Мэри Эннинг
pailish — 02.04.2022 Недавно я посмотрела историческую драму "Аммонит" режиссера Фрэнсиса Ли, главные роли в которой сыграли Кейт Уинслет и Сирша Ронан, и решила узнать реальную историю жизни главной героини фильма, палеонтолога-любителя Мэри Эннинг. Очень часто, особенно в последнее время, реальные исторические герои отличаются от кинематографических. Так оказалось и в этом фильме. Одна из главных тем фильма - роман между двумя женщинами — чистая выдумка. Все письма между ними показывают, что они были просто хорошими друзьями. Очень жаль, что без черно-голубой темы разучились снимать фильмы, и превращают живших в другие эпохи людей в тех, кем они никогда не были (спасибо, что хотя бы главную героиню играет не чернокожая Джоди Тернер-Смит, сыгравшая Анну Болейн). История жизни Мэри Эннинг, чьи научные достижения при ее жизни несправедливо замалчивались, а в 21-ом веке Королевское общество признало ее одной из десяти британских женщин, оказавших наибольшее влияние на развитие науки, интересна и без выдуманной лесбийской любви.Мэри Эннинг (Mary Anning) родилась в 1799 году в Лайм-Риджисе, в графстве Дорсет на юго-западе Англии. Лайм-Риджис является частью того, что сейчас называется Юрским побережьем (Jurassic Coast).
Детство Мэри было временем, когда королем был Георг III, бушевала война между британской и французской армией Наполеона, а Джейн Остин написала "Разум и чувства".
Семья Эннингов была религиозными инакомыслящими — протестантами, отделившимися от англиканской церкви, — и очень бедной. Из десяти детей только Мэри и ее старший брат Иосиф дожили до совершеннолетия.
Семья Эннингов жила так близко к морю, что бури, обрушивающиеся на побережье и обнажающие ископаемые остатки, иногда подтапливали дом Эннингов. Однажды семье пришлось выбираться из окна верхнего этажа, чтобы не утонуть.
Юрское побережье в Дорсете. Фото из интернета
Jurassic Coast - это побережье Дорсетшира и Восточного Девоншира на юге Англии. Побережье представляет собой 155 км обрывистой береговой линии. Обнаруженные здесь породы принадлежат мезозойской эре и охватывают период в 185 млн лет. Побережье, наряду с Большим барьерным рифом и Большим каньоном, является одним из чудес природы.
Отец Мэри, Ричард Эннинг, был плотником-краснодеревщиком, который получал дополнительный доход, отыскивая в скальных обнажениях остатки ископаемых организмов и продавая их туристам. К тому времени, когда ей исполнилось пять или шесть лет, Мэри стала его напарницей по сбору окаменелостей — занятие, непостижимое для георгианских девочек. Ричард научил свою дочь, как искать и очищать окаменелости, которые они находили на пляже, и часто выставлял и продавал их в своем магазине.
Иллюстрация в журнале Chatterbox 1869 года. Имени девочки не сообщалось. Была только подпись "The Little Fossil-gatherer"
Ричард внезапно скончался в 1810 году от туберкулеза и травм, которые получал, собирая окаменелости. Старшим детям пришлось зарабатывать на жизнь. Джозеф устроился на работу учеником обойщика, а их мать, Молли, попросила Мэри помочь погасить долги семьи, продавая ее находки. Мэри на тот момент было 12 лет.
Интерес к окаменелостям, камням и другим "диковинкам" рос среди среднего класса, приезжавшего на каникулы в Лайм-Риджис, и, продавая окаменелости, можно было как-то прожить. Мэри старалась изо всех сил, иногда в свое свободное время брат ей помогал.
Что было необычно для девочки ее класса и возраста, Эннинг была грамотной, получив образование в церкви, к которой принадлежали ее родители. У нее не было формального образования, но были любознательность и упорство, которые помогали ей самостоятельно изучать геологию и анатомию. Со временем Мэри стала экспертом в поиске, извлечении и идентификации окаменелостей.
Юрское побережье в Чармуте, Дорсет, где Эннинг сделала некоторые из своих находок.
Упорная работа Мэри привела в 1811 году к ее первому и одному из самых замечательных открытий той эпохи, которые изменили понимание доисторического мира. Вместе с братом она обнаружила скелет ихтиозавра длиной 5,2 м. Находка, первая в своем роде, вызвала множество предположений о происхождении и природе существа, которое когда-то, по-видимому, бродило по английскому побережью.
Окаменелость части ихтиозавра, найденная Мэри и Джозефом Эннинг, хранится в Музее естественной истории
В 1823 году Мэри обнаружила полный скелет плезиозавра, открытие, которое в очередной раз вызвало переполох в научном сообществе. По данным Музея естественной истории, многие ведущие ученые, в том числе известный палеонтолог Жорж Кювье, считали окаменелость подделкой. В конце концов его подлинность была подтверждена, и Кювье был вынужден признать свою ошибку.
