Мамлюки

топ 100 блогов pasha_popolam20.08.2023

Химера на Ниле.

Египетское войско при Фатимидах, по словам поэта и путешественника Насир-и-Хосрова, состояло из 60 тысяч гулямов: суданских негров, тюрков и славян, а также из 135 тысяч ополчения, в состав которого входили берберы Магриба и арабы Хиджаса. Когда же берберы и арабы отпали от Фатимидов, значение гвардии возросло. Быть рабом-воином стало не позорно, а почетно и выгодно. Иностранный легион - изобретение древнее. Обычно наемники - свободные люди, поступающие на службу добровольно, но в Египте их роль выполняли мамлюки, буквально, "принадлежащие", т.е. рабы. Поэтому они не могли уволиться и вернуться домой: ведь они были невольниками. Казалось бы, мамлюкам легче всего было принять ислам, что давало свободу, и раствориться в конгломерате народов мусульманского мира. Но они избегали свободы как огня, и не зря. Одинокий человек на чужбине, без денег и друзей - обречен на самую жалкую жизнь. А находясь в войске, он был сыт, одет, вооружён и имел прекрасную перспективу повышения, потому что султан илиэмир нуждался именно в его преданности и доблести.

Согласно традиционным представлениям эволюционной этнографии, мамлюки, находясь в чужой стране с непривычным климатом, изолированные от местного населения, должны были слиться в единую целостность, на основе социальной близости, а потом исчезнуть, вследствие нарушения связи этноса с ландшафтом. Не произошло ни того, ни другого. Кыпчаки из южнорусских степей объединили вокруг себя славян, мордву, торков, монголов и курдов, но не горцев, черкесов и чеченцев. Степняки базировались на острове ар-Руада на Ниле (аль-Бахр) и назывались - бахриты, а горцы - в цитадели Каира (аль-Бурдж) - бурджиты. Иными словами, на уровне этноса объединение шло легко, а на уровне суперэтноса - не происходило, не смотря на социальную близость.

Механизм такого разделения понятен.

Представьте такую картину. На невольничий базар, где стоят нагие юноши, выходит сотник в чалме, в роскошных шароварах, с саблей на боку и кричит: "А ну, крещеные, кто из Чернигова, кто из Мурома, отзовись!" Кое-кто отзывается, и сотник уводит их к себе в казарму, чтобы включить в свой отряд.

Затем выходит другой сотник и кричит: "Эй, уланлар, ким Джаик-тан?Кельмунда!" Его сменяет третий, говорящий по-черкесски, четвертый - по-алански, пятый - по-грузински, и так -пока не разберут своих земляков. Принцип этнической близости в неволе выдерживается более строго, чем влюбых иных коллизиях.

Однако вряд ли сытые, одетые, вооруженные и никем не обижаемые мамлюки были счастливы. Приобретя некоторый комфорт, они потеряли родину и