рейтинг блогов

Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3).

топ 100 блогов mil_history07.10.2025 Перевод с англ. яз. 3-й части статьи коммодора (в отставке) военно-морского флота США У. Х. Билера, написанной по горячим следам событий в сентябре 1912 г., из журнала US Naval Institute proceedings, Vol.38/2/143.
Часть 1: https://mil-history.livejournal.com/2002658.html
Часть 2: https://mil-history.livejournal.com/2002764.html


Боевые действия в Бенгази и Дерне в декабре 1911 г.
Арабы и турки, численность которых оценивалась в 15 000 человек, днём и ночью совершали частые нападения на хорошо укреплённый итальянский гарнизон в южных пригородах Бенгази. Там занимали оборонительную позицию четыре пехотных полка при поддержке орудий «Сан-Марко» (броненосный крейсер) и «Агордата» (минный крейсер). Итальянцы редко предпринимали вылазки. 30 ноября атака 20 000 турок была отбита со значительными потерями. Вскоре после этого гарнизон был усилен 57-м пехотным полком, прибывшим из Италии. Из Тобрука также пришел линкор (броненосец додредноут) «Регина Елена». В ночь с 14 на 15 декабря турки предприняли массированную атаку, но снова были отбиты при поддержке корабельной артиллерии. Итальянцы потеряли несколько полевых орудий.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). Gendarmerie-Havre-1914-LCH-1914.jpg
Тяжелые силы итальянского флота на переходе в Триполитанию, 1911.

Численность турок и арабов, сосредоточившихся на подступах к Дерне, оценивалась в 3 500 человек, но они постоянно получали подкрепление, и ожидалось, что они предпримут общий штурм итальянских позиций. В конце ноября итальянский гарнизон Дерны совершил вылазку силами трёх пехотных батальонов и 150 моряков с броненосца «Наполи». В ходе восьмичасового боя итальянцы потеряли 15 человек убитыми и 37 ранеными. Подобные столкновения происходили часто. 30 ноября в Дерну в качестве губернатора прибыл граф Тромби с большим подкреплением, состоявшим из 26-го пехотного полка, одного батальона альпийских стрелков и одного батальона 20-го пехотного полка, благодаря чему численность гарнизона увеличилась до 15 000 человек.
Итальянские и турецкие войска в Триполи и Киренаике постоянно получали подкрепления. С прибытием третьего армейского корпуса численность итальянских войск увеличилась до 120 000 человек, которые были распределены следующим образом: В Триполи — 70 000, в Бенгази — 25 000, в Дерне — 15 000, в Хорнсе — 5 000, в Тобруке — 5 000.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
"Спешенные" итальянские моряки на укрепленной позиции.

Отступление турок вглубь страны позволило им значительно укрепить свои силы. Их расходы на войну покрывались в основном за счёт добровольных пожертвований мусульман. Турецкие офицеры и солдаты, оружие, боеприпасы и всевозможные боевые материалы постоянно переправлялись через египетскую и тунисскую границы, несмотря на нейтралитет этих территорий.
Чтобы предотвратить проникновение контрабандистов и войск через египетскую границу, итальянцы заняли Сиди-Баррами на побережье между Тобруком и Солумом, в то время как их военно-морские силы охраняли побережье и захватили несколько парусных судов с контрабандой.
Итальянцы жаловались на нарушение нейтралитета не столько со стороны Египта, которое происходило тайно, сколько со стороны Туниса, где оно осуществлялось открыто. Французское правительство заявило, что делает всё возможное, чтобы остановить транспортировку контрабанды, и предложило Италии усилить свои войска на границе. Благодаря французскому запрету караванная торговля через Делибат в Триполи в конечном итоге прекратилась.
Турки использовали Делибат, восточную конечную точку телеграфной связи в Тунисе, для отправки сообщений в Европу. Они построили телеграфную линию от своей штаб-квартиры к югу от Триполи до Кеззана, в пяти километрах от Делибата.
За турецкими больными и ранеными ухаживали представители французского и немецкого обществ Красного Креста, а также турецкого общества Красного Полумесяца, которые добирались на театр войны через тунисскую границу. Английское общество Красного Креста также отправляло помощь туркам через египетскую границу.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Госпиталь Красного креста времен Триполитанской войны. Судя по присутствию итальянских военных, этот развернут на их стороне.

