Исаак Левитан. День рождения.
calendar_vl — 30.08.2022 Левитан тоже относится к художникам, картины которого мне нравятся, думаю мало найдётся людей, которые относятся к ним иначе.Исаа́к Ильи́ч Левита́н (18 (30) августа 1860 — 22 июля (4) августа 1900) — русский художник, мастер «пейзажа настроения». Академик ИАХ (1898).
Исаак Левитан, будущий великий художник, родился в Литве, в небольшом месте Кибарты, в образованной, но небогатой еврейской семье. Отец – Илья (Эльяш Лейб) Левитан (1827–1877) – станционный смотритель, был сыном раввина. В молодости он учился в Вильно в еврейской религиозной школе – ешиве. Параллельно ортодоксальному обучению, Илья Левитан весьма успешно занимался самообразованием, за короткое время юноша овладел французским и немецким языками. Впоследствии знание иностранных языков обеспечило существование всей семьи, он преподавал, а также работал переводчиком. У Исаака был старший брат Авель и две сестры – Тереза и Миле.
В 1870–1871 гг. семья переехала в Москву, большой город открывал совершенно иные возможности как для самого Ильи Левитана, так и для его детей. Подметив у сыновей способности к рисованию, родители отдали мальчиков в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Юношам несказанно повезло, ведь в те времена в училище преподавали блестящие русские художники – Саврасов, Перов, Поленов. Едва начав обучение, Исаак Левитан довольно скоро был выделен среди остальных учеников, талант юноши не вызывал сомнений. Изначально Левитан занимался в натурном классе у Василия Перова, но Алексей Саврасов выпросил у него Левитана в свой пейзажный класс. Между Левитаном и Саврасовым сложились удивительно тёплые и доверительные отношения. Исаак Левитан стал его любимым учеником. Саврасов был талантливым, добрым, умным и восторженным преподавателем. В Левитане он почувствовал родственную душу, человека, который, также как и он сам, был безмерно восхищён великой красотой природы.
В 1875 г. у Левитана умерла мама, а ещё через два года юноша потерял отца, он умер от тифа в 1877 г. Исаак Левитан вместе с братом и сёстрами оказался в полнейшей нищете. Левитан даже был отчислен из училища за неуплату. Однако руководство училища, войдя в тяжелейшее материальное положение талантливого ученика, освободило его от платы за обучение. Училище не единожды оказывало Левитану денежное вспоможение, но, невзирая на это, юноша жил в полной нищете. Левитан часто голодал, у него не было даже самого необходимого, иногда ему приходилось тайком ночевать в стенах училища. Но, невзирая на все жизненные трудности, Левитан усердно работал, он продолжал постигать всё новые вершины художественного мастерства.
В марте 1877 г. работы юного художника экспонировались на художественной выставке, критики весьма благожелательно отозвались о творчестве художника, он был награждён малой серебряной медалью и премирован 220 рублями. Получение денежной премии помогло продолжить дальнейшие занятия в художественной школе. Однако в 1879 г. случилась новая беда. Народоволец Александр Соловьёв совершил покушение на русского императора Александра II, в результате чего 2 апреля 1879 г. вышел царский указ о выселении всех лиц еврейской национальности из Москвы. Сам Александр Соловьёв евреем не был, но в покушении был усмотрен некий семитский след. Левитан вместе с братом и сёстрами был выслан из первопрестольной.
Поначалу художник был вынужден жить на даче в подмосковной деревне Салтыковка, впоследствии, благодаря продаже одного из своих полотен, он смог снять меблированную комнату на Большой Лубянке. Всё это время Левитан вдохновенно работал, из-под его кисти вышла целая серия замечательных пейзажей: «Вечер после дождя», «Сосны», «Дуб», «Последний снег. Саввинская слобода» и другие. Однако в училище далеко не все преподаватели благоволили к Левитану. Антисемитские настроения всегда были популярны в русском обществе, не составляло исключение и Московское художественное училище, некоторые деятели считали, что еврей не должен писать русские пейзажи. В 1885 г. Левитан окончил училище, но звания художника он не получил, ему был выдан диплом учителя чистописания, лишь в 1886 г. Левитан получил диплом внеклассного художника.
На тот момент материальное положение художника было катастрофическим. Левитан поселился в Подмосковье – в маленькой деревне Максимовка. Однако здесь его ждало интереснейшее знакомство, повлиявшее на всю последующую жизнь художника. Дело в том, что в соседней деревне Бабкино, в имении Киселёвых гостила семья Чеховых. Левитан до этого уже был дружен с Николаем Чеховым, родным братом великого русского писателя, они были однокашниками по училищу. В Бабкино Левитан был представлен семье Чеховых. Там же произошло их знакомство с писателем – Антоном Павловичем Чеховым, знакомство, которое вскоре переросло в крепкую дружбу, продолжавшуюся всю его жизнь.
