульптуре (брата) такого нет
Очень интересное визуальное решение, показывающее параллель между немцами времен Тевтонского ордена и немцами времен Второй мировой войны
Помимо обычных рыцарей в горшковых шлемах в кадрах Ледового побоища несколько раз появляются шлемы вот такого вида, очень похожие на немецкие каски, но с "хищным клювом".
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Xотя эти образы не соответствуют исторической действительности, вычурно-рогатые шлемы в фильме появились не случайно, в них заложен очень глубокий смысл.
Владимир Ершов — магистр Тевтонского ордена (Андреас фон Фельфен)
Фрагмент картины "Крещение короля Миндовга". Неизвестный художник. Литовский художественный музей
Крестил короля Андреас фон Фельфен, выглядит он как типичный священник, но известно, что до своего вступления в должность ливонского ландмейстера Андреас фон Фельфен был комтуром (командором) Риги, то есть рыцарем-воином.
Кадр из фильма "Александр Невский"
Ну и последний шикарнейший образ. Не уверена, что это исторически правильно и что такие кольчужные "вуали" вообще существовали.
Поскольку этот герой предатель, перешедший на сторону Тевтонского ордена, он свое лицо вот таким образом прячет
Сергей Эйзенштейн был великим художником. Одной деталью и так хорошо донести смысл и сущность. Браво, маэстро!
Как я сказала, фильм колоризировали и его теперь можно посмотреть в цвете. Как-раз сейчас тема крайне актуальна, а фильм гениальнее всех вместе взятых так называемых патриотических псевдоисторических фэнтези в гламурно-голливудских традициях, которые в России наснимали в последние десятилетия