"Мир Ивана Ефремова" - как предвидение будущего цивилизации

Интересно: но сказанное в прошлых постах о том, что современный
мир с высокой долей вероятности ждет прохождение через некие
"Темные века" - то есть, через период, в котором "ценности
выживания" будут иметь определяющее значение по сравнению с
"ценностями развития" - позволяет в очередной раз понять, насколько
же прав оказался Иван Антонович Ефремов, "расположивший" свой
коммунизм за пару тысяч лет от нашей реальности. Напомню, что
изначально он относил события, описанные в "Туманности
Андромеды", аж на 2,5 тысячи лет в будущее, потом, правда,
"приблизил" их "всего" на полтора тысячелетия. Но все равно, срок
этот выглядел не просто немалым - он казался более, чем
большим.
Напомню, что "Туманность" писалась в середине 1950 годов
(первая публикация - 1957 год), когда СССР находился в высшей точке
подъема, и переход к коммунистическому обществу казался крайне
близкий. Известный политический деятель, например, заявлял, что
"нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме", и
объявлял о достижимости данной цели до 1980 года. И хотя
понятно, что данный деятель вообще назаявлял столько такого, что
верить ему - не уважать себя, но сути данный момент не меняет.
Потому, что тогда казалось, что вопрос стоит только о том, случится
данное событие ("строительство коммунизма") в течение жизни пары
поколений - или ждать придется поболее.
На этом фоне, например, те же братья Стругацкие - создавая свой
образ будущего - "поместили" его в XXII столетие. Что выглядело
чуть ли не предельным сроком в те времена - но, в любом случае,
казалось достаточным для того, чтобы человек не только ликвидировал
все "пережитки тяжелого прошлого" в общественной жизни, но и смог
сам стать "лучшей версией себя". То есть, мускулистым красавцем,
решающим в уме сложнейшие задачи и способным при этом писать музыку
и рисовать картины. Хотя нет - у тех же братьев "коммунист
будущего" получал возможности еще более "крутые": например,
затягивать раны, не болеть инфекционными болезнями и есть ядовитые
грибы. (См. "Максим Каммерер, Обитаемый остров".)
Кстати, интересно: но определенные материальные предпосылки у
данного "предвиденья" были. В том смысле, что "советский человек
образца 1950 годов", действительно, выглядел физически и умственно
много более совершенным, нежели "житель Российской Империи" образца
1910 годов, например. (Имеется в виду "средний человек",
разумеется.) Потому, что он и образованнее стал, и физически более
развитым - да, именно так, если говорить именно о 1950 годах, в
которых массовая физическая культура еще не стала пустыми словами -
и, как не странно, уровень иммунитета его повысился в разы. (Опять
же, речь идет о 1950 годах, при которых с одной стороны на порядок
улучшилось питание масс и лечение детских болезней, а с другой -
еще не было проблемы "порчи еды".)
Надо ли говорить о том, что "тогда" идея о "быстром коммунизме"
выглядела естественной. И Стругацкие - а вслед за ними и другие
авторы (от Снегова до Булычева) - начали помещать свой
"прекрасный мир будущего" в относительно близкую "временную
перспективу". (Максимум - на три-четыре столетия вперед, но чаще
много ближе.) Но не Ефремов! Который продолжал демонстрировать
достаточно "странные" сроки исполнения своих перспектив - много
столетий, переходящих в тысячелетия. Самое интересное же в этом -
то, что при этом изначально фантаст, судя по всему,
находился в рамках "оптимистической модели развития",
предусматривающей сохранение СССР и рост его мощи. (К
"пессимистическому подходу" он перешел лишь во второй половине 1960
годов - "Час быка", роман, где рассмотрен "мир без СССР", написан в
1966-67 годах.)
Почему? Да потому, что изначально "ефремовское будущее"
определялось одним важным показателем - тем, что творилось оно с
учетом диалектического характера нашего мира. (Не только
человеческой истории, но и вообще, всех сложных явлений.) Причина
этого очевидна: как палеонтолог - то есть, профессиональный
исследователь эволюционных процессов - Иван Антонович знал, что
никакое "линейное движение вперед" невозможно. (То есть, что
ни одна сложная система не развивается по принципу: следующий
этап есть простое улучшение предыдущего.) И что вместо этого
наличествует пресловутая "диалектическая спираль", в рамках
которого движение "от точки до точки" заменяется длительным
"прохождением кругов развития".
Кстати, занятно: но в "советском истмате" - который изначально
строился на базе построенной Марксом и Энгельсом диалектической
модели - господствовало именно "линейное представление". То есть,
там каждый последующий тип общества - "формация" - был "улучшенным
вариантом предыдущей". (Например, очень любили в рамках этой
системы рисовать линейные хронотопы, демонстрирующие как шло это
развитие.) Понятно, что сделало это было ради упрощения: в 1920
годах - когда и формировался "советский марксизм", включающий в
себя "истмат", для основной массы людей и "линейная логика" была
чудовищным продвижением вперед. (По сравнению с тем "дологическим
мышлением," в котором они находились ранее.) На этом фоне
рассматривать еще и "спиральное движение" было бы невозможным: так
бы просто запутали людей. Однако результатом данного решения и
стало то, что "мир превратился в линию", движущуюся от "плохого
прошлого" в "прекрасное будущее".
