День Рождения. Роджер Уотерс
calendar_vl — 06.09.2022Наиболее известен как один из основателей (в конце 1965 года) и лидеров (с конца 1967 до ухода в 1985 году) группы Pink Floyd. В период своего лидерства он являлся автором подавляющего большинства текстов и значительной части музыки, а также главным идеологом группы и ведущим автором самого известного концептуального альбома группы The Wall. С середины 1970-х между музыкантами в группе началось постепенное ухудшение отношений, а доля Уотерса в сочинении альбомов продолжала возрастать, сводя участие остальных музыкантов порой лишь к роли аранжировщиков. Следствием этого стал уход из Pink Floyd в 1981 году клавишника Ричарда Райта, а в последовавшем за этим альбоме The Final Cut Уотерс стал практически единственным автором.
В 1985 году Уотерс покинул группу, решив, что она исчерпала себя. Музыкант полагал, что без него коллектив окажется нежизнеспособен, однако новый лидер — гитарист Дэвид Гилмор — решил иначе: он пригласил большое количество сессионных музыкантов, вернул в группу Райта и начал запись нового альбома, что вызвало решительный протест со стороны Уотерса. Между Pink Floyd и Уотерсом началась неизбежная в такой ситуации информационная перепалка. Уотерс даже подал на оставшихся музыкантов в суд с целью запретить им использовать название Pink Floyd, но проиграл процесс.
Отношения между Уотерсом и его бывшими коллегами по Pink Floyd частично восстановились лишь в 2005 году, когда они выступили в классическом составе на благотворительном концерте Live 8 в Лондоне. Это мероприятие стало последним публичным выступлением группы в составе из четырёх музыкантов. Позднее Уотерс несколько раз выступал совместно с Дэвидом Гилмором, однако ряд высказываний обоих музыкантов в прессе дал основания полагать, что конфликт между ними не полностью исчерпан.
Во время сольной карьеры Уотерс выпустил четыре студийных альбома The Pros and Cons of Hitch Hiking (1984), Radio K.A.O.S. (1987), Amused to Death (1992) и Is This the Life We Really Want? (2017), а также оперу Ça Ira (2005), посвящённую событиям Французской революции, и переосмысление оперы Стравинского — The Soldier’s Tale (2018). В 1990 году он стал организатором одного из самых масштабных рок-концертов в истории, The Wall Live in Berlin, с аудиторией более 450 000 человек. С 1999 года Уотерс активно гастролирует — в 2012 году он был признан самым коммерчески успешным сольным артистом благодаря турне The Wall Live. В качестве участника Pink Floyd является членом Зала славы рок-н-ролла (1996) и Зала славы музыки Великобритании (2005). С начала 2010-х много занимается активизмом, используя концерты в качестве политических перформансов на злободневные темы; особое место в манифестах Уотерса занимает израильско-палестинский конфликт.
В этот день хочу вспомнить лучший альбом — его, группы, в мире! Давайте переслушаем...
Только недавно закончил с обзором и внимательным прослушиванием любимого квиновского альбома и спешу же приступить к такому же разбору и восторженному любованию не менее любимого альбома не менее почитаемой группы. Юбилей альбома грядет в марте, но с моей неторопливостью я как раз к этому сроку и поспею всё охватить.
The Dark Side of the Moon (Тёмная сторона Луны) — восьмой студийный альбом британской рок-группы Pink Floyd, выпущенный 24 марта 1973 года. Самый успешный альбом группы, превративший Pink Floyd в явление мирового масштаба. Один из самых продаваемых альбомов в истории звукозаписи — общее число проданных экземпляров превышает 45 миллионов. Будучи проданным в Великобритании в количестве 4 114 000 копий, входит в британскую десятку самых продаваемых альбомов в стране, занимая восьмое место. Оставался в «Top 200» США 741 неделю, в том числе 591 неделю подряд с 1973 по 1988 год, несколько раз попадая на первое место. Является одним из наиболее известных концептуальных альбомов прогрессивного рока.