Итальянское правительство осуществляло жёсткую цензуру в отношении прессы, и корреспонденты газет были строго ограничены в тематике своих репортажей. Эти ограничения соблюдались настолько строго, что большинство известных корреспондентов покинули Триполи и вернулись домой. За исключением нескольких французских журналистов, в Триполи были представлены только итальянские репортеры, но даже их репортажи жестко проверялись властями.
Однако итальянское правительство разрешило всем военным и военно-морским атташе, аккредитованным при иностранных посольствах и представительствах в Риме, посетить Бенгази, Триполи, Дерну, Тобрук и Хорнс на специально предоставленном для них пароходе «Босния» при условии, что они не будут публиковать ничего из того, что увидят во время четырёхнедельного круиза, который начался 18 октября 1911 года.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Иностранные военные атташе, включая сразу узнаваемого русского, с итальянскими офицерами флота и армии на пароходе "Босния".

Операции итальянского флота до 20 февраля 1912 года.
В январе «Гарибальди», «Варезе» (броненосные крейсера), «Этна» (бронепалубный крейсер) и несколько миноносцев находились в Тобруке, «Ферручо» (броненосный крейсер) — в Дерне, «Этрурия» (бронепалубный крейсер) — в Бенгази, «Марко Поло» (броненосный крейсер) — в Хорнсе, а «Карло Альберто» (броненосный крейсер), «Лигурия» (бронепалубный крейсер), «Ириде» (минный крейсер) и несколько мореходных миноносцев — в Триполи. Большая часть флота, вернувшегося в Италию примерно в середине декабря, осталась на базах для ремонта и т. д.
Поскольку патрулирование европейского побережья Турции итальянским флотом было в значительной степени прекращено и очевидно атаковать тамошние порты пока не планировалось, турецкое правительство распустило резервистов в гарнизонах на Эгейских островах и в некоторых гарнизонах на материке.
В Красном море из-за угрозы нападения на колонию Эритрея итальянцы усилили военно-морские силы, направив туда «Пьемонте», «Калабрию», «Апулию» (бронепалубные крейсера), «Аретузу» (минный крейсер), «Вольтурно» (старый парусно-паровой корвет) и «Стаффету» (гидрографический корабль), а также четыре больших эсминца «Артильере», «Гранатьери», «Берсальере» и «Гарабальдино». Итальянский командующий военно-морскими силами в регионе установил, что возле Фарсанских островов укрывались семь небольших турецких канонерских лодок, дислоцированных в Персидском заливе, и вышеупомянутые итальянские корабли отправились на их поиски. Турецким канонеркам ранее было приказано вернуться домой, но у них закончился уголь, и они не смогли продолжить путь: транспорт «Кайскри», на борту которого перевозилось топливо для этих канонерских лодок, был захвачен итальянцами. Итальянцы не знали, что неприятельские канонерские лодки из-за нехватки угля не смогли добраться до Суэца, и считали, что они вошли в Красное море, чтобы перевезти добровольческие формирования арабов для усиления турок или для нападения на Эритрею.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Разгром итальянской эскадрой отряда турецких канлодок в Красном море 7.01.1912. Итальянская пропагандистская картинка. но на деле все было очень похоже - турецкие моряки в бою не добились ни одного попадания, потерь итальянцы не понесли.

7 января итальянцы обнаружили семь канонерских лодок и паровую яхту «Фуад», стоявшие на якоре в Кунфуде. Итальянские корабли открыли огонь по канонерским лодкам, и после трёхчасового огневого боя на дистанции 4 500 метров все турецкие канонерки, кроме трёх, выбросившихся на берег, затонули. Экипажи покинули выброшенные на берег канонерские лодки, и на следующее утро итальянцы смогли завершить их полное уничтожение, захватив несколько лёгких орудий в качестве трофеев с маленькой эскадры. Итальянцы также обстреляли Кунфуду и захватили четыре арабских парусных судна и яхту «Фуад», которую отбуксировали в Массуа.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Уничтоженные в Кунфуде турецкие канонерки.

Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Итальянский матрос на борту одной из них у захваченного орудия.

