рейтинг блогов

Международный день искоренения неграмотности

топ 100 блогов calendar_vl08.09.2022
Международный день искоренения неграмотности

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.

Грамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех - детей, молодежи и взрослых - еще не до конца достигнутая цель.

Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным. (https://tunnel.ru/post-8-sentyabrya-kalendar-istorii)

Ну, и для исторической справедливости — небольшой фактический материал о школе прошлого века с элементами идеологии и постановочной фотографии.

1. Система народного образования в СССР — система образования, существовавшая в Советском Союзе.  Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. 

Международный день искоренения неграмотности

2. Исторические хроники

После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. Ликвидация неграмотности стала главной задачей внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР, которым руководила Н.К. Крупская. По декрету СНК "О ликвидации неграмотности" (декабрь 1919) всё население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т. п., входившие в систему Главсоцвоса.

В 1920 СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности, подчинявшуюся Наркомпросу. Материальную помощь комиссии в подготовке учебной литературы оказывали М. Горький, Л.Н. Сейфуллина, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, Демьян Бедный, а также учёные В.М. Бехтерев, Н.Я. Марр и др. Программа обучения грамоте потребовала широкой организации курсов учителей-ликвидаторов неграмотности (к осени 1920 – в 26 губерниях).

В 1918 осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде её не имевших. С 1922 проводилась как временная мера латинизация алфавитов тюркских и монгольских языков народов СССР. В конце 30-х годов письменность некоторых народов переведена на русскую графику. Эти меры с одной стороны расширяли масштабы ликвидации неграмотности, с другой – затрудняли многим народам освоение их культурного наследия. В 1920 - 24 изданы специальные буквари для взрослых. Было налажено издание массовых букварей и других учебных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском и других языках (всего около 40).

С переходом страны к НЭПу и переводом учреждений внешкольного образования на местный бюджет сеть ликпунктов значительно сократилась. 1-й Всесоюзный съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет.

В 1923 было создано Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность!", которое возглавил М.И. Калинин. Общество выпускало газеты и журналы по этой теме., буквари, методическую литературу. В РСФСР общество содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (св. 500 тыс. учащихся), во 2-й половине 20-х годов общество перенесло основную работу в деревню.

Всего в 1917-27 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе. Известные гарантии распространению грамотности создавало введение всеобщего начального обучения. К 1936 было обучено грамоте около 40 млн. неграмотных. В конце 30-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 40-х годов задача по ликвидации неграмотности была в основном решена. С начала 50-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Международный день искоренения неграмотности

3. 1950-е годы

В 1949/50 учебном году произошло уменьшение числа учащихся, так как в школы поступали дети, рожденные в годы войны, когда рождаемость в условиях военного времени (особенно на оккупированной врагом территории и в прифронтовой полосе) значительно снизилась. В 1956 году в СССР обучалось 35 505 тысяч человек в разных учебных заведениях (в это число не входят 14,9 миллионов учащихся в школах переподготовки и повышения квалификации кадров). Из них: 

— в общеобразовательных школах — 30 127 тыс.

— в училищах системы школ трудовых резервов — 1365 тыс. человек.

— в техникумах и средних специальных учебных заведениях — 2012 тыс.

— в высших учебных заведениях — 2001 тыс.

Число учителей в 1950/51 годах составило 1475 тысяч; в 1955/56 годах — 1733 тысяч. В 1950 году в СССР было 162,5 тысячи научных работников. К 1955 году их число выросло до 223,9 тысячи и 2950 научных учреждений (1180 из них — НИИ и их филиалы). 

Перепись населения СССР, проведённая в 1959 году, продемонстрировала, что неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена. 

1 июля 1954 года — Постановление Совета Министров СССР «О введении совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов», ликвидировавшее раздельное обучение мальчиков и девочек, введённое в 1943 году.

6 июня 1956 года — Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР».

В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962. Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения, но через пять лет 11 класс был ликвидирован, как неудавшийся эксперимент.

В 1958 году было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, 2 метеоролого- гидротехнических и 2 кораблестроительных.

Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности

4. 1960-е годы

10 ноября 1966 года — Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР"О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". Министерству просвещения СССР и Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик поручалось ввести в общеобразовательных школах новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так в 5—7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9 классе — новый предмет начальная военная подготовка, а в 7 классе — Основы Советского государства и права.

3 июня 1967 года — Специальное постановление № 502 Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки и издания школьных учебников и обеспечения ими учащихся». В нём Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР указывалось разработать научно обоснованные требования к содержанию и объёму школьных учебников и «организовать подготовку рукописей стабильных школьных учебников по основным дисциплинам учебно¬го плана средней общеобразовательной школы».

В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой была изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР: 

— начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения (обучение c 1-го по 3-й классы) ;

— неполная средняя школа увеличена за счёт начальной на один год (обучение с 4-го по 8-й классы);

— средняя школа (обучение с 9-го по 10-й классы).

