Что? Где? Когда?
calendar_vl — 04.09.2022В наше время молодое тогдашнее телевидение, конечно, было насквозь идеологизированно. Но при этом оно не зарабатывало денег любой ценой, потрафляя низменным вкусам основной массы целевой зрительской аудитории. Поэтому возникали достаточно интеллектуальные и эстетически приятные телевизионные проекты.
И речь прежде всего идет о передаче «Что? Где? Когда?». При этом надо сказать, что мне нравился отрезок передачи на временном промежутке от начала передачи до начала 90-х годов. Потом она, может быть, осталась такой же по форме, но стала совсем другой по содержанию. На ней стали зарабатывать и авторы, и ведущие, и участники; неважно, что — деньги, авторитет, имидж и прочее... Но это стало другая передача. Я поведу речь о временном отрезке, который нравился мне.
«Что? Где? Когда?» — советская и российская интеллектуальная телевизионная игра, телевизионный интеллектуальный клуб «знатоков». Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков «знатоков» ищет в течение одной минуты правильный ответ на специально подобранный вопрос телезрителя. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники — команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
Телеигра была создана режиссёром Владимиром Ворошиловым и редактором Наталией Стеценко в СССР. Первый выпуск передачи вышел в эфир 4 сентября 1975 года. Правила игры в первые годы существенно отличались от нынешних. «Что? Где? Когда?» очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной игры, появилась её спортивная версия. Наибольшую популярность игра получила в русскоязычной среде. Выходит на Первом канале (ранее на Первой программе ЦТ, 1-м канале Останкино и НТВ).
Правила телеигры. В игре принимают участие две команды: «знатоков» и «телезрителей». Команда знатоков состоит из шести подготовленных игроков и присутствует за круглым игровым столом. Одним из знатоков является капитан команды, принимающий решения от имени всей команды или же оглашающий совместно принятые решения. Команда телезрителей составлена из приславших свои письма любителей игры (как правило письма подбираются технической командой перед каждой игрой). Задаёт вопросы от имени телезрителей ведущий игры, который находится в дикторской кабине и ведёт игру за кадром. Ведущий определяет правильность ответов знатоков, он является главным судьёй. С 1982 года игра идёт до шести очков, и команда, первой набравшая все шесть, побеждает в игре. Письма телезрителей лежат на игровом столе, который разделён на 13 секторов; в центре стола — волчок со стрелкой — игрушка, специально переделанная для игры. Волчок является генератором случайных чисел, именно от его выбора зависит очерёдность выпадения вопросов в игре: один из знатоков в каждом раунде запускает волчок, стрелка которого указывает на один из секторов с вопросами.
Ведущий задаёт вопрос телезрителя и запускает таймер — время обсуждения. По окончании обсуждения знатоки должны дать ответ на вопрос телезрителя. Капитан команды знатоков должен сказать, кто из команды будет отвечать на вопрос (он может ответить и сам). Знаток, как правило, озвучивает свою версию. Ведущий принимает ответ знатоков (принимается только одна версия) и оглашает правильный ответ. Если знатоки ответили правильно, они выигрывают раунд и зарабатывают очко. В случае неправильного ответа знатоков очко присуждается команде телезрителей, а телезритель — автор вопроса — получает приз - ценные книги.
Ворошилов неоднократно подчёркивал, что, в отличие от многих других телевизионных интеллектуальных игр, таких как «Своя игра», «Брэйн ринг» и другие, «Что? Где? Когда?» является игрой не на знания и эрудицию, а на интеллект и умение рассуждать. Большая часть вопросов в игре составлена таким образом, что знать изначально правильный ответ не удаётся даже самым эрудированным знатокам, однако почти во всех вопросах до правильного ответа можно додуматься в рамках минуты обсуждения. Даже среди знатоков, которые дают досрочные ответы, как правило, сами знатоки приводят цепочку рассуждений, которую они быстро провели и сумели дать верный ответ.