Стоит отметить, что с юных лет Левитан отличался слабым здоровьем, у него было больное сердце. В 1886 г. по совету врачей художник отправился в Крым, поездка самым благотворным образом воздействовала на Левитана. После возвращения он организовал выставку пятидесяти пейзажей. В этот период у Левитана состоялось знакомство с интересным человеком, знаменитым меценатом Саввой Морозовым. Морозов был увлечён постановкой русской оперы «Русалочка» Даргомыжского, он пригласил Левитана и Васнецова в качестве декораторов к опере. Художники блестяще справились с заданием, успех оперы был громогласным. Участие в постановке открыло перед художником новые горизонты.
Левитан всегда мечтал побывать и поработать на Волге. Его любимый учитель Саврасов, безмерно любивший Волгу, восторженно и вдохновенно рассказывал о красоте легендарной реки. И вот 1887 г. Левитан поехал на Волгу, однако первое рандеву не стало любовью с первого взгляда. Волга встретила художника дождливой и холодной погодой, художник был несколько разочарован. Однако Левитан не верил в то, что его замечательный учитель мог так сильно ошибаться. И в 1888 г. вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он вновь отправился на Волгу. На этот раз знакомство состоялось. Друзья сели на пароход, проплыли по реке Оке до Нижнего Новгорода и далее отправились в путешествие по Верхней Волге.
Они плыли в окружении восхитительной, величественной красы волжских берегов, река красавица дарила художникам сотни новых потрясающих видов, каждый из которых так и просился на холст. Местность вокруг небольшого городка Плёс настолько воодушевила Левитана, что художник целых три лета 1888–1890 гг. проработал в тех чудесных местах. Всего в Плёсе было написано около 200 картин. После Левитана эта местность стала чрезвычайно модной среди русских пейзажистов. Художник становился знаменитым, у него появилось множество последователей и подражателей. Левитан вывел искусство русского пейзажа на совершенно иной уровень. Левитан успешно преподавал, он вёл пейзажный класс в училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.
В 1889–1890 гг. Левитан посетил Западную Европу, целью поездки послужило желание Левитана ознакомиться с последними тенденциями современной живописи. В Париже проходила всемирная выставка, на которой и побывал художник. Левитан ознакомился с полотнами новомодных импрессионистов, многие вещи ему понравились, однако у художника был свой творческий путь – изображение красоты и величия русской природы.
По возвращении из-за границы Левитан вступил в новообразованное Товарищество художников передвижников. Знаменитый московский меценат Сергей Морозов, друживший с Левитаном и очень ценивший его, предоставил в распоряжение художника замечательную мастерскую в Трёхсвятительском переулке. Весной 1892 г. Левитан закончил и представил на суд публики несколько полотен, также ставших знаменитыми: «Осень», «Лето», «У Омута», «Октябрь». В этом же году вновь произошли очередные правительственные гонения на евреев, в течение 24 часов всем евреям было предписано покинуть Москву. Какое-то время художник жил в Тверской и Владимирской губерниях. Чуть позднее, благодаря заступничеству друзей, Левитан смог вернуться в Москву. Тогда же им была написана знаковая картина «Владимирка», на полотне изображена дорога, по которой гнали каторжных в Сибирь.
В 1892 г. в отношениях Левитана и Чехова произошёл неприятный эпизод, на время прекративший их дружбу. Дело было в том, что Чехов выпустил свой очередной рассказ под названием «Попрыгунья», в нём фигурировали персонажи, история которых была разительно похожа на реальную жизненную ситуацию, сложившуюся между Левитаном и его ученицей Софьей Кувшинниковой, бывшей к тому же замужем за врачом Дмитрием Кувшинниковым. Левитан очень обиделся на Антона Павловича, спустя три года, благодаря протекции общих друзей, они помирились.
Однако личная жизнь Левитана продолжала выделывать новые пируэты. Летом 1894 г. художник вместе со своей подругой Софьей Кувшинниковой был приглашён в усадьбу В. Н. Ушакова, усадьба располагалась в деревне Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии на берегу озера Островно, вблизи живописного озера Удомля. Именно в этих местах художник написал величественную картину «Над вечным покоем». Картина поражает, она наполнена философским смыслом, незыблемость и величие окружающей природы, заставляет каждого задуматься о ничтожном жизненном сроке, отпущенном на долю человека. Многие знатоки считают, что картина «Над вечным покоем» является самой русской из всех картин, написанных на русскую тему.