The Dark Side of the Moon был записан в период с июня 1972 года по январь 1973 года в Лондоне в студии компании EMI Abbey Road. В сочинении музыкального материала и продюсировании принимали участие все музыканты группы, тексты к песням написал Роджер Уотерс. Альбом создавался с использованием последних достижений звукозаписывающей техники начала 1970-х годов, включая мультитрекинг, аналоговые синтезаторы, а также различные эффекты с магнитными записями. Звукоинженер Алан Парсонс, работавший над альбомом, был номинирован на премию Грэмми «За лучшую технику записи альбома».
Альбом занимает 6 место в списке Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока по версии Progarchives.com, 4 место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии PopMatters и 2 место в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock. По версии журнала Rolling Stone является лучшим прог-альбомом всех времён.
Пробежимся по песенкам?!
«Speak to Me»
Композиция «Speak to Me», открывающая альбом, представляет собой увертюру, которая включает в себя фрагменты основных музыкальных тем и звуковых эффектов альбома. Черновой вариант увертюры Ник Мейсон записал у себя дома, окончательный вариант он собрал уже в студии. Сам автор назвал его «цветозвуковой монтаж» («colour sound montage»). Первоначально планировалось использовать в композиции больничную запись настоящего пульса, но от неё отказались из-за «слишком напряжённого» звучания. Вместо реальных записей в композицию решено было включить сердцебиение, сымитированное с помощью лёгкого боя по басовому барабану с мягкой подкладкой. При переходе от «Speak to Me» к следующей композиции использовался фортепианный аккорд длительностью порядка минуты, записанный в обратном порядке. В композицию были включены фразы гастрольного менеджера Криса Адамсона («I’ve been mad for fucking years…») и служащего студии Эбби-Роуд Джерри О’Дрисколла («I’ve always been mad…»), а также смех Питера Уоттса. В качестве названия композиции были выбраны слова, с которыми звукоинженер Алан Парсонс обращался к находящимся в студии, чтобы настроить уровень записи.
«On the Run»
Инструментальная композиция «On the Run» («Бегство») в концертном варианте первоначально называлась «The Travel Sequence» («Композиция на тему путешествия») и представляла собой гитарную импровизацию с органными пассажами. Во время записи композицию переименовали и существенно переработали, сменив гитарную основу звучания трека на электронную и дополнив его разного рода звуковыми экспериментами. «On the Run» стала одной из самых последних композиций, добавленных в окончательную версию альбома. Это было связано с тем, что синтезатор EMS Synthi AKS с клавиатурой и встроенным секвенсором, одно из последних достижений музыкальной технологии, появился в студийном оборудовании только к концу 1972 года, уже на завершающем этапе работы над альбомом. Изучением работы Synthi AKS первым занялся Дэвид Гилмор, затем к нему присоединился Роджер Уотерс. Музыканты ввели в синтезатор 8-нотную последовательность, включив генератор шума и осцилляторы, и затем ускорили получившийся звуковой ряд. Таким образом, была создана основная инструментальная часть композиции. Её дополнили различными звуковыми эффектами. В числе прочего добавили звуки, созданные с помощью аналогового синтезатора EMS VCS 3 с гитарным фрагментом, воспроизведённым с помощью микрофонной стойки, которую водили по гитарным струнам. Эти звуки проиграли назад с эхо-эффектом и развели по панораме, в результате чего получилась имитация шума взлетающего самолёта. Также с помощью синтезатора EMS VCS 3 были созданы футуристические звуки, имитирующие шум проезжающего мимо автомобиля с возникновением эффекта Доплера. Для создания состояния тревожности были добавлены звуки шагов и сердцебиение. По словам Ника Мейсона, для записи естественных шумов в «On the Run» использовалась фонотека звуковых эффектов EMI, а звуки шагов записывали, используя эхо-камеру позади Студии-3. Помимо звуковых эффектов композиция была дополнена фразой, взятой из анкеты-интервью одного из гастрольных рабочих Роджера по прозвищу Шляпа, сопровождаемые его смехом: «Live for today, gone tomorrow. That’s me» («Живи сегодня, умри завтра. Это по мне»).