В ходе этого похода они обстреляли небольшие арабские порты на Красном море: Акабу (в третий раз 19 января), Джебану, Шейх-Саид, Мокку и Миди. Вспомогательный крейсер «Читта ди Палермо» накрыл орудийным огнем военный лагерь на Синайском полуострове, но этот налет нанес арабам незначительный ущерб, поскольку большинство снарядов не взрывались.
После этого итальянцы объявили о блокаде побережья в Красном море на расстоянии 45 миль вокруг Ходейды, морского порта с населением 45 000 человек.
Блокада вступила в силу 26 января 1912 года. Она была вызвана переброской турецких войск, денег и припасов в Ходейду на нейтральных судах. Египетский почтовый пароход «Менсалех» был при этом захвачен, на его борту обнаружилось 750 000 франков для передачи турецким чиновникам. Кроме того, корвет «Вольтурно» обнаружил на борту британского парохода «Африка» и австрийского парохода «Брегенц» 20 турецких офицеров. Блокада Ходейды была возложена главным образом на два больших вооружённых быстроходных почтовых парохода «Дитка дельи Абруцци» и «Дука ди Генуя», которые были направлены из Италии вместе с крейсерами «Лигурия» и «Эльба».
Во время бомбардировки Джебаны «Пьемонте» повредил построенную там французами железную дорогу, и железнодорожная компания подала в суд на итальянское правительство, требуя 200 000 лир за ущерб, нанесённый французской собственности. Итальянцы платить отказались, однако эвакуировали из Ходейды около 100 британцев и несколько французов.
В начале февраля итальянцы поддержали арабского лидера восстания против турок Саида Идриса, 200 последователей которого захватили остров Фарсан. Эти повстанцы вынудили турецкие войска в Йемене перейти к обороне и оказали итальянцам большую помощь.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Итальянские офицеры и союзные им арабские вожди.

Операции в Триполи в январе 1912 г.
Итальянские части в Айн-Заре часто подвергались атакам турок, которые разместили свой оперативный штаб в Азизии, а основные силы — в Гариане. В течение января и в начале февраля итальянцы неоднократно пытались захватить Занзур, но потерпели неудачу и понесли большие потери. Провал 17 декабря атаки силами четырёх пехотных батальонов привёл к тому, что генерал-лейтенант Пекори-Джиральди был заменён генерал-лейтенантом Камераной. Турецким командиром, разгромившим итальянцев, был полковник Фара, которого за эту победу повысили до генерал-майора. Подробности этой операции не разглашались, но итальянцы потеряли 50 человек убитыми и более 100 ранеными.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Итальянские войска салютуют погибшему в бою офицеру.

Турки окружили Триполи, образовав кольцо позиций радиусом от 15 до 20 километров, которое простиралось от деревни Гаргареш в районе Айн-Зары до Бир-эль-Турки к востоку от Айн-Зары. Жители Гаргареша, поддерживавшие итальянцев, были схвачены турками и подвернуты наказаниям за симпатии к оккупантам. 18 января турки отразили атаку четырёх пехотных батальонов, пытавшихся отбить город. Итальянцы были отброшены и лишь два дня спустя после ожесточённого боя смогли захватить это место. Турки отступили, но неоднократно возобновляли атаки на итальянцев. Они неоднократно атаковали Айн-Зару, но 5 февраля в результате продолжительного обстрела из 6-дюймовых осадных орудий были выбиты со своих позиций между Айн-Зарой и Гаргарешем.
Однако итальянская атака на Занзур 22 февраля с участием четырёх пехотных батальонов и трёх полевых батарей была отбита турками.
В Хорнсе итальянцы были вынуждены оставаться и окопаться в пригородах. Турки неоднократно атаковали, но всегда получали отпор благодаря артиллерийскому огню броненосного крейсера «Марко Поло».
Зуара, расположенная в 105 километрах к западу от Триполи, являлась узловым пунктом торгового пути между Тунисом и Гарианом. Город часто подвергался бомбардировкам с итальянских кораблей, но турецкие войска успешно отражали высадившиеся десантные отряды и всегда принуждали их возвращаться на борт.
Решение о захвате города было принято незадолго до Рождества, когда броненосный крейсер «Пиза» привел в Зуару четыре транспорта с 10-й пехотной бригадой. Плохая погода помешала высадке, и после нескольких дней ожидания экспедиция вернулась в Аугусту. Снаряды с кораблей разрушили несколько зданий в городе, но энергичный турецкий командующий отразил все попытки десанта. В конце концов итальянцы отказались от идеи высадки, поскольку она потребовала бы больших жертв, чем оправдывало бы овладение этим местом.
В Киренаике в январе и феврале итальянцы расширили зону оккупации близ Бенгази на 7 километров от города, а также в Дерне и Тобруке. Были построены мощные укрепления, на которых установили тяжёлые 6-дюймовые осадные орудия.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
Ведет огонь итальянская армейская тяжела артиллерия. Работала она в этой кампании меньше, чем морская, но столь же успешно.