Неподалёку от Островно располагалось имение Горка, принадлежавшее видному чину, заместителю Петербургского градоначальника И. Н. Турчанинову. В имении отдыхала семья чиновника – жена Анна Николаевна Турчанинова и две её дочери. Узнав, что по соседству обретается знаменитость, Анна Николаевна нанесла визит вежливости. Турчанинова – красивая, изящная петербургская дама – произвела самое хорошее впечатление на Левитана, между ними завязался страстный роман. Увы, вся эта история разворачивалась на глазах Софьи Кувшинниковой, давней подруги Левитана. Результатом романа стал их окончательный разрыв, Кувшинникова покинула имение, больше она никогда не виделась с Левитаном. Художник попал в некрасивую ситуацию, которая усугубилась тем, что старшая дочь Турчаниновой также воспылала к нему любовными чувствами. Получился даже не треугольник, а целый любовный квадрат. Попав в крайне нехорошее житейское положение, художник впал в глубокую меланхолию, он даже предпринял попытку самоубийства. Левитан стрелялся, однако не попал. По воспоминаниям современников, этот жест был скорее театральной, чем реальной попыткой уйти из жизни.
В 1895 г. Левитан поселился в Горках в имении Турчаниновых, специально для него под мастерскую был построен двухэтажный дом – уединённое место, где художник имел прекрасную возможность для плодотворной работы. Зимой Левитан вновь посетил Европу, он побывал во Франции и Германии, после поездки художник возвращается в Горки, там он написал знаменитую картину «Март».
Чехов навещал своего друга после имитации самоубийства, писатель погостил у Левитана целых 5 дней. Впоследствии под впечатлением своего визита он написал рассказ «Дом с мезонином», а также знаменитую пьесу «Чайка» – произведения, вновь вызвавшие обиду Левитана. В Горках художник создал серию картин, ставших знаменитыми: «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и многие другие. Все эти картины были куплены знаменитым коллекционером П. М. Третьяковым.
В 1896 г. в Одессе картины Исаака Левитана принимали участие в совместной выставке с художниками Виктором Симовым и Александром Поповым. В этом же году Левитан посетил Финляндию, итогом поездки стала серия замечательных пейзажей. Однако состояние здоровья художника значительно ухудшилось, он во второй раз в жизни переболел тифом, сей печальный факт усугубил болезнь сердца, уже имеющуюся у Левитана. Его друг, писатель и врач Антон Павлович Чехов, в одном из писем писал: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».
В 1897 г. Левитан отправился в Италию, он проживал в городе Курмайор в окрестностях Монблана. В 1898 г. художник был удостоен звания академика пейзажной живописи. Левитан стал преподавать в своём родном училище. Ученики благоговели перед именитым педагогом, он же к каждому находил свой особый подход. Художник был разносторонним человеком, он отличался широкой эрудицией, что очень помогало в педагогической деятельности. Левитан мечтал создать огромную мастерскую – «Дом пейзажей».
Зимой 1899 г. врачи настоятельно рекомендовали Левитану отправиться в Ялту, что он и сделал. В Ялте он вновь встретился с Чеховым, однако их дружба угасла. Левитан очень плохо себя чувствовал, жаловался на постоянно болящее сердце. По возвращении в Москву Левитан безвыходно находился в доме на Трехсвятительском переулке, он был тяжело болен. В тоже время в Париже на всемирной выставке с огромным успехом экспонировались его картины.
22 июля 1900 г. Исаак Левитан умер. Не стало великого пейзажиста земли русской, не стало человека, который силою своей гениальной кисти показал строгую, но в тоже время бесконечно прекрасную природу сердца России. В мастерской Левитана осталось около 40 неоконченных работ и около 300 этюдов. Великий художник был похоронен 25 июля 1900 г. на еврейском кладбище. На похороны пришли его друзья-художники: Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов, Илья Остроухов и многие другие люди, являвшиеся поклонниками таланта Левитана.
В 1901 г. прошла посмертная выставка работ Исаака Левитана, среди картин было выставлено его последнее неоконченное полотно «Озеро. Русь». В 1941 г. останки Исаака Левитана были перенесены на Новодевичье кладбище. В 1904 г. в усадьбе Горки случился пожар, в котором сгорела мастерская художника.
Автор: Дмитрий Сытов
https://www.bankgorodov.ru/famous-person/levitan-isaak-ilich
|
</> |