1864: Произведён первый пульмановский спальный вагон
calendar_vl — 01.09.2022Пульман (пульмановский вагон) — большой пассажирский спальный железнодорожный вагон, по имени американского фабриканта спальных вагонов.
Выпуск комфортабельных спальных вагонов впервые был начат компанией «Пульман» Джорджа Пульмана в 1864 году.
Особенностью пульмановского вагона были трансформируемые кресла. Расположенные лицом к лицу в дневное время два сиденья на ночь раскладывались, образуя спальное место, а над ними откидывалась полка, на которой размещалось второе спальное место. В частности, вагон был оснащён системой кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах. (Это обусловливает форму крыши — в пространстве между внешней обшивкой крыши и потолком смонтирована система кондиционирования вагона.)
Компания Pullman Palace Cars не продавала вагоны, а сдавала их в аренду железным дорогам. Благодаря высокому уровню комфорта слово «пульман» стало синонимом наивысшего удобства на транспорте.
В Европе пульмановские вагоны с креслами в общем салоне включались в составы наряду с более традиционными для Старого света купейными (в отличие от США спальные места в европейских поездах размещались в купе). В пульмановских вагонах иногда было организовано питание непосредственно на пассажирском месте, в то время как пассажиры спальных вагонов питались в вагоне-ресторане.
До середины XX века большинство пульмановских вагонов имели компоновку с открытым пространством. В XX веке компания Пульмана постепенно перешла на размещение пассажиров в отдельных купе различной компоновки.
А я разбавлю данное известие своей информацией о недавней поездке в двухэтажном вагоне, что было для меня новинкой.
Спешу напомнить, что я нынче проживаю в городе Орёл; соответственно, и отсюда состоялась туристическая поездка в город Санкт-Петербург.
Орёл — узловая железнодорожная станция Московской железной дороги в городе Орёл. Пассажирским терминалом является главный вокзал города Орла. Станция является центром Орловско-Курского региона МЖД. Орёл — участковая станция 1 класса.
Железнодорожный комплекс станции включает в себя эксплуатационное локомотивное депо ТЧЭ-27 «Орёл-Сортировочный», являющееся структурным подразделением Московской дирекции тяги и ремонтное локомотивное депо ТЧР-28 «Орёл» — структурное подразделение Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, эксплуатационное вагонное депо ВЧДЭ-21, Орловская дистанция пути ПЧ-25, Орловская дистанция электроснабжения ЭЧ-11, Орловская дистанция СЦБ ШЧ-19.
Станция достаточно потрепанная, но включает в себя три пути на север (Московское направление) и три пути на юг (Воронежское и Курское направление).
Ждем поезд...
Конечно не этот...
Железнодорожный вокзал г. Орла является одним из узловых на участке Московской железнодорожной артерии, частью Орловско-Курского региона. 21 мая 1864 года император Александр II подписал повеление о строительстве южной дороги. Через два года по проекту архитектора Апольда был построен Орловский вокзал. 16 августа 1868 года открыто сквозное движение пассажирских поездов от Москвы до Орла. Летом 1943 года, отступая, фашисты взорвали здание вокзала.
Строительство нового здания вокзала было начато в 1944 году и закончено в 1950 году. В этом же году вокзальный комплекс сдан в эксплуатацию. Строительство багажного тоннеля и двухэтажного пакгауза закончено в 1963 году. Строительство вокзала и тоннеля производилось Управлением строительно-восстановительных работ Московской железной дороги по проекту архитектора Мхитаряна Степана Аванесовича. Территория вокзального комплекса Орёл находится на границе между Железнодорожным и Северным районами города.
Вот наш поезд:
Характеристической чертой нашего поезда явилась двухэтажная конструкция:
Преимущества двухъярусных вагонов:
— более высокая пассажировместимость и, следовательно, провозная способность;
— часто входные двери нижнего салона расположены на более низком уровне, что позволяет обойтись без высоких платформ.
