Историческое фэнтези в костюмах "Легенды о Коловрате" (2017)
nash_dvor — 30.04.2022Российский фэнтезийный боевик "Легенда о Коловрате" режиссёра Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого о взятии Рязани монголо-татарами в XIII веке и о рязанском воине Евпатии Коловрате вышел на экраны в 2017 году.
Основой для фэнтези послужила дрвнерусская "Повесть о разорении Рязани Батыем", посвященная взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года.
Над фильмом работали три художницы по костюмам - Наталья Дзюбенко, Екатерина Дыминская и Марина Ананьева.
Поскольку понятно, что реальных костюмов с того времени не сохранилось, все, что носят в фильме герои, отшивалось на актеров индивидуально в специальных костюмерных.
Доспехи для главных героев создали белорусские мастера Седловские – Олег и его сыновья Юрий и Дмитрий. Полные доспехи Коловрата весили порядка 12 кг.
Тимофей Трибунцев - знахарь Захар, Александр Ильин (младший) - дружинник Каркун, Илья Малаков - десятник Евпатий Коловрат, Илья Антоненко - княжич Фёдор Юрьевич,
Герой Ильи много времени проводит в седле. Актеру пришлось брать уроки верховой езды, чтобы уверенней смотреться в кадре. На эту подготовку ушел не один месяц.
Оружие для центральных персонажей ковали мастера Седловские. Плюс были приобретены десятки облегченных мечей, луки и копья – для тренировок и массовки.
Кадр из фильма
Александр Ильин мл. — дружинник Каркун
Интересно, что весь грим на проекте приходилось искусственно "замораживать": создавать иней на волосах, ресницах и бороде, румянец и следы обморожения от мороза на коже. Это делалось потому, что практически все действие фильма происходит зимой (что соответствует летописи). Снег в картине поначалу изображал пенопласт, но затем от него отказались в пользу кварцевого песка и гранитной крошки – они выглядели правдоподобнее.
С изготовлением ордынских доспехов создателям фильма помогли китайские мастера.
Кадр из фильма
Для фильма было пошито около 300 костюмов. Некоторые детали были антикварными. На блошиных рынках в Индии и Монголии также приобретали винтажные аксессуары и украшения. При создании эскизов художники по костюмам вдохновлялись иконописью, элементами древнерусской архитектуры (убранством церквей, резьбой, орнаментами), византийскими мозаиками, национальными монгольскими и китайскими костюмами и особенностями цвета в средневековой китайской архитектуре.
Ткани, кожу и меха для них закупали в Индии, Турции, России, Китае и Монголии. А вот за тканью для княжеских одеяний пришлось ездить по странам Ближнего Востока.
Алексей Серебряков — князь Юрий Рязанский и Андрей Бурковский — брянский воевода Ростислав
Илья Антоненко — княжич Фёдор Юрьевич, Александр Ильин - князь Святослав
Мария Фомина — княжна Евпраксия, жена княжича Фёдора Юрьевича
Ольга Дроздова — княгиня Аграфена, супруга князя Юрия
Кадр из фильма
Костюмеры, создавая одеяния для актеров, основывались не на различных фэнтезийных образах, а на костюмах выдающихся исторических личностей. Правда, не только XIII века.
Больше всего костюмов было изготовлено для Хана Батыя – у героя 8 разных образов. Вот костюмы хана Батыя как самого интересного персонажа и рассмотрим
Александр Цой — хан Батый
Бату, Бат хан, или по-русски Батый, - монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против русских княжеств, половцев, Волжской Булгарии, Польши, Венгрии и Далмации.
Кстати, в большинстве фильмов об Орде и Батыя, и прочих ордынских ханов/полководцев часто показывают людьми в возрасте, иногда почти стариками. Батыю в 1237 году было 28 лет, так что в "Легенде о Коловрате" молодой Батый выглядит исторически очень правильно
Теперь немного об одежде монгольских полководцев. В войске монголов было несколько видов воинов: легко вооруженные, тяжело вооруженные, конные, пешие, лучники и пр. Полководцы могли позволить себе тяжелую броню.
Александр Цой — хан Батый
"На всаднике стеганый халат с косым запахом и узкими длинными рукавами, стеганые штаны и сапоги. Нередко всадники одевали панцирь хатангу деель, представлявший собой длинный кафтан с фигурными листовидными оплечьями, шившийся из слоеной кожи, войлока и прочной ткани и часто простеганный металлическими пластинками".
Похоже, как раз вариацию хатангу деель мы видим у Батыя в фильме. Для красоты костюмеры выложили панцирь узорами из накладок под металл.
Александр Цой — хан Батый. Здесь головной убор виден лучше
В общем и целом, на китайское происхождение костюма Батыя в фильме "Легенда о Коловрате" указывает и использование драконов для украшения верхней одежды. Драконами украшали торжественные ритуальные костюмы китайских императоров – именно в тот период, который историки называют так же - "Юань". Драконы символизировали способность правителей гибко действовать в переменчивых условиях. Хотя сами создатели фильма утверждают что на вышивке изображен дракон, поскольку персонаж Батый ассоциируется со злом и стихией.
Александр Цой — хан Батый
Aнтиквариат и вышивку привозили из Индии. Богатый халат Батыя вручную расшивался умельцами в Агре. С помощью этого костюма режиссер Иван Шурховецкий выстроил целый ряд эффектных сцен – Батыя снимали со спины, халат колыхался, и дракон как будто бы оживал.
Теперь перейдем к украшениям Батыя, представленным в фильме.
Во-первых, накладки на руки, или наручи.
Александр Цой — хан Батый
Действительно, у монголов был такой элемент воинской экипировки, но, в отличие от фильма, украшением они не являлись. Вот, например, на картинке ниже слева монгольский наруч, найденный на территории Республики Молдова. Происходит он из могилы представителей Золотой Орды, датируется концом XIII - началом XIV века (период противостояния Руси и Золотой Орды). Сохранился кусок пластины, закрывающей локоть, и кусок с застежкой на нем.
Поскольку это прорисовка из научной статьи, то справа фотография северокавказских наручей середины XVII - конца XVIII века, которая просто выглядит более красиво и дает более полное представление, что же такое эти наручи и как они могли украшаться (чеканкой, серебряной или латунной отделкой)
"Длинные волосы монголы заплетали за ушами в две, реже в четыре и даже шесть кос. Косы обязательно сворачивались в кольца и завязывались бантиками, а у знати — и нитками жемчуга".
Александр Цой — хан Батый
А вот это украшение монгольского полководца уже, скорей всего , является чисто фэнтезийным. В реальности височные украшения использовали в своей прическе женщины. Но не монгольские, а славянские. Разнообразие височных украшений было очень велико, вопросу их изучения посвящены научные работы и исследования русских археологов.
Кроме того, были височные украшения и в женском костюме Китая XIII-XVI века. Правда, они крепились не к волосам, а к диадеме.
Однако более реальной представляется отсылка в фильме к индийским украшениям. Индийское украшение, называемое джумар, как раз и крепилось в той области, где оно примерно располагается у Батыя в фильме "Легенда о Коловрате".
Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда
|
</> |