Проблема в том, что в реальности - в человеческой истории - все
обстоит совершенно иначе. И поскольку данный момент - в общем-то -
хорошо известен (см. например, гибель Римской Империи и смену
"Прекрасной Античности" на ужасные "Темные века"), то, volens
nolens, для "сохранения линейности" приходится вводить некие
"неисторические факторы". Которые, якобы, ломают указанное
"восхождение" - но, к счастью, не навсегда. Так появляются
пресловутые "варвары, разрушившие Рим", разного рода "дикие арабы",
"монгольские орды" и прочее "порождения Тьмы" - вплоть до
"бесноватого фюрера" - которое в обилии наличествует в
"фолькисторической сфере". (Впрочем, и в не "фолькисторической"
тоже.)
Кстати, то же самое можно увидеть и в других
"эволюционно-направленных" областях знания - скажем, в
палеонтологии, куда приходится "добавлять" тот же "астероид,
погубивший динозавров" для того, чтобы объяснить появление
человека. Впрочем, для ученых, реально занимающихся данной наукой -
а уже упомянутый Ефремов был не просто палеонтологом по профессии,
но одним из самых значительных специалистов в данной области
своего времени - давно уже понятно, что, в общем-то, эта самая
"внеисторическая" причина не важна. Потому, что вымирания, смена
господствующих видом, родов, семейств и отрядов - это, в общем-то,
обычный и неизбежный процесс, а что его вызвало - не имеет особого
значения.
То же самое и в истории: тех же "Темных веков" так наличествует
несколько - например, т.н. "Темные века" Античности, находящиеся
между т.н. "Крито-Микенской культурой" и классической Элладой. И,
по существу, именно эти "века" являются таким же закономерным и
нужным элементом человеческого развития, что и времена
"подъема". (Это, кстати, в 1950 годах было известно очень хорошо.)
Именно поэтому логичным было бы предположить, что и дальнейшее
развитие человечества пойдет "тем же путем". В смысле: будут не
только "взлеты", но и провалы, и даже если сейчас все выглядит
идеальным для того, чтобы "заскочить на Пик Коммунизма" к 1980
году, то...
Нет, конечно, сам Ефремов ни о чем подобном не писал. (Хотя бы
потому, что подобную "ересь" - то есть, мысль о том, что за взлетов
развития страны может последовать ее спад - никто бы не только ни
напечатал, но и ... думаю, далее понятно.) Но, в целом, сейчас уже
можно твердо сказать о том, что "общий ход его мыслей" был примерно
таким. И что вместо "линейного движения от одной "прекрасной эпохи"
к другой он подразумевал совершенно иное.
В "Часе быка" от 1967 года это, кстати, было сказано уже явно:
"...Атомными бомбардировками за несколько секунд уничтожались
огромные города. Вокруг нацело выжженного центра, где сотни тысяч
людей, деревья и постройки погибали мгновенно, располагался круг
разрушенных зданий, среди которых ползали ослепленные, обожженные
жертвы. Из-под обломков несся нескончаемый вопль детей, призывавших
родителей и моливших о воде. И снова шли сцены массовых репрессий,
перемежавшихся с битвами, где тысячи самолетов, бронированных пушек
на суше или корабле с самолетами на морях сталкивались в сплошном
шквале воющего железа и гремящего огня..."
Понятно, что "приписывая" данные слова "фашистскому обществу
Торманса" автор всегда мог оправдаться тем, что "это ложь,
созданная тормансианскими властями, и на самом деле все было
иначе". Но сути это не меняет: Ефремов к этому времени понял, что
его предположение о "этапном" продвижении по эволюционным кругам
оказалось верным. (К этому же времени относятся его слова о
"шаловливых мальчиках", а так же предвиденье "веселых девяностых",
в которых эти самые "мальчики" займут руководящие места в
обществе.) И что не только пресловутый "коммунизм 1980 года"
является невыполнимой утопией, но и само сохранение социализма
советского образца находится под вопросом. (Общество Торманса - это
модель именно "извращенного советского общества", состояния, в
которое оно может попасть при условии, что "мальчики" победят.)
Но при этом Иван Антонович прекрасно понимал, что и
"пессиместическая модель" - с гибелью человечества или, хотя бы,
его "погружением в средневековье" - неверна. (Хотя бы потому, что
те же "Римские Темные века" были не эквивалентны падением на
"доантичный уровень", а, скорее, наоборот.) И что новый "виток
развития" все же будет. Причем, если брать за "единицу истории"
т.н. "поколение" - о том, почему это надо делать, будет сказано уже
отдельно - то можно, в принципе, и "подсчитать" примерное время
"перехода", что, собственно, и было сделано им еще в 1950 году.
(Еще раз: когда даже сама мысль о том, что может быть что-то, кроме
"движения вперед", выглядела странной.)
Отсюда - и указанные тысячелетия. Отсюда - и вполне конкретная
"хронология мира Ефремова", которая составлена "с точностью до
полустолетия" (возможно и точнее), и которая сейчас имеется у
исследователей творчества данного писателя и мыслителя. (На данную
тему есть соответствующие материалы.) Отсюда и уверенность в том,
что - несмотря на всех "мальчиков" и прочих "быков" - развитие
человечества не остановится. Но одновременно - и в том, что это
"общество будущего" наступит отнюдь не завтра, и что не только
"нынешнее поколение", но и его внуки и правнуки никакого коммунизма
не увидят. А увидят они, в лучшем случае...
Впрочем, об этом надо говорить уже отдельно.
|
</> |