В Бенгази укрепления соединялись между собой военной железной дорогой длиной 10 километров. Во всех этих местах итальянцы занимали оборонительные позиции и отражали постоянные атаки турок с помощью корабельной артиллерии, поскольку оборонительные сооружения находились в пределах досягаемости огня с якорных стоянок в гаванях.
Вторжения вглубь территории итальянскими экспедиционными силами не предпринималось, и основные усилия были направлены на укрепление обороны ограниченного региона вдоль побережья и в захваченных морских портах. Итальянцы планировали затянуть войну и со временем, проявляя дружелюбие по отношению к арабам, склонить их на свою сторону и убедить принять итальянскую администрацию.

Действия авиации.
Военные лётчики хорошо зарекомендовали себя в качестве разведчиков. Лейтенант итальянского военно-морского флота Росси совершил 60 вылетов в районе Тобрука и рекомендовал отказаться от использования ручных гранат Чипелли, поскольку они слишком сложны для применения одним авиатором и очень опасны. Кроме того, они редко попадали в цель и ещё реже взрывались в мягком песке пустыни. Почти все самолёты, которыми пользовались итальянцы, были одноместными. Пилоты были вынуждены подниматься над позициями противника на высоту 1 000 метров и более, чтобы самолёт не был подбит винтовочными пулями, даже несмотря на отсутствие у турок надлежащего прицельного оборудования. 1 февраля во время полёта в Тобрук Росси взял в качестве пассажира капитана Монту, и, когда самолёт находился на высоте 600 метров, в него попали пять винтовочных пуль, и капитан Монту был легко ранен.
Итальянские военные самолёты рассчитаны только на одного пилота и относятся к типам Bleriot, Nieuport, Etrich и Farman с двигателями мощностью 50 лошадиных сил. Они стоят около 6 000 долларов каждый и по состоянию на данный момент прослужат без капремонта примерно полгода. Планируется закупить более крупные самолёты с двигателями мощностью от 70 до 100 лошадиных сил, способные перевозить несколько пассажиров. В ближайшем будущем будут испытываться различные типы ручных гранат. В ходе Триполитанской кампании итальянские авиаторы вместо того, чтобы бросать ручные гранаты, на определенном этапе стали писать на арабском языке листовки с призывами к арабам сдаваться.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). NesetBey.png
"Воины пустыни, ваше сопротивление бесполезно! Сдавайтесь в плен, каждого ждет большая тарелка макарони и белла бамбина в полевом борделло!"

Капитан Мойзо совершил разведывательный полёт из Триполи в Гариан, расположенный в 85 километрах к югу, и обратно, а 12 февраля он пролетел из Триполи в Хорнс и обратно, преодолев расстояние в 240 километров.

