Математическое моделирование Конца Света. Достаточно лишь избыточного

"Бенджамин М. Фридман, профессор политической экономии приводит веский аргумент, что - в политическом и социологическом отношении - современное общество - это велосипед, а экономический рост является движущей силой, которая заставляет колеса вращаться. Пока колеса велосипеда вращаются быстро, это действительно очень устойчивый автомобиль. Но, утверждает он, когда колеса останавливаются - даже в результате экономического застоя, а не спада или депрессии, - политическая демократия, личная свобода и социальная терпимость подвергаются значительному риску даже в странах, где абсолютный уровень материального процветания остается высоким... Фридман говорит, что если вам нужны все виды неэкономических благ, таких как открытость возможностей, терпимость, экономическая и социальная мобильность, справедливость и демократия, то быстрый экономический рост значительно облегчает их получение; а экономический застой делает их получение и поддержание практически невозможными". Далее у Фридмана приводятся примеры того, как экономическая депрессия в конце 1920-х создала невменяемые тоталитарные милитаристские режимы в Японии и Германии.
Отсюда следуют явные параллели с нынешней Великой рецессией (начавшейся в 2008-м и продолжающейся - по данным OECD 2018-й был в смысле роста не лучше 2008-го)
Тут мы возвращаемся к статье* об экономическом Конце Света в современном тренде.
"Американский ученый, специалист по прикладной математике из Университета Мэриленда Сафа Мотешаррей моделирует на компьютере механизмы, которые могут привести как к местному или глобальному устойчивому развитию, так и к коллапсу цивилизации.
Согласно опубликованным в 2014 году результатам исследований Мотешаррея и его коллег, есть два наиболее важных фактора: нагрузка на экологию и экономическое расслоение общества.
Экологическая категория более понятна современному обществу и популярна в качестве потенциального источника конца света - особенно в связи с происходящим уже сейчас истощением природных ресурсов (питьевой воды, плодородных почв, рыбных и лесных запасов), усугубляемым изменениями климата.
А вот понимание того, что экономическое расслоение общества на богатую элиту и бедные массы может само по себе, без участия экологической катастрофы, привести к коллапсу, стало сюрпризом для Мотешаррея и его коллег.
В "экономическом" апокалиптическом сценарии бездумно увеличивающие потребление и наращивающие личное богатство элиты ввергнут общество в нестабильность, ведущую в итоге к полному развалу.
"Простолюдинам" в этом сценарии не достается почти ничего из общественных богатств - и это при том, что бедных значительно больше, чем богатых, и благополучие элиты зависит от их труда.
В конце концов, в связи с тем, что доля общественного богатства, отведенная бедным, слишком мала, рабочие массы просто вымирают. А вслед за этим приходит конец и всему обществу, поскольку элиты не могут прожить без чужого труда..."
(Пример: около 50% населения планеты живет на менее чем 3 доллара в день).
"...Если мы каждый раз делаем разумный выбор, направленный на снижение влияния таких факторов, как неравенство, неконтролируемый рост населения, уровень загрязнения окружающей среды, уровень истребления природных ресурсов (что сделать вполне реально!), мы можем избежать краха и удержать общество на траектории стабильного развития, - отмечает Мотешаррей - Но такие решения надо принимать уже сейчас, нельзя ждать вечно"
К сожалению, как считают некоторые эксперты, сделать такой выбор - выше наших сил, мы к этому не готовы ни политически, ни психологически".
А теперь - самое (на мой взгляд) интересное - параллель с историей распада Римской империи:
"К концу 100 г. до н.э. римляне контролировали Средиземноморье - все его регионы, до которых было легко добраться морем (это было единственное государство в истории, которому принадлежало все побережье Средиземного моря). Им бы на этом и остановиться, но дела шли так замечательно, что они решили раздвинуть сухопутные границы.
Но путешествия по суше совсем не такие экономичные, как по воде. Расширив границы империи, римляне постепенно истощали свои резервы, но все-таки, несмотря на это, на протяжении нескольких столетий империя оставалась стабильной.
Начиная с III века ее начали преследовать беды - от вторжений варваров до гражданских войн.
Рим пытался сохранить контроль хотя бы над своими основными территориями, но содержание мощной армии висело тяжелым ярмом на бюджете, инфляция росла.
Некоторые ученые называют началом падения империи 410 год, когда вестготы разграбили Рим, но это стало возможным только потому, что предпосылки вызревали давным-давно.
Как считает Джозеф Тейнтер, американский антрополог и историк, автор книги "Коллапс сложных сообществ" (The Collapse of Complex Societies), один главных уроков крушения Римской империи таков: чем сложнее общество, тем выше цена, которую мы за это платим.
До III века Рим только и делал, что добавлял новые элементы в имперскую структуру: армия увеличилась вдвое, прибавилась кавалерия, количество провинций росло, а с ним росла и бюрократия.
Все это было нужно, чтобы поддерживать статус-кво. В конце концов у империи не осталось сил и ресурсов на то, чтобы продолжать это делать. К краху империи привела не война, а бюджетные проблемы."
Мой комментария - A.R.
Термин "бюджетные проблемы" явно некорректен. На самом деле, это три сочетанные проблемы (следующие друкг за другом).
1. Избыточный размер централизованной социально-=экономической системы.
2. Избыточная бюрократия.
3. Избыточное усложнение.
Вот эти три пункта и создают полноценный социально-экономический Конец Света.
И все три пункта налицо в современной глобальной экономике.
Такие дела.
---------------------------
*) Конец цивилизации Запада: как и почему это может произойти
Рейчел Ньюэр, BBC Future, 21 июня 2017
https://www.bbc.com/russian/vert-fut-40345298
**) Growth is Good
An economist's take on the moral consequences of material progress
by J. BRADFOLD DELONG. JANUARY-FEBRUARY 2006
https://harvardmagazine.com/2006/01/growth-is-good.html
|
</> |