Днём рождения игры считается 4 сентября 1975 года. В этот день программа впервые вышла в эфир под названием «Семейная викторина „Что? Где? Когда?“». В то время игра шла по другим правилам: две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Ведущего не было, два сюжета соединялись на монтаже при помощи фотографий из семейного альбома. В 1976 году в игре «Что? Где? Когда?» появился волчок. Сначала у него было две стрелки, и с помощью волчка выбирался не вопрос, а игрок, который будет на вопрос отвечать. Если у игрока не было ответа, то отвечал игрок, напротив которого остановилась вторая стрелка волчка. Программа получила определение «телевизионного молодёжного клуба». Правда, этот выпуск игры вёл не Владимир Ворошилов, а Александр Масляков. Первыми игроками были студенты разных факультетов МГУ. Минуты обсуждения в игре ещё не было: игрок, на которого указала стрелка волчка, должен был дать ответ без размышления. Не было и команды: каждый играл сам за себя. В следующей игре, 24 декабря 1977 года, волчок (теперь с одной стрелкой) стал указывать на письма телезрителей с вопросами. Появилась «минута обсуждения». В 1977 году в игровом зале появился символ игры — живой филин по кличке Фомка. Более 20 лет оператором-постановщиком передачи являлся Александр Фукс. Сначала передачу снимали в баре «Останкино», а в 80-е в особняке на улице Герцена 47.
Первые вопросы были придуманы самим Ворошиловым и редакторской группой программы, поскольку «команды телезрителей» ещё не существовало, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от телезрителей. Известно, что ежедневно приходили мешки писем, из которых нужно было отобрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных в них фактов, отредактировать и подготовить необходимые для иллюстрации предметы. Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток». Теперь это слово стало привычным для описания участников игры, а клуб стал называться «клубом знатоков». В 70-е и 80-е годы призами в игре были книги. Начиная с 1979 года призы-книги представляла Тамара Владимировна Вишнякова — член Президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги на проспекте Калинина. Вишнякова представляла призы для знатоков до 1983 года.
В конце 80-х годов в клубе также действовал принцип игры на большой арене, за центральным столом играла основная команда знатоков, а в зале находились другие команды, которые также давали ответы на вопросы и зарабатывали рейтинг. Команда с высоким рейтингом могла сыграть в следующей встрече за центральным столом. Именно в эти годы в «Что? Где? Когда?» появились иностранные команды из Польши, Болгарии, Чехословакии, США, Франции и Швеции (в одной из встреч знатоками стали профессора Лундского университета из Швеции).
Основная мелодия, звучащая в заставке программы «Что? Где? Когда?», — это вступительная часть к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». В начале раунда и перед вопросом («Внимание, вопрос»), а также почти всегда перед правильным ответом («Внимание, правильный ответ») звучит музыкальный инструмент гонг. Во время игры, когда крутится волчок, звучит композиция «Дикая лошадь» в исполнении Диксиленда Альберта Мелконова (автор композиции — Геннадий Бондарев). Когда помощники выносят какой-либо предмет и/или чёрный ящик, звучит инструментальная версия песни «Ra-ta-ta» в аранжировке Джеймса Ласта. В конце игры проигрывается симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти» в исполнении Ekseption. Ранее в конце игры звучала композиция «Theme from Paradise» из фильма «Рай» в исполнении Фаусто Папетти.
В 1979 году в игре появилась «Музыкальная пауза». На протяжении нескольких лет телеигра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих программ на советском телевидении, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей. Сначала «Музыкальные паузы» шли в записи, а с 1982 года на игру стали приглашать «живых» артистов. Первой музыкальной паузой была концертная запись Дюка Эллингтона, показанная 24 января 1979 года. На игровом столе «Музыкальную паузу» олицетворяет фигурка скрипичного ключа. Начиная с 1986 года команде знатоков были предоставлены три «Музыкальных паузы», которые они могут использовать по своему усмотрению в течение игры. Например, «Музыкальной паузой» можно было «накрыть» нежелательный для знатоков сектор («Блиц» или «Суперблиц») и тогда после музыкального номера волчок вращался заново.
С 24 октября 1986 года программа «Что? Где? Когда?» выходит в прямом эфире. Для живущих за Уралом Первый канал транслирует передачу в записи ровно через неделю (о том, что транслируется запись, предупреждает титр на экране).
Хрустальная сова — главный приз в телеигре. Приз учреждён в 1984 году. С 1984 по 1990 год приз вручался один раз в год лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. Приз получает лучший игрок победившей команды — знаток или телезритель.Две первые «Хрустальные совы» 1984 года были изготовлены на стекольном заводе в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области. С 1985 вручалась «Хрустальная сова», изготовленная на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа, художник по стеклу Василий Драчук).
Первые обладатели хрустальной совы:
1984 Нурали Латыпов
1985 Марина Говорушкина
1986 Леонид Владимирский
1987 Олег Долгов
1988 Никита Шангин
1989 Владислав Петрушко
1990 Александр Друзь
1991 Фёдор Двинятин (лето), Владимир Молчанов(зима)
1992 Алексей Блинов (лето), Андрей Козлов (лето), Александр Друзь (зима)
И в заключение — песня о передаче; да — настолько был велик интерес к ней.
|
</> |