О "рогатых" тевтонцах
nash_dvor — 05.05.2022 — ИсторияКадр из фильма "Александр Невский" 1938 года,
Были ли тевтонские рыцары действительно рогаты - вопрос крайне спорный, на том же уровне, что и рогатые викинги, которые оказались совсем не рогатыми - рога на шлемах использовали для религиозных и ритуальных целей, так как рогатым у древних германцев был главный бог Один.
Ну a традиции и культурный код не исчезают бесследно, где-то там они сидят в голове у тех же германцев, и повторяются в культуре, и повторяются. Снова и снова
В связи с этим напомню древние картинки VII века из поста Тайны рогатого Одина
Две прорисовки фольги, украшавшей шлемы эпохи Венделя (еще до викингов), найденные на территории Швеции и датируемых VII веком.Слева из могильника 7 в Valsgärde, а справа из могильника 8 оттуда же.
В конце XII века во времена крестовых походов. появился так называемый топфхельм или горшковый шлем, использовавшийся крестоносцами и рыцарями для кавалерийского боя. Боевой шлем обычно был очень простым и неказистым и состоял из тульи, собранной из нескольких пластин (реже — цельнокованной), предличной пластины и назатыльника, в общем, горшок горшком.
Кадр из фильма "Александр Невский", тевтонские рыцари в типичных топфхельмах или горшковых шлемах
А вот более парадные варианты, например, для рыцарских турниров, где было принято покрасоваться, всячески украшались.
Страница из Цюрихского гербовника, 1340 год
Первоначально намёты были кусками ткани, которыми рыцари покрывали железные шлемы для защиты от палящего солнца, чтобы голову не обожгло раскаленным металлом.
Бурелеты первоначально были матерчатыми трубками, туго набитыми шерстью, которые надевали поверх шлемов, чтобы ослабить удары. А во время крестовых походов бурелет удерживал намёт
Нашлемные фигуры, возможно, первоначально были перьями, в римских традициях.
Но у германских рыцарей, видимо, вылезли из подсознания древнегерманские боги и герои с животными и рогами на шлемах, и геральдика стала приобретать очень причудливые формы
Слева иллюстрация: рыцарь Wachsmut Von Kunzingen из Манесского Кодекса (Codex Manesse) ок. 1300 г. Справа тевтонский рыцарь из фильма "Александр Невский" (1938 год), мне кажется, что картинка слева послужила для него прообразом
Честно говоря,я затрудняюсь сказать, можно считать вот такие насадки рогами или это скорее крылья. Могу только с уверенностью сказать, что визуально они похожи на фигурки рогатого Одина, про которые я писала раньше. Такой же загиб внутрь
Современные реконструкции топфхелмов с насадками то ли крыльев, то ли рогов
Реконструкторы почему то делают сейчас иногда насадки металлическими, а они в средние века были кожаными.
Кадр из фильма "Александр Невский" Видно, что отрубленный рог - кожаная насадка
Реальный шлем с рогатой насадкой, сделаннoй из кожи, сохранился в мире один единственный. Вот этот
Больше шлемов реальных нет ни в музеях, ни в могилах. Вернее, с очень большой, даже огромной натяжкой можно сказать, что есть еще один шлем с бараньими рогами и очками, сделанный в 1512 году для парадов Генриха VIII и по слухам вообще для шута. Доспехи короля-многоженца. Tо есть этот шлем полностью выпадает из культурно-исторической преемственности рогатых шлемов религиозного или геральдического назначения.
А так нам что-то похожее на рога демонстрируют очень немногочисленные, даже редкие, старинные миниатюры из различных кодексов и прочих средневековых манускриптов.
Шлем типа "сахарная голова" (вариант топфхелма) с "рогами", наличие которых для сахарной головы нетипично. Слева прорисовка, справа иллюстрация из книги Эммануила Виолле-ле-Дюка.
Одно из многочисленных изображений рогатого Одина эпохи еще до викингов, 550 - 650 н э
По-моему, очень интересна взаимосвязь древнегерманских, еще довикинговских изображений c рыцарской геральдикой. А особенно интересны крайне немногочисленные действительно рогатые рыцарские изображения, похожие на рогатого Одина.
Связь времен она такая, "рогатые" культурные традиции тоже.
|
</> |