«Time»
Для композиции «Time» («Время»), авторами которой стали все участники группы, было написано развёрнутое инструментальное вступление. В её начале представлено полифоническое звучание тиканья и боя многочисленных часов, а также звон будильников. Алан Парсонс, предложивший группе использовать этот звуковой фрагмент, записал его в антикварном часовом магазине для тестовой квадрафонической пластинки примерно за месяц до начала работы над альбомом The Dark Side of the Moon. Для синхронизации звона часов с основным треком композиции использовалось большое число магнитофонов, плёнки с записями включались в нужное время по секундомеру Интродукцию композиции «Time», по словам Ника Мейсона, сочинили благодаря тому, что «в студии нашёлся набор рототомов, и мы всего лишь за несколько проб её завершили. Рототомы состояли из барабанных кож, растянутых на раме, которая была установлена на оси с нарезкой. Путём изменения натяжения рототомы можно было настраивать совсем как тимпан, так что из них удавалось извлекать контролируемый ряд тонов». Первоначальная концертная версия песни звучала гораздо медленнее, чем на диске, Дэвид Гилмор и Ричард Райт пели одновременно низкими и напряжёнными голосами. В окончательном варианте композиции вокал Дэвида Гилмора чередуется с вокалом Ричарда Райта, первый спел куплеты, второй — переходы между куплетами, так называемые бриджи. Кроме этого, «Time» была дополнена женским бэк-вокалом, впервые появляющемся на альбоме именно в этой композиции. Во время концертных выступлений, предшествовавших записям в студии, окончательно оформилось гитарное соло, сыгранное Дэвидом Гилмором. В конце композиции в качестве репризы была добавлена тема из песни «Breathe».
Отсчитывая минуты, которые складываются
В очередной скучный день, ты не церемонясь
Растрачиваешь по мелочам и тратишь впустую часы,
Тусуясь у себя на районе в своем родном городке,
Ожидая, что кто-нибудь и или что-нибудь укажет тебе
Куда идти.
Устал валяться на солнышке,
Сидеть дома, уставившись на дождь, —
Ты молод и жизнь длинна, и еще есть время,
Чтобы убить сегодняшний день.
А затем, однажды ты обнаруживаешь,
что прошло десять лет,
Никто не подсказал тебе, когда начнется забег,
Ты пропустил выстрел стартового пистолета.
И ты бежишь и бежишь, чтобы угнаться за солнцем,
Но оно заходит и идет по кругу, чтобы снова взойти позади тебя.
Солнце относительно такое же, но ты стал старше,
Запыхался, и стал ближе к смерти на один день.
С каждым годом времени все меньше,
Похоже, его так и не выкроить на планы,
Которые либо ни во что не воплощаются,
Либо воплощаются в полстраницы каракуль.
Пребывать в тихом отчаянии —
Это так по английски.
Мое время вышло, эта песня закончилась,
Думал, мне нужно сказать кое-что еще...