Недостатки двухэтажных вагонов:
— в случае катастроф, такие вагоны потенциально опаснее (больше времени на эвакуацию, большее количество потенциальных жертв)
— меньше мест для багажа, низкие потолки
— в случае расположения дверей на нижнем уровне становится невозможным использование таких вагонов на линиях с высокими пассажирскими платформами;
— большая высота вагона увеличивает высоту центра тяжести вагона и, следовательно, его склонность к опрокидыванию (например, двухэтажные вагоны производства Тверского вагоностроительного завода на полметра выше обычных);
— конструкция вагона усложняется, в частности, обычно требуется изогнутая хребтовая балка.
В целом, скажу — удобно, по сравнению со старыми поездами и с учетом кондиционера.
Даже такое табло — на каждом вагоне.
А вид из окна — стандартен!
Вид налево — кулер, а не эта "железнодорожная вода" по Гребенщикову...
Направо — монитор состояния занятости туалета...
... и прогноза погоды в коридоре.
Первый этаж:
Туалетная зона, справа мусоросборник по сортам отходов.
Лифта на второй этаж нет.
Тула:
Тула — город в России, административный центр Тульской области и городского округа город Тула. Город-герой (c 1976 года). Тула расположена на севере Среднерусской возвышенности на берегу реки Упы, в 180 км к югу от Москвы. Протяжённость города с севера на юг — 30 километров, с запада на восток — 25 километров.
Тула впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века под 1146 годом. На территории Тулы имеется более 300 объектов культурного наследия: это памятники архитектуры и градостроительства, истории, археологии, произведения монументального искусства.
Тула широко известна тремя «ремёслами» своих жителей — производством оружия, самоваров и пряников — корни которых уходят глубоко в историю города. Каждое из них представлено в Туле соответствующим музеем: Музеем оружия, Музеем самоваров и Музеем тульского пряника. Также одной из «визитных карточек» Тулы является Тульский кремль — древнейшее сооружение города, памятник архитектуры XVI века. В 14 км к юго-западу от Тулы располагается дом-музей Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне.
Тула относится к числу наиболее экономически развитых городов России, является крупным промышленным, научным и культурным центром, важным железнодорожным узлом, с численностью проживающих — 479105 человек (2019), в границах городского округа — 546896 человек (2019). Плотность населения — 3432 человека на 1 км². Полицентрическая Тульско-Новомосковская агломерация насчитывает около 1 млн человек. Территорию города пересекают или проходят в непосредственной близости автомобильные дороги федерального значения: Москва — Крым (М-2), Калуга — Тула — Михайлов — Рязань (Р-132), и крупные железнодорожные магистрали Москва — Донбасс, Тула — Козельск, связывающие Тулу с другими регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья. От города расходятся железные дороги на Москву, Орёл, Калугу, Узловую, Козельск.
По итогам проводившегося в 2014 году Всероссийского конкурса на звание «Самого благоустроенного городского (сельского) поселения России» Тула заняла третье место в категории «Городские поселения (городские округа), являющиеся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации».
В Туле — остановка, пряник для чаепития!
Кулер второго этажа — вид снизу:
Есть остановка и в Москве:
Москва — столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России и её субъект — 12 635 466 человек (2022), самый населённый из городов, полностью расположенных в Европе, занимает 22-е место среди городов мира по численности населения, крупнейший русскоязычный город в мире. Лучший мегаполис мира по качеству жизни и развитию инфраструктуры (оценка экспертов ООН, 2022). Центр Московской городской агломерации.
Восточный вокзал — пассажирский терминал в составе транспортно-пересадочного узла Черкизово, один из десяти железнодорожных вокзалов города Москвы. Вокзальный комплекс расположен на территории районов Гольяново и Преображенское Восточного административного округа.
Вокзал открыт 29 мая 2021 года.
Перенесли сюда поезда с Курского вокзала.
Витрина продуктов питания поезда:
Расписание:
Утро — Ленинградская область...
Питер — Московский вокзал:
Московский вокзал (в 1855—1924 годах — Николаевский, до 1930 — Октябрьский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Санкт-Петербург-Главный. Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга.
Входит в Северо-Западную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. Здание вокзала и Конторский корпус Николаевской железной дороги являются объектами культурного наследия народов России и охраняются государством.
Станция Санкт-Петербург-Главный Октябрьской железной дороги входит в Санкт-Петербургский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Октябрьской дирекции управления движением. По значимости и важности выполняемых работ — одна из основных на полигоне ОЖД и задаёт ритм движению на всей магистрали.
С приездом!