Метафизика татами


«Параллельные прямые, которые пересекаются»
В качестве своеобразного многоточия к теме нечаянно нахлынувшего парламентаризма вспомнилась одна история.
Сто лет назад Жемчужина Британской Короны собралась на выход. В стране стихийно выросло самосознание, завелся хронический государственный терроризм и уверенным шагом из тени вышло т. н. национально (-освободительное) движение.
На фоне посредственной внешней политики всем стало ясно, что в конце 30-х нужно менять территориальный статус актива.
Не произошло это только потому, что началась ВМВ и стало не до сантиментов. Островная администрация по свистку свернула нацоналистическое движение, занялась рекрутингом в производственных масштабах и до поры до времени сняла вопрос с повестки дня.
Индийские колонии считались земельной собственностью Короны. С важным нюансом: львиная доля земель была не до конца передана от пресловутых Моголов, но это совсем другой разговор.
В Вестминстере сидел Госсекетарь, управляющий территориями по поручению Королевского дома. Ему отчитывался о происходящем генерал-губернатор с титулом Вице-король.
В самом начале XX века было желание поставить кого-нибудь из этнически близких населению на эту позицию, но никого подходящего так и не выбрали. До конца 40-х первых лиц высылали бандеролями из-за океана.
У генерал-губернатора был свое правительство, территориальные армии, губернаторы провинций и несколько советов. Главным считался Законодательный совет из 12 членов, куда входили члены правительства, некоторые губернаторы и набор неофициальных лиц-советников.
У Законодательного совета по желанию генерал-губернатора то появлялись, то пропадали обязанности. Большую часть времени он действовал в качестве его совещательного органа или, как принято говорить на английский манер, кабинета генерал-губернатора.
Между прочим при столь малом размере центрального исполнительно-законодательного органа его содержание обходилось в 6% ВВП гигантской территории.
Разумеется, этой поистине колоссальной суммой дело не ограничивалось.
Чиновники обладали привилегиями в занятии собственным бизнесом и концессионных проектах.
Не удивительно, что одним из самых громких обвинений в их адрес был, если говорить современным языком, коррупционный характер власти.

Что было последовательно сделано для установки нового режима?
- столицу перенесли в новое место (из Калькутты в Дели);
- в каждом территориальном образовании страны инсталлировали местные мини-парламенты;
- Законодательный совет разделили на две части: Госсовет (Council of State) и Законодательное собрание. Во вторую часть набрали местных (по спискам);
- аппарат Вице-короля, назначаемый сидящим в Лондоне Госсекретарем, сделали Исполнительным комитетом с неформальным членством и размытыми полномочиями. Ему подчинили оба совета.
После нескольких организационных кульбитов и «оживления» политического поля в Дели прибыл Лорд Маунтбаттен.
Он озвучил следующий план, легший в основу дальнейшей жизни трех, включая Бангладеш, образовавшихся стран:
- страна переводится в статус самоуправляемого Доминиона;
- разделяется на две части;
- каждому раздаются собственные правительства со статусом Доминионов;
- для каждого доминиона придумывается конституция;
- им вручаются ключи от счастливой жизни и они идут в закат самостоятельно без помощи Его Величества.
(опускаю важные детали с «княжескими штатами», речь о другом)
Жить теперь этим сиамским близнецам предстояло в тесной печурке Вестминстерской системы. То самое, знаменитое разделение на Исполнителя (в данном случае Президента) и Управляющего (в данном случае Премьера).
Обычно очень подробно рассматривают подготовку к индийско-пакистанской независимости, а потом перепрыгивают на момент независимости и самоуправления.

А как происходил транзит власти с 1947 года по 1950-й?
Известны все шаги.
Как назначались конституционные комиссии (из народа), как давали салют войска в новой форме, как Георг VI вычеркнул из своего титула «Император Индии», как была официально удалена должность Госсекретарь из Foreign Office.
Все очень празднично, да.
А что там с Исполнительным комитетом, куда входил в лучшие годы генерал-губернатор и «неизвестные отцы»?
Сразу решили не убивать, оставили в качестве совещательного органа Индии и Пакистана.
Через некоторое время сам собой сошел на нет – пуповину-то отрезали, докладывать комитету некуда, да и Премьер-министр тут как тут. Разберется без помощи бывших людей.

Правда, он зачем-то оставил себе Госсовет, но это, вероятно, просто традиция.
Вот с этого времени так и живут пятилетками до наших дней (см. корешок книги ниже).

Казалось бы, причем тут все эти конституции, реформы и прочие кувырки на месте?
Ах да, Госсовет Индии нашел себе место в конституции страны. В качестве ничего не значащего аттавизма. Чтобы было с кем посоветоваться.
https://telegram.me/mikaprok
|
</> |