https://en.lyrsense.com/pink_floyd/time_pf
«The Great Gig in the Sky»
Концертная версия инструментальной композиции «The Great Gig in the Sky» («Великое шоу в небесах») известна под названием «The Mortality Sequence» («Смертная череда»), она представляла собой органную музыку, на фоне которой звучали фрагменты записи библейских чтений и речь журналиста и борца за моральные устои Малкольма Маггериджа (Malcolm Muggeridge). Идея записи женской вокальной партии поверх инструментальной секции пришла уже во время работы над композицией в студии. Ник Мейсон предложил на роль вокалистки Кэти Бербериан, но группа остановила свой выбор на варианте Алана Парсонса, предложившего Клэр Торри. Приглашая эту певицу, участники Pink Floyd надеялись добиться более «европейского звучания», отличного от стиля бэк-вокалисток, певших в других песнях на альбоме The Dark Side of the Moon. Перед началом записи музыканты объяснили Клэр Торри концепцию своего будущего альбома и конкретно композиции «The Great Gig in the Sky», сообщив также, что текста в ней не будет, и попросили её просто поимпровизировать. Она спела несколько вариантов партии в разных вокальных позициях и с разным уровнем громкости, из частей которых затем скомпилировали окончательный вариант для записи трека. В дополнение к органу в этой композиции добавили партии фортепиано. Также был добавлен отрывок из интервью Джерри О’Дрисколла: «And I am not frightened of dying. Any time will do, I don’t mind. Why should I be frightened of dying? There’s no reason for it — you’ve got to go sometime» («А я не боюсь умереть, в любое мгновение, мне всё равно. Зачем мне бояться смерти?. Нет причины, ты должен когда-то уйти»)
«Money»
Песня «Money» («Деньги») открывает вторую сторону диска. Звон монет, звучащий в песне, был первоначально записан Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом в их домашних студиях, после чего был доработан в студии Эбби-Роуд. Ник Мейсон записал звучание монет с просверленными отверстиями, нанизанных на нить — эта запись была закольцована петлёй. Роджер Уотерс записал звучание монет, крутящихся в чаше. Звук рвущейся бумаги был записан музыкантами в студии. Из фонотеки EMI был заимствован только звук открывающихся кассовых аппаратов. Каждый звуковой фрагмент на магнитофонных плёнках отмерялся линейкой, вырезался и затем склеивался таким образом, чтобы звуки точно совпадали с ритмом песни. Вокальная партия была исполнена Дэвидом Гилмором. Он же сыграл одно из двух соло в песне — на гитаре, второе соло — на саксофоне — сыграно Диком Пэрри. В финале звучит голос жены гастрольного менеджера Питера Уоттса «That geezer was cruisin’ for a bruisin’…» и гитариста Генри Маккалоу «I don’t know, I was drunk at the time».
Деньги ускользают
Найди работу, где платят побольше и ты в порядке
Деньги — офигенная штука
Хватай эту наличку и спрячь ее хорошенько
Новая тачка, икра, мечты премиум класса
Пожалуй куплю-ка я футбольную команду
Деньги приходят вновь
Я в порядке, Джек, отвали от моего стека
Деньги это кайф
Хватит гнать мне всю эту псевдоцеломудренную поебень
У меня первоклассный набор для путешествий офигенного качества
звучания
И походу мне нужен ЛирДжет
Деньги — грязная штука
Делись по-честному, и даже не думай трогать мою долю
Деньги, бытует мнение
Что в наше время это источник всего зла
Но если ты попросишь прибавки к зарплате, нет ничего
удивительного, что никто тебе не даст ни цента
https://en.lyrsense.com/pink_floyd/money_pf
«Us and Them»
Мелодия «Us and Them» («Мы и Они») была написана Райтом ещё во время работы Pink Floyd над музыкой для кинофильма «Забриски-пойнт» и представляла собой фортепианную пьесу с названием «The Violent Sequence» («Эпизод со сценами насилия»). Она должна была сопровождать кадры столкновения демонстрантов с полицией, но была отвергнута режиссёром картины Микеланджело Антониони как «слишком грустная». Переписанная заново для альбома, песня была дополнена вокальными партиями в исполнении Дэвида Гилмора и Ричарда Райта, а также партиями саксофона, которые записал Дик Пэрри. В центральную часть композиции были включены фрагменты интервью Роджера Мэнифолда.
Мы и они,
И в конце концов, мы лишь обычные люди.
Мне и тебе,
Не нам выбирать, как поступать, это одному богу известно.
Сзади он крикнул «Вперед», и первая шеренга погибла.
И Генерал бездействовал, и линии на карте
Перемещались из стороны в сторону.
Все в синяках,
И кто разберет, кто чей и кто есть кто?
Вверх и вниз,
Но в конце концов, лишь по кругу, по кругу, по кругу.
«Разве вы не слышали, что это словесная битва?» —
Крикнул человек с плакатом.
«Послушай, сынок» — сказал человек с ружьем,
«Здесь и для тебя найдется местечко»
Потерпел крушение в жизни и потерял все,
Ничего не поделаешь, но такое случается сплошь и рядом.
