
День рождения. Жан-Мишель Жарр


Жан-Мишель Андре Жарр родился 24 августа 1948 года в Лионе, Франция. Сын композитора Мориса Жарра и участницы движения Сопротивления Франс Пежо (1914—2010), заключённой в годы немецкой оккупации в концентрационный лагерь Равенсбрюк (1944), сводный брат киносценариста Кевина Жарра, пасынок актрисы Лоры Девон. Бабушка Жарра происходила из семьи еврейских иммигрантов из Российской империи.
Жан-Мишель начал учиться играть на фортепиано уже в 5 лет. Учась в лицее Мишле (Lycée Michelet), параллельно брал уроки гармонии, контрапункта и фуги. Находясь под влиянием британской поп-музыки, играл на гитаре в различных парижских группах. С 1968 года был членом Группы музыкальных исследований (GRM) под руководством Пьера Шеффера, занимаясь неевропейской музыкой. В это время также Жарр пару месяцев стажировался в студии Карлхайнца Штокхаузена. Новое увлечение электронным звучанием и синтезаторами Жарра пошло вразрез с основными доктринами GRM, и Жан-Мишель покидает GRM, сосредоточившись на электронно-синтезаторном экспериментировании и реализации собственных идей. В 1969 был записан электронный сингл «La Cage / Erosmachine».
В 1971 году Жарр использовал электронную музыку для сопровождения балета AOR в парижском «Пале Гарнье». В 1972 году вышел его альбом Deserted Palace. Далее он стал писать композиции любого назначения: для использования в ресторанах и аэропортах, для рекламы, на радио, телевидении, для фильмов, сочинения для оперы и балета, поп-музыку.

В 1976 году выходит альбом Oxygène (Кислород). «Космическая» синтезаторная электроника Жарра имела большой успех: альбом вскоре стал «золотым» и завоевал награду «Grand Prix du Disque». В конце 70-х — начале 80-х Жарр стал одним из главных представителей электронной музыки. В общей сложности по всему миру было продано более 80 млн копий его альбомов.
Magnetic Fields (Магнитные поля, официальное франкоязычное название Les Chants Magnétiques — «Магнитные песни») — третий студийный альбом Жана-Мишеля Жарра, выпущенный на лейбле Disques Dreyfus в 1981 году.

5 июля 1983 Жарр выставил на аукцион единственную виниловую копию своего нового альбома Musique pour Supermarché («Музыка для супермаркетов»), музыка на котором была создана для художественной выставки. Аукцион Hôtel Drouot в Париже собрал 69 тыс. франков. Жарр пообещал сжечь оригинальные ленты в присутствии представителя власти.

Альбом был проигран один раз на волнах радиостанции RTL и впоследствии аудиопираты выпустили бутлег с записью этой передачи (правда, звук был подпорчен помехами и искажениями, вносимыми АМ-модуляцией).

После того как матрица была уничтожена, части Musique pour Supermarché были переработаны в 1984 году в новом альбоме Zoolook. Альбом объединяет аналоговый синтез с этнической и вокальной музыкой. Zoolook представляет семплы и слова на различных языках со всего земного шара для создания разнообразного диапазона звуков и эффектов.
Rendez-Vous — пятый студийный альбом Жана-Мишеля Жарра, вышедший в 1986 году. По всему миру было продано около 3-х миллионов копий альбома. Из всех альбомов Жарра этот находился дольше всего в чартах США (20 недель) и Великобритании (38 недель).

Revolutions — шестой студийный альбом французского композитора Жана-Мишеля Жарра, вышедший в 1988 году, накануне концерта в Доклэндс (Лондон). Альбом выдержан в стилях нью-эйдж, этно-джаз, брит-поп, синти-поп.

Waiting for Cousteau (В ожидании Кусто) — седьмой студийный альбом Жана-Мишеля Жарра, вышедший в 1990 году. Альбом посвящён французскому морскому исследователю Жаку-Иву Кусто и вышел в его 80-й день рождения, 11 июня 1990 г.