Окаменелость плезиозавра также хранится в Музее естественной истории
В 1828 году Мэри обнаружила первого британского птерозавра, который теперь известен как останки диморфодона, огромного крылатого существа, которое считается одним из самых больших когда-либо летающих животных.
Количество найденных Мэри окаменелостей, причем, в отличном состоянии, просто потрясает. В Музее естественной истории самые ценные экспонаты - находки Мэри Эннинг, под них отведен целый зал. Среди них есть вымершая рыба Dapedium, очень похожая на современных рыб, несмотря на ее предполагаемый огромный возраст.
Самыми красивыми находками Мэри были аммониты. Эти спиралевидные вымершие ископаемые раковины были в изобилии найдены в скалах Лайм-Риджис, останки их мягкотелых, похожих на кальмаров жильцов давно исчезли. Аммониты могли вырасти до метра и более в диаметре и были самых разных цветов и рисунков.
Почти так же известные, как аммониты, белемниты - головоногие моллюски с мягким телом, как и аммониты. Ими кормились такие хищники, как ихтиозавры. Ископаемая форма представляет собой лишь концевую часть его твердой конусовидной внутренней оболочки. Обнаружив окаменелости белемнита, Мэри нашла в задней камере что-то похожее на застывшие чернила. Ее подруга, Элизабет Филпот, коллекционер окаменелостей, после небольшого эксперимента смогла извлечь эти чернила и довольно успешно использовала их как для рисования, так и для письма. Вслед за эхтим открытием в Лайм-Риджис потянулась вереница художников, поскольку художники искали эту "краску" для своих собственных творений. Подруга Мэри, Элизабет Филпот, была почти на двадцать лет старше Мэри, принадлежала к другому классу общества, но их связывала любовь к древним окаменелостям.
То, что Мэри обнаружила среди окаменелостей, приличные дамы того времени вслух никогда не произносили. Эти окаменелости были странной формы и никто не мог догадаться, что это. Честь их открытия тоже принадлежит Мэри. Эти странные окаменелости оказались окаменелыми фекалиями. Мэри придумала им название "копролит". Обнаружение этих "навозных камней" было важно для науки. С помощью них можно было получить четкое представление о типах пищи, потребляемой морскими существами, останки которых так чудесно сохранились.
Вырезанные и отполированные копролиты, найденные Мэри Эннинг, были использованы для инкрустации стола, который был изготовлен для Уильяма Бакленда, первого профессора геологии в Оксфордском университете. Это настоящий памятник геологической истории.
В конце концов Мэри заработала достаточно денег, чтобы купить дом с магазином для продажи своих находок. Вывеска на доме в Лайм-Риджисе гласила "Anning's Fossil Depot". За несколько пенсов здесь можно было приобрести раковины белемнитов. Аммониты, окаменевшие скелеты рыб и отпечатки растений - по шиллингу и дороже. А за сотню или пару сотен фунтов можно было купить даже кости древних ящеров.
Газета Bristol Mirror описала ее охоту за окаменелостями так:
"Эта настойчивая женщина в течение многих лет ежедневно отправлялась на поиски важных ископаемых останков при каждом приливе на многие мили под нависающими скалами в Лайме, упавшие массы которых являются ее непосредственным объектом, поскольку только они содержат эти ценные реликвии прежнего мира, которые должны быть выхвачены в момент их падения, с постоянным риском быть раздавленными полуподвешенными фрагментами, которые они оставляют после себя, или быть оставленными на уничтожение возвращающимся приливом. Ее усилиям мы обязаны почти всеми прекрасными экземплярами ихтиозавров... Один ее экземпляр был недавно куплен Коллегией Хирургов за сто фунтов". (100 фунтов в 1823 году составляли почти 12 000 фунтов в 2020 году).
Мэри целыми днями охотилась за окаменелостями на опасных прибрежных скалах. Лучшими для промысла были зимние месяцы, когда шторма и дожди размывали берега. В 1833 году ее чуть не раздавил камнепад, убивший Трея, ее любимую собаку.
Мэри Энниг со своей любимой собакой и магазинчик окаменелостей в Лайм-Риджис. Рисунок неизвестного художника.
Пресса пела Мэри дифирамбы, ее называли "принцессой окаменелостей", ученые мужи пользовались ее открытиями, но имя самой Мэри в ученом мире не звучало, ее попросту игнорировали. Интерес к геологии объединял аристократов, политиков, юристов, преуспевающих торговцев, священников, преподавателей университетов и хозяев лавочек, торгующих старинными вещами, но женщине в этом сообществе не было места. Решение о вступлении Мэри Эннинг в Лондонское геологическое общество принимали без ее участия. Даже признавая ее заслуги, в общество ее не приняли, ведь она была женщиной.
Мэри познакомилась со многими влиятельными людьми, в том числе с английским геологом Родериком Мерчисоном и его женой Шарлоттой. С Шарлоттой у Мэри завязалась крепкая дружба (в фильме сценаристы превратили дружбу в роман). Родерик оставил свою жену с Мэри на несколько недель, чтобы та научилась распознавать ископаемые окаменелости. В 1828 году Мерчисонам предстояло отправиться в геологическую экскурсию по Европе. Эта экспедиция потерпела бы полный провал, если бы не не знания и опыт, которые Шарлотта получила у Мэри Эннинг.