Иметь — не иметь,
И кто станет отрицать, что вся борьба вокруг этого?
Необычный, трудный денек выдался сегодня.
Есть над чем призадуматься.
Старичок-то умер
Ни за понюшку табака.
https://en.lyrsense.com/pink_floyd/us_and_them
«Any Colour You Like»
Инструментальная композиция «Any Colour You Like» («Любой цвет, какой захочешь») написана совместно Ником Мэйсоном, Ричардом Райтом и Дэвидом Гилмором. Название взято из слогана «Any colour you like, so long as it’s black» («Любой цвет, какой захочешь, если этот цвет чёрный»), звучавшего в рекламе автомобиля Форд-Т.
«Brain Damage»
В песне «Brain Damage» («Повреждение мозга») вокальную партию исполнил Роджер Уотерс. Она была написана Роджером Уотерсом в 1971 году во время работы над альбомом Meddle. В песню был включён смех Питера Уоттса, который звучит также в увертюре.
Душевнобольной на травке,
Душевнобольной на травке
Вспоминает игры и забавы, и плетет венки из маргариток.
Не нужно позволять душевнобольным ходить по газонам1 Давид Гилмор
вспоминал, что однажды в Кембридже увидел шикарный зеленый газон,
по которому ему так захотелось пройти, но там стояла табличка «По
газонам не ходить». Здесь мысль о том, что в полицейском
государстве люди отклоняющиеся от официального курса считаются
душевнобольными.
Безумец в гостиной,
Безумцы в моей гостиной,
Их портреты в лежащей на полу, неразвёрнутой газете,
И каждый день разносчик газет приносит новые
И если так быстро прорывает плотину, стоявшую много лет,
И если нет места на холме,
И если у тебя тоже голова разрывается от дурных предчувствий,
Мы встретимся с тобой на обратной стороне Луны.
Инакомыслящий в моей голове,
Инакомыслящий в моей голове,
Ты заносишь лезвие, ты изменяешь меня,
Ты делаешь из меня нормального
Ты закрываешь дверь
И выбрасываешь ключ,
В моей голове кто-то есть, но это не я.
И если небо разверзлось, гром стоит в ушах,
Ты кричишь, и кажется, что никто не слышит тебя,
И если в твоей группе начинается разлад,
Мы встретимся с тобой на обратной стороне Луны.
https://en.lyrsense.com/pink_floyd/brain_damage
«Eclipse»
В «Eclipse» («Затмение») ведущим вокалистом также стал Роджер Уотерс. Он использовал стиль написания текста «списком», позже, этот приём будет использован им в последующих альбомах Pink Floyd и в его сольных альбомах. В финале записано сердцебиение, на фоне которого звучит голос Джерри О’Дрисколла, произносящего фразу «There is no dark side of the Moon really, as a matter of fact it’s all dark» («На самом деле нет никакой тёмной стороны Луны — вообще-то она вся тёмная»). По утверждению Ника Мейсона, эта песня в процессе концертных исполнений подверглась значительным преобразованиям. Первоначальный вариант был намного менее динамичным, но постепенно на концертах, когда «требовалось заканчивать эту вещь на все более величественной ноте, — она приобрела достаточную мощь для того, чтобы составить подходящий финал».
Все, с чем ты знаком,
Что видишь кpугом,
Все, что ты хотел,
Что успел,
Что любишь, и то,
Что беpежешь,
Hе веpишь во что,
Что клянешь,
Все, что отдаешь,
Все, что пpодаешь,
Что можешь купить,
Укpасть, попpосить,
Что можешь создать,
Что можешь сломать,
Все, что твоpишь,
Все, что говоpишь,
Питаешься чем,
И хочешь встpечи с кем,
Кого невзлюбил,
И все, кого побил,
Все, чем ты живешь,
Что кануло в сон,
Все, чего ждешь,
Вся жизнь в гаpмонии Солнцем дана,
Hо его затмевает Луна...
https://en.lyrsense.com/pink_floyd/eclipse
Ну, и чуть попозже песенки поподробнее послушаем и видео посмотрим...