В том же году во время празднования Дня взятия Бастилии Жарр выступил в Дефанс в Париже, еще раз побив свой предыдущий рекорд — концерт посетили 2 миллиона человек. Позже он организовал концерт у пирамид Теотиуакана в Мексике, который должен был состояться во время солнечного затмения 11 июля 1991 года. Однако за несколько недель до концерта стало известно, что судно, везущее специально построенную для концерта сцену в форме пирамиды и другое оборудование, затонуло в Атлантическом океане. Жарр был настолько разочарован, что «не мог прикоснуться к мексиканской еде в течение двух лет».
В 1993 году выходит альбом Chronologie, написанный под влиянием музыки техно. С технической точки зрения альбом представляет собой возврат к концепции периода Oxygène/Équinoxe, где грандиозная увертюра предшествует более ритмичным частям. На написание альбома Жарра вдохновила книга Стивена Хокинга «Краткая история времени». Выдержан в стилях нью-эйдж, синтипоп, прогрессив-рок.
В 1997 году Жарр выпускает Oxygène 7–13, продолжение Oxygène: в первый альбом входили 6 треков, поэтому в новом отсчет композиций вёлся с 7-й по 13-ю. Для записи использовались те же синтезаторы, что и в 1976 году. Альбом посвящён памяти учителя Жарра, авангардного композитора Пьера Шеффера.

В сентябре того же года Жарр установил еще один рекорд по количеству зрителей — на концерте рядом с МГУ во время празднования 850-летия Москвы присутствовало около 3,5 млн человек. В тот же день проходили похороны принцессы Дианы, поэтому музыкант посвятил ей композицию «Souvenir of China» и почтил память покойной минутой молчания.
Еще один масштабный концерт состоялся 31 декабря 1999 года в египетской пустыне близ Гизы. Этот концерт под названием «The Twelve Dreams of the Sun» был проведен в честь наступающего тысячелетия, а также ознаменовал выход нового альбома Жарра Métamorphoses. В «The Twelve Dreams of the Sun», основанном на древнеегипетской мифологии, путешествии солнца и его влиянии на человечество, приняли участие более 1000 местных художников и музыкантов.
Métamorphoses — десятый студийный альбом Жана Мишеля Жара, выпущенный Sony Music в 2000 году. Также был издан в США Disques Dreyfus в 2004.

Первый неинструментальный альбом Жарра, Métamorphoses был сведён с помощью цифровой звуковой рабочей станции Pro Tools. Métamorphoses ознаменовал собой отход от более ранних работ Жарра. Звуковые эффекты, используемые в композициях, включали помехи звуковых волн от мобильных телефонов. Также для создания вокала использовалась программа Macintalk (трек «Love, Love, Love»).
Sessions 2000 — одиннадцатый студийный альбом музыканта Jean Michel Jarre, выпущенный в 2002 (в США в начале 2003 года), звукозаписывающим лейблом Disques Dreyfus и распространяется Sony Music.
В 2003 году Жарр выпустил альбом Geometry of Love, который заказал Jean-Roch для своего ночного клуба V.I.P. Room. Он содержал смесь музыки «электро-чилл» с элементами более традиционного стиля Жарра.

В октябре 2004 года музыкант вернулся в Китай для участия в открытии программы культурного обмена под девизом «Год Франции». Жарр дал два концерта: первый — у Меридианных ворот Запретного города (посетили 15 000 человек), а второй — на площади Тяньаньмэнь. Оба выступления транслировались в прямом эфире по телевидению. Жарр сотрудничал с музыкантом Чэнь Лин. Для концертов было использовано 600 проекторов, проецирующих цветной свет и изображения на экраны и другие объекты.
В качестве посла доброй воли ЮНЕСКО Жарр выступил с концертом под названием «Вода для жизни» в Марокко 16 декабря 2006 года в ознаменование Международного года пустынь и опустынивания. Концерт проходил перед дюнами Эрг Чебби в Мерзуге, Сахара. Бесплатный концерт посетили 25 000 человек.
Téo & Téa - шестнадцатый студийный альбом французского электронного музыканта и композитора Жан-Мишеля Жарра, выпущенный 26 марта 2007 года лейблом Warner Music. Альбом был выпущен в США три недели спустя, 16 апреля 2007 года.

В мае 2011 года был выпущен двойной альбом Essentials & Rarities – сборник лучших хитов и композиций, записанных до Oxygène. В июле того же года Жарр выступил в Монако по случаю свадьбы принца Альбера II.
В июне 2013 года Жарр был избран президентом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC).
Electronica 1: The Time Machine — семнадцатый студийный альбом французского композитора и исполнителя электронной музыки Жана-Мишеля Жарра.
В интервью журналу Billboard Жарр сказал об этом альбоме: «Я хотел немного рассказать об истории электронной музыки и её наследии, исходя из собственного опыта и взглядов, с тех дней, когда я начинал, до современности. Я собирался сочинять и сотрудничать с множеством музыкантов, которые прямо или косвенно связаны с электронной музыкой, с людьми, которыми я восхищаюсь за их исключительный вклад в наш жанр, которые представляют собой источник вдохновения для меня в течение четырёх десятилетий, на протяжении которых я создаю музыку, и которые, в то же врем