В результате проведённой реформы 4-летнее обучение в начальной школе СССР стало 3-летним, добавляя дополнительный год для расширенного изучения предметов в старших классах. Первоклассники, пришедшие в школу в 1969/70 учебном году, учились уже по новой 3-летней программе начальной школы, используя для обучения совершенно новый комплект учебников. Старшие же классы, уже начавшие обучение ещё по старой программе, продолжили его завершение по старым учебникам. 

Удельный вес приёма в вузы от числа выпускников десятых классов изменялся так: 1960 г. — 56 %, 1962 — 87, 1965 — 63, 1970 — 35, 1975 — 28, 1977 — 25, 1985 — 50 %. 

Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности

5. 1970-е годы

В 1973 году в СССР расходы из госбюджета (без капитальных вложений) на высшие учебные заведения составили 2,97 млрд. рублей, на техникумы, училища и школы по подготовке кадров средней квалификации — 1,79 млрд. рублей, на профессионально-техническое образование — 2,09 млрд. рублей. 

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн. студентов. По числу студентов на 10 тысяч человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония и другие. 

По данным на 1 января 1976 года, в СССР насчитывалось 6272 профессионально-технических учебных заведения, в которых обучалось 3,08 млн. учащихся. 

На начало 1975/1976 учебного года в СССР действовали 167 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн. человек. По данным на 1975 год, подготовка учителей и воспитателей проводилась в 65 университетах, 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах. 

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года (статья 45). 

Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности

6. 1980-е годы

В первой половине 1980-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». 

В области трудового воспитания молодёжи реформа ставила задачу «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодёжи.» 

Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста. 

Продолжительность учёбы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 3 классы. В процессе трудового воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки. Неполная средняя школа (4-8 классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности. 

В средней общеобразовательной школе (9-10 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определённой профессией и сдачей квалификационных экзаменов. 

Содержание трудового обучения в начальных классах практически не изменялось. Оно по-прежнему строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей и других легкообрабатываемых материалов, а также конструировании моделей простейших объектов техники. 

В 4-8 классах в содержание трудового обучения школьников вводятся значительные изменения. Трудовое обучение в 4-8 классах аналогично тому, которое было ранее в 4-7 классах. Естественно, что соответственно уменьшен объём учебного материала. Остаются те же варианты: технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд; та же дифференциация обучения в городской и сельской школе, различное содержание обучения для мальчиков и для девочек. 

В 7-8 классах трудовая подготовка школьников организуется в виде профессионального обучения и изучения курса «Основы производства. Выбор профессии». Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и так далее. Изучение вида (профиля) труда в 7-8 классах предшествовало тому, что в 9-10 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 7-8 классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 9-10 классах. Курс «Основы производства. Выбор профессии» знакомил школьников с основными отраслями народного хозяйства, с содержанием труда рабочих различных профессий. 

Вместе с тем, этот курс давал представление о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей профессии. 

Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было признано необязательным проведение профессионального обучения в 9-10 классах. Вследствие этого отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 7-8 классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии». 

В трудовом обучении учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года. 

В 1987 году в результате новой реформы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. Начальная школа снова становится 4-летней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно. Эти изменения в качестве эксперимента были введены в некоторых школах ещё в 1986 году. Также в 1989 году в ходе реформы «перепрыгивание через класс» было произведено во всех классах.

Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности
Международный день искоренения неграмотности

Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею,
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итак, дорогой друг, ты купил зеркалку... Теперь ты професианальный фотограф! Всего несколько простых шагов, чтобы мир возлюбил тебя. Нет-нет, учиться делать хорошие фотографии вовсе не нужно, это долго, трудно и никому не интересно. Первое, что ты должен сделать — завести страничку Вконт ...
СМИ сообщили о гибели генерала французской армии Жан-Луи Жоржелена, быв. глава Генштаба ВС Франции. Причина смерти: генерал пошёл в поход в Пиренеи и сорвался в районе перевала Фостен, который расположен на высоте 2650 метров. Он ушёл в горы один и не вернулся, после чего ...
есть кот, 15 лет. жиет он с моими родителями. уде 2, года последние он орет по ночам. дурниной. спатт ни кому не дает. кастрировпн, капли успокоительные не помогают. забрать его не могу, живу со свекровью. а родители уже не могут с ним, папа может и пнуть:(( а мрдет и того больше. что ...
Возле гардероба в поликлинике уже три-четыре года или дольше висело старенькое зеркало. Явно старше меня на 10-20 лет. Узенькое, щербатое по краям, на деревянной подложке. Произошло неожиданное! Перед новым годом зеркало выкрали! Поликлиника закрывается вечером, но в том же помещении ...
Первый квартал 2018 года стал особо отмечен дефицитом свободного времени. Я обнаружил это недавно, когда подумал, что в 2018 году практически ни разу не смотрел дома кино. Последний просмотр по тегу #фиксокино – на каникулах 6 января. А ведь кино я люблю смотреть и считаю его лучшим ...