Шарлотта Мерчисон
Шарлотта Мерчисон вместе с мужем несколько раз путешествовала по Европе. Шарлотта собрала значительную коллекцию окаменелостей во время этих поездок, а также занималась изучением и зарисовкой окаменелостей на протяжении всей жизни. Она всю жизнь была преданной спутницей своего мужа и, говорят, помогала ему делать карьеру. Многие из ее иллюстраций были включены в работы, опубликованные ее мужем. Во время одной из поездок, она заразилась малярией, и всю оставшуюся жизнь страдала от осложнений. В фильме Шарлотта изображена на 10-15 лет моложе Эннинг, хотя на самом деле она была на 11 лет старше ее.
По словам Шелли Эмлинг, биографа Мэри Эннинг, "искренне религиозная" женщина Эннинг никогда не была замужем, что порождает предположения о том, что на самом деле она не интересовалась мужчинами. Ее награждали титулом "старой девы" при жизни, а сейчас решили сделать из нее лесбиянку.
Самым главной проблемой в жизни Мэри была нужда. Продажа окаменелостей было делом сезонным, к тому же находки не сыпались одна за другой. Иногда бывали периоды, когда Мэри нечего было продать. Выручали друзья. Известный геолог и друг детства Генри Де ла Беш в 1830 году создал 'Duria Antiquior - A More Ancient Dorset'. Он продал гравюры, чтобы помочь Мэри, которая пыталась свести концы с концами.
Эта акварельная картина считается одной из самых важных геологических и палеонтологических изображений, когда-либо созданных. Это первое графическое изображение сцены доисторической жизни, основанное на свидетельствах реконструкции ископаемых, жанр, теперь известный как палеоарт. И что самое интересное, это было первое изображение, показывающее испражняющихся доисторических животных, как дань уважения к открытым Мэри Эннинг копролитам.
Существа, изображенные в Duria Antiquior, были найдены Мэри Эннинг на побережье Дорсета. Duria Antiquior в настоящее время находится в Национальном музее Уэльса, однако он не выставляется на всеобщее обозрение из-за своей хрупкости.
Финансовые трудности Мэри были так же связаны с большой финансовой неудачей в 1835 году, когда она потеряла большую часть своих сбережений, около 300 фунтов стерлингов, из-за неудачных вложений. Что произошло дополденно неизвестно. По одним сведениям она инвестировала в мошенника, который обманул ее и исчез с деньгами. Другие источники утверждают, что этот человек умер, и Эннинг не смогла вернуть свои инвестиции. Обеспокоенный этим ее старый друг Уильям Бакленд (профессор геологии Оксфордского университета) убедил Британскую ассоциацию развития науки и британское правительство присудить ей ренту, известную как пенсия по гражданскому списку, в обмен на ее большой вклад в науку геологии. Годовая пенсия в размере 25 фунтов стерлингов давала Эннинг некоторую финансовую безопасность.
Еще одним драмматическим событием этого периода был переход Мэри из веры, в которой ее крестили, в англиканскую церковь. Любимый Мэри пастор Джон Глид, коллега-коллекционер окаменелостей, уехал в Соединенные Штаты, чтобы вести кампанию против рабства. На его место назначили пастора, который был Мэри несимпатичен. Кроме того, многие уважаемые коллеги Мэри принадлежали англиканской церкви, и она перешла в нее. По словам современников, Эннинг была "глубоко религиозной" и поддерживала, как старую, так и новую церковь.
Эскиз, изображающий Мэри Эннинг, работы Генри Де ла Беша.
В 1845 году у Мэри развился рак груди. Последние годы жизни Мэри уже не могла работать из-за болезни. Она принимала большие дозы лауданума (настойка опия), чтобы заглушить боль, а среди местного населения поползли слухи о ее, якобы, проблемах с алкоголем. Геологическое общество оплатило ее лечение, но безрезультатно, она умерла в 1847 году, ей было 47 лет. Мэри Эннинг была похоронена в приходской церкви св. Михаила в Лайм-Риджисе.
В литературном журнале Чарльза Диккенса All the Year Round вышла статья, в которой подчеркивались трудности, которые Эннинг преодолела, особенно скептицизм ее коллег и горожан. Статья заканчивалась словами: "Дочь плотника завоевала себе имя и заслужила его".
Члены Геологического общества внесли свой вклад в витраж в память о Мэри Эннинг, открытый в 1850 году. На нем изображены шесть телесных актов милосердия — кормление голодных, напоение жаждущих, одевание нагих, приют бездомных, посещение заключенных и больных, а надпись гласит: "Это окно посвящено памяти Мэри Эннинг из этого прихода, которая умерла 9 марта 1847 года нашей эры, и воздвигнуто викарием и некоторыми членами Лондонского геологического общества в память о ее полезности в развитии науки геологии, а также ее добродетельности сердца и честности жизни".
|
</> |