Что первично для формирования "высокой культуры"?
anlazz — 29.08.2023Как не странно, но мало кто понял, что самый главный вывод -
который можно сделать из предыдущего поста - состоит вовсе не в
том, что Европа получила свою знаменитую "культуру" за счет
ограбления всего остального мира. (Как и, например, тот же Древний
Рим - только вместо "всего мира" у него будет средиземноморский
регион.) Поскольку это, во-первых, и так достаточно известно.
(Колониализм широко рассматривался в той же советской исторической
традиции - и всегда в отрицательном смысле.) А, во-вторых,
данный момент мало что меняет: то, что появление Ньютона,
Руссо или Бетховена основывалось на крови и поте миллионов жителей
колоний не снижает ценности их работ. Скорее наоборот - это ее
повышает, поскольку показывает, что "все это" берется не "просто
так", из каких-то "небесных эмпирей", а получается из множества
человеческих страданий.
А вот что меняется кардинально - так это понимание того, что
является первичным при формировании мощной культурной среды.
(Наверное, не надо говорить, что та же наука - это именно что
культура, которая только искусством не исчерпывается.) Потому, что
сейчас господствуют представления о том, что "изначальным"
выступает "выращивание творцов", и всю историю становления той же
науки рассматривают именно с этой т.з. Дескать, в Европе XV-XVI
веков "чего-то появилось" - о том, что из себя представляло это
"чего-то", у разных исследователей говорится по разному, но сути
это не меняет - и поэтому "возникла наука". (Тут кивают на
появление университетов - даже несмотря на то, что последний
прекрасно прожили несколько столетий безо всякой науки, с одной
схоластикой, что, ИМХО, достаточно.... впрочем, об этом надо
говорить отдельно. Или, скажем, на религиозные моменты - благо
очень "удачно" подвернулась Реформация, и т.д.)
И уж потом эта самая "наука" - или культура в более общем
плане - и создала условия для возвышения Европы под всем
остальным миром. То есть, проще говоря, европейский колониализм
объявляется "заслуженным". Забавно, кстати, что на этом фоне иные
подобные процессы - скажем, арабское завоевание почти всего
Средиземноморья в VI - IX веках, после которого наступил
необычайный расцвет "восточной культуры" - никто подобным образом
интерпретировать не собирается. Точнее нет: исламские богословы
делают именно это - говоря, что в начале был Пророк и его учение, а
затем уже завоевание и последующий за ним расцвет - но большая
часть ученых подобную точку зрения считают "специфической". И
совершенно рационально показывают, что изначальным было именно что
создание "арабской Ойкумены" воинами ислама - а все эти Ибн Сины и
Омары Хайямы уже вторичны. (И что основной причиной победы арабов
было не слишком высокая их боеспособность - а то, что все остальные
социумы Ближнего Востока в это время находились в периоде
упадка.)
Но вот по отношению к своей "родной" социальной среде их заявления
меняются. Хотя, если уж посмотреть здраво, то "европейская
экспансия" - пресловутая "эпоха ВГО" - так же была связана по
большей мере с тем, что "социальные ритмы" европейских государств и
иных государств были "сдвинуты". (В смысле, что Европа переживала
период, оптимальный для экспансии - а те, кого она захватывала,
нет.) Ну, и да: "открытие Америки" стало бесценным подарком для
Старого Света, поскольку это была такая "кубышка" во всех
отношениях - от финансового (золото и серебро) до возможности
сплавить собственных "пассионариев", когда прошла в них нужда - что
упускать ее из рассмотрения невозможно. (А вот пойди все иначе -
открыли бы Америку арабы или, скажем, китайцы. И не было бы
"великой европейской культуры" вообще.)
Впрочем, ладно - в данном случае наиболее важно то, что именно
наличие огромного (относительно) количества свободных ресурсов
первично для "запуска научных революций". (Вне того, что там не
писал Кун.) А не наоборот. Разумеется, потом, после начала
"раскручивания научного (культурного) маховика" начинает
проявляться диалектическая связь - и тогда да, уже "технологическое
превосходство" начинает производить ресурсы. (Точнее, не
столько производить, сколько - см. все сказанное в
последних постах - перекачивать их из колоний в метрополию.) Но не
наоборот! Потому, что в дефицитном обществе - а все общества, не
основанные на паразитизме, дефицитные по определению (об этом будет
сказано отдельно) - никто не будет выделять средства на
существование чего-то, что не нужно "здесь и сейчас". К коим и
относятся ученые, поэты, художники, композиторы и т.д.
Точнее сказать: отдельно взятого поэта-художника-ученого элита,
разумеется, поддержала бы - для того, чтобы он всячески
возвеличивал этих элитариев в стихах-картинах или научных теориях.
(Последнее - как не забавно - встречается достаточно часто, в
особенности в философии.) Но это невозможно: для появления
"отдельно взятого гения" необходимо наличие достаточного количества
"кандидатов в гении". Кои для указанной задачи смысла не имеют - и
поэтому кормить их никто не собирается. (Именно отсюда проистекает
известный факт "упрощенного рисунка" в средневековых источниках -
хотя, как показывают те же "фаюмские портреты", реалистично
рисовать человек умел еще в римский период. Но тогда за счет рабов
можно было кормить достаточное количество художников - даже если
они были рабами - а вот в Средние века нет. Поэтому "по мере
надобности" выдергивали некоего монаха или даже маляра, рисующего
вывески (!) - и поручали ему "работу" со всеми
вытекающими.)
Поэтому первым необходимым условием для "культурного развития"
становится сколь-либо массовое наличие "валентных" - сиречь,
наворованных - ресурсов. (Еще раз: о том, почему именно так, будет
сказано уже отдельно.) Поэтому получили итальянские
города-государства гегемонию в Средиземноморье после падения
Константинополя - получили и Джотто, Бокаччо и прочих Леонардо.
Обрела Британия возможность "получения американского серебра" - о
том, каким путем это происходило, думаю все знают (не знают - пусть
погуглят "Порт-Ройял") - получили и Шекспира с Ньютоном. Получили
Штаты в конце XIX-начале XX веков возможность "присосаться" сначала
к латиноамериканским, а затем и другим "колониальным потокам" -
получили и Эдиссона с Тесла, и Марка Твена с Джеком Лондоном, и
Гершивина с Мингусом, ну и т.д. и т.п. (Про то, что Голливуд со
своими великими - безо всякого сомнения - фильмами - мог возникнуть
только в очень бездефицитном обществе, и говорить нечего.)
Что же отсюда вытекает? Да то, что, во-первых, как уже было сказано
- для текущей "модели" появления культурных ценностей (включая
науку) прежде всего необходимо наличие огромного числа "дармовых
ресурсов". Которые можно свободно тратить - и никто на это ничего
не скажет. (Вроде "лучше бы пенсионерам отдали"!) А, во-вторых,
отсюда становится понятно, что для "дефицитной страны" - вроде
России - пытаться "играть на западном поле", по западным правилам,
копируя "тамошние институты" (вроде университетов) бессмысленно.
Потому, что в подобных условиях "это все" не работает в принципе.
(То есть, как уже было сказано - в начале должно быть ограбление
колоний, а затем уже - "университетский дух". Или иной "дух
свободы".)
К счастью, одним только описанным выше типом "культурного
строительства" дело не исчерпывается. И существуют альтернативные
методы - точнее, они "начинают существовать" в "последние времена",
в упомянутом XVI столетии их, разумеется, еще не было. (И быть не
могло.) Но об этом, понятное дело, так же надо говорить уже в
отдельном посте.
|
</> |