Контрабанда военного снаряжения.
Солум, расположенный на побережье близ египетско-триполитанской границы, был основным перевалочным пунктом для турецких добровольцев и контрабанды военного снаряжения, поступавшего в Киренаику. Железнодорожная станция в Марсу-Матруке, в 300 километрах к западу от Эль-Аламейна, была соединена хорошей автомобильной дорогой с Солумом, расположенным в 200 милях (381,8 км) от неё. Таким образом, на автотранспорте и поезде можно было преодолеть расстояние от Эль-Аламейна до Солума за один день. Караваны из Солума привозили турецким войскам в Киренаике оружие и боеприпасы в больших количествах. Парусные суда с контрабандой также выгружались недалеко от Солума, где их не могли захватить итальянские блокадные силы. Египетские телеграфисты принимали телеграммы для Константинополя через Александрию, и связь турецкого командования на театре войны с метрополией практически не прерывалась.
Эти благоприятные для турок условия изменились после 15 декабря, когда Турция уступила Солум, ранее территориально принадлежавший Киренаике, Египту. Вскоре после этого египетские и британские войска заняли Солум и пресекли контрабанду. Лорд Китченер распорядился принять самые строгие меры для предотвращения любых нарушений нейтралитета и переправки контрабанды и турецких войск через границу за пределами Солума. Телеграфные сообщения подвергались цензуре, а в Солум прибыл британский крейсер «Саффолк», чтобы обеспечить соблюдение строгого нейтралитета. В результате этих мер были остановлены 30 турецких добровольцев и два русских авиатора, пытавшиеся проехать в Киренаику, чтобы поддержать ее защитников. Однако эти меры не помешали большому каравану из 175 груженных верблюдов тайными путями войти в Киренаику из Египта, предположительно через Фаюм. С караваном следовало большое количество офицеров и солдат для помощи туркам.
В связи с контрабандой и открытыми нарушениями нейтралитета на тунисской границе Италия выразила протест Парижу. В ответ на это французским правительством было сделано заявление о том, что Италия открыто закупает в Тунисе верблюдов и провизию для своих войск, а также приобретает во Франции летательные аппараты для своих сил в Триполи, следовательно ей нечего жаловаться. Недопонимание между Италией и Францией достигло таких масштабов, что итальянцы в конце концов решились захватить два крупных французских парохода, курсировавших между Марселем и Тунисом, на которых, как предполагалось, находились турецкие офицеры. Французские пароходы «Карфаген» и «Мануба» были взяты на абордаж итальянскими миноносцами у берегов Сардинии, за пределами итальянских территориальных вод, и приведены в Кальяри, где их задержали на четыре дня, а затем отпустили. На борту «Карфагена» был обнаружен французский лётчик Дюваль со своим самолётом, который, по утверждению итальянцев, направлялся для поступления на турецкую военную службу. На борту «Манубы» находились 29 человек, которые утверждали, что состоят во втором отряде общества Красного Полумесяца, в то время как итальянские офицеры заявляли, что они являются участниками боевых действий. Прежде чем продолжить путь в Тунис, капитан «Манубы» был вынужден высадить этих 29 то ли медиков, то ли добровольцев.
Проведя расследование с пристрастием, итальянцы наконец убедились, что лётчик Дюваль не собирался поступать на турецкую службу, и он отплыл в Тунис, уже без самолета и без гроша в кармане. 29 членов общества Красного Полумесяца были задержаны и подверглись самому жесткому дознанию, однако после продолжительной переписки и дебатов во французском парламенте итальянцы наконец передали их французскому правительству, также конфисковав все находившееся при них имущество и денежные средства. По прибытии в Марсель эти 29 человек были допрошены уже французскими властями, и выяснилось, что все они действительно были хирургами, медсёстрами или санитарами. За одним исключением, им разрешили отправиться в Тунис, а оттуда — в турецкую штаб-квартиру. У одного из них, турецкого государственного служащего, который и вез при себе доставшиеся итальянцам крупные суммы денег, имелось офицерское звание и он служил не только в обществе Красного Полумесяца; ему не разрешили продолжить путь.
Французское правительство прилагало все усилия, чтобы пресечь контрабанду. 17 января в Сфакс из Превезы прибыл российский пароход «Одесса», и тунисские власти обнаружили в его угольных бункерах крупную партию оружия и боеприпасов. Этот груз - 360 тонн военного снаряжения - был конфискован французской колониальной администрацией в Тунисе.
25 января эсминец «Фульмине» перехватил французский почтовый пароход «Фавиньяно» в водах Туниса и провёл тщательный обыск, но не нашёл на борту никакой контрабанды. Перед уходом с судна огорченные неудачей итальянские моряки отобрали у экипажа и пассажиров деньги и ценности, а всех пытавшихся возражать побросали за борт.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). Gendarmerie-Havre-1914-LCH-1914.jpg
Этот пиратский эпизод вызвал большой резонанс среди тунисцев и такой всплеск враждебности по отношению к итальянцам, что многие жители Туниса итальянского происхождения покинули страну.
Вскоре Франция отправила из Бизерты к юго-восточной границе Туниса броненосец «Генрих IV» и четыре миноносца, чтобы пресечь контрабанду и обеспечить соблюдение нейтралитета.

Итальянские военно-морские операции в период с февраля по 15 марта 1912 г.
В Бейруте стояли турецкий броненосный корабль береговой обороны «Аун-Иллах» («Помощь Аллаха», чаще именуется в лит-ре "Авниллах", старый броненосный казематный корвет) и эсминец «Ангора», и итальянцы опасались, что эти корабли помешают переброске итальянских войск Красным морем.
Безымянный.png
Турецкий миноносец "Ангора" (также встречается название "Анкара", кстати, итальянской постройки 1904-06 гг.).

Рано утром 24 февраля к Бейруту подошел контр-адмирал Таон ди Ревель с «Ферруччо» и «Гарибальди» (броненосные крейсера). «Гарибальди» приблизился к турецким кораблям и сделал предупредительный холостой выстрел. После этого турецкий командир отправил к «Гарибальди» шлюпку под белым флагом, однако приказал «Ангоре» обрубить якорный канат и срочно занять позицию с подветренной стороны, недалеко от мола, и приготовился защищать свои корабли.
Посланный на шлюпке офицер вернулся с письменным требованием к вали (губернатору) Бейрута сдать итальянцам оба военных корабля, находящихся в гавани, до 9 часов утра. В противном случае, если не будет получен ответ, итальянский адмирал угрожал, что будет вынужден атаковать эти два корабля в соответствии со статьёй 2 IX Конвенции Второй Гаагской конференции.
В ожидании ответа от вали итальянские крейсеры направились на восток в залив Святого Георгия.
Вали получил письменное требование о сдаче кораблей в 8:30 утра и как раз собирался дать согласие, когда в 9 утра итальянский адмирал, не дождавшись ответа, приказал своим кораблям открыть огонь по «Авниллаху» с расстояния 6 000 метров. «Авниллах» храбро отстреливался в течение примерно двадцати минут, однако показал низкую скорострельность и не попал ни разу. В 9:35 на его борту в результате попаданий итальянских снарядов вспыхнул пожар, более половины моряков были убиты или ранены, а через десять минут турки спустили флаг и выжившие члены экипажа, которых было 220 человек, включая многочисленных раненых, покинули корабль.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). Gendarmerie-Havre-1914-LCH-1914.jpg
"Авниллах" в огне, Бейрут, 24.02.1912.

«Гарибальди» подошёл ближе и с расстояния 600 метров открыл огонь из 76-мм орудия по уклонявшейся маневрированием «Ангоре», но не причинил ей никакого вреда. Затем «Гарибальди» выпустил торпеду по «Авниллаху», но на полпути она отклонилась от курса и попала в скопление лихтеров, пришвартованных у мола. Торпеда взорвалась, в результате чего шесть лихтеров затонули. Через десять минут «Гарибальди» выпустил вторую торпеду, которая попала в среднюю часть турецкого броненосного корабля и привела к тому, что он начал тонуть, продолжая дрейфовать, пока не наткнулся на мель, в результате чего частично остался на поверхности с затопленными палубами. «Авниллах» потерял трёх офицеров и 55 матросов убитыми, а также 8 офицеров и 100 матросов ранеными.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). uniformconstit.jpg
Многочисленные случайные попадания перелетом с итальянских крейсеров нанесли городу большой ущерб: погибли 66 мирных жителей, несколько сотен получили ранения. Было повреждено множество зданий, в том числе Османский банк, Германский банк Палестины, Салоникский банк, а также здания и склады таможни, некоторые из которых загорелись и были полностью разрушены.
Итальянцы отступили из гавани в 11 часов утра и скрылись из виду на севере. Но в 13:45 оба корабля вернулись, «Ферруччо» подошёл ближе и открыл огонь по непредусмотрительно вставшей на запасной якорь «Ангоре», которая была потоплена в течение трёх минут. Затем итальянские корабли направились на запад.
Вследствие действий Италии в Бейруте турецкое правительство издало приказ о высылке всех итальянцев, проживающих в вилайетах Бейрута, Алеппо и Дамаска, в течение 14 дней после 28 февраля 1912 года. "Все итальянцы, проживающие в районах, которые в будущем могут подвергнуться нападению со стороны итальянских военно-морских сил, должны были быть высланы из этих регионов", - гласил он. Это касалось 60 000 итальянских подданных.
Приказ о высылке итальянцев из упомянутых вилайетов исполнялся местными властями весьма строго. Тех, кто не уехал добровольно, депортировали принудительно.
После февраля итальянские миноносцы снова приступили к патрулированию турецкого побережья Средиземного моря, и итальянская пресса заявляла, что в Эгейском море ожидаются военные операции. Утверждалось, что итальянцы официально заявили о своём намерении избегать нападений лишь на албанское побережье и не собирались отказываться от любых враждебных действий против других турецких прибрежных и островных территорий.
Тем временем, поскольку итальянские войска не добились значительных успехов в завоевании Триполитании, а попытки великих держав восстановить мир провалились, представлялось весьма вероятным, что угрозы начать военные действия в Эгейском море, о которых писала итальянская периодическая печать, будут воплощены в жизнь. Поэтому турки решили тщательно укрепить все свои владения в Эгейском море. В течение предыдущего месяца эти меры не применялись, поскольку с учетом заявлений Рима складывалось впечатление, что итальянцы ограничат театр военных действий Африкой.
Турки начали укреплять оборону западных подступов к Дарданеллам в Курне-Кале и Седиль-Баре. Были усовершенствованы минные заграждения и выставлены новые; укрепления были усилены 350 орудиями, в основном переброшенными из фортов на Босфоре. Войска ежедневно тренировались в стрельбе по мишеням, а в районе Дарданелл было сконцентрировано 40 000 пехотинцев и кавалеристов.
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3). uniformconstit.jpg
Один из турецких фортов в Дарданеллах с 280-мм береговым орудием K L/40 германского производства и бравым гарнизоном, 1912.

Проход торговых судов через Дарданеллы в ночное время был запрещён, и из-за минных постановок все суда были вынуждены пользоваться услугами лоцманов. Турецкие миноносцы постоянно патрулировали подходы, а турецкий флот находился в Нагаре.
В Смирне стояли наготове четыре больших торговых судна, которые были доверху нагружены камнями, чтобы их можно было затопить в самой узкой части гавани, примерно в шести милях (ок. 9,7 км) от города.
Два турецких миноносца, которые находились в Смирне, были отозваны в Дарданеллы.
Нападения на Салоники турки не ожидали, поскольку торговля в этом порту велась в основном местной итальянской колонией, и австрийцы также были заинтересованы в безопасности города. Тем не менее турки укрепили там фортификационные сооружения и минные поля, а также усилили гарнизон.
Тем временем итальянский флот завершил все работы по переоборудованию за зиму и собрался в Таранто и Тобруке. Так как вице-адмирал Обри умер 4 марта, главнокомандующим стал вице-адмирал Фаравелли. Его, в свою очередь, сменил вице-адмирал Биале.
Десять итальянских крейсеров в Красном море обстреляли несколько арабских портов: Миди 29 февраля, Дубаб (недалеко от Перима) 4 марта и Шик-Саид 6 марта. В это же время Миди был атакован и захвачен последователями мятежного арабского вождя Саида Идриса, которому в этом населенном пункте сдался турецко-арабский гарнизон из 60 человек.
В ответ на сотрудничество Саида Идрисса с итальянцами другой местный правитель Иман Яхья объявил «священную войну» и призвал всех жителей Йемена забыть о внутренних разногласиях и объединиться для поддержки Турции, уничтожения Саида Идрисса и активного вооружённого сопротивления итальянцам.
После блокады Ходейды турки установили связь между европейской частью Турции и Южным Йеменом через Аден.

Цена войны.
Согласно утверждённой в марте 1912 года в итальянском парламенте смете, за пять месяцев, истекших 29 февраля 1912 года, текущие военные расходы составили 41 495 000 долларов, из которых 5 790 000 долларов были потрачены на флот, а 35 705 000 долларов — на армию. Кроме того, 2 045 800 долларов были израсходованы на специальные цели. 18 914 000 долларов из суммы, потраченной на армию, включали расходы на мобилизацию и ведение войны — транспортировку войск, содержание личного состава, закупку лошадей, боеприпасов и военного снаряжения для войск в Африке; 11 966 000 долларов были потрачены на замену личного состава и военного снаряжения, перевезённых в Африку, в действующей армии на территории самой Италии, а также на организацию дополнительных вооруженных сил в метрополии.
5 790 000 долларов, израсходованные на военно-морской флот, пошли на покрытие чрезвычайных расходов на техническое обслуживание, транспортные задачи, увеличение численности экипажей кораблей и обеспечение их продовольствием, а также на оплату топлива и расходных материалов.
Специальная сумма в размере 2 045 800 долларов была выделена на улучшение портов в Триполи, Хорнсе, Бенгази и Дерне, а также на развитие телеграфной, телефонной и санитарной служб в Северной Африке. Эта сумма покрыла и расходы на прокладку новых телеграфных кабелей из Сиракуз в Триполи и из Сиракуз в Бенгази.
(...) Но точную оценку общей стоимости войны, конечно, можно будет дать только спустя некоторое время после её окончания, поскольку существует множество деталей, которые не учитываются в текущих расчетах. По оценкам экспертов в области финансов, за период до 29 февраля 1912 года война обошлась в общей сложности в 57 900 000 долларов, то есть по 386 000 долларов в день.
Безымянный.png
"А на пожрать нам все равно не хватило!" Итальянские солдаты в Триполитании просушивают под солнцем заплесневевшие местные лепешки, составлявшие основу их скудного колониального пайка.

Таким образом, финансовое положение Италии было благоприятным, особенно с учётом того, что в последние годы благодаря экономии в бюджете образовался большой профицит. Итальянский народ был готов пойти на большие жертвы ради этой войны, поэтому у Италии было достаточно средств для дальнейшего завоевания Триполитании.
До начала февраля турки потратили около двадцати миллионов франков в основном на создание новых береговых укреплений. 1 февраля военный министр получил ассигнование в размере 44 361 320 долларов на береговые укрепления.
Еще одна статья расходов турецкой казны - в благодарность за поддержку в войне против итальянцев султан подарил вождю бедуинского тариката Сенусси меч, инкрустированный бриллиантами, украшения и другие ценные подарки.
Посреднические усилия нейтральных держав по восстановлению мира между воюющими сторонами не увенчались успехом. 9 марта дипломатические представители Германии, России, Австрии, Великобритании и Франции предприняли с этой целью совместные консультации с итальянским правительством в Риме. Они конфиденциально поставили вопрос, на каких условиях Италия согласится приостановить военные действия. Итальянское правительство ответило 15 марта, согласно сообщению газеты Corriere della Sera, следующим образом: "Италия требует, чтобы Турция признала ее абсолютный суверенитет над африканскими провинциями и вывела все турецкие войска и административные органы из Африки, строго запретив турецким офицерам руководить арабами в их противостоянии итальянцам. В таком случае Италия прекратит военные действия во всех частях Турецкой империи и снизит пошлины на турецкие товары до прежнего уровня. С другой стороны, Италия признает религиозный халифат и объявит амнистию всем местным жителям. Италия возьмёт на себя часть турецкого государственного долга, причитающегося с Триполитании, и выкупит у турецкого правительства собственн

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Львов в октябре прекрасен. Уверена, что он хорош и летом и весной.. но осенью, думаю, он лучше всего. Золотая осень подчеркивает все его достоинства :) Наслаждайтесь просмотром :)) Дворик, где снимали Мушкетеров. Виды с Ратуши. Да, мы ...
...
Так или иначе, но разведенок с детьми в нашей стране очень много. Хотите убедиться? Достаточно зайти на любой сайт знакомств и задать критерий поиска «женщина, старше 25 лет». Только учтите, что далеко не каждая пишет в анкете о наличии детей. Причины распространенности этого явления ...
Ильяхов М. Пиши, сокращай Как создавать сильный текст (2017)(440с) https://leader-id.storage.yandexcloud.net/event_doc/297231/627d32b823571642642689.pdf Десять правил сильного текста 1. Сила - в правде 2. Смысл важнее формы 3. Чем проще - тем лучше 4. Пишите, как для себя 5. Читайте ...
Итак, мир может сменить свой календарь, т.е. все привычное для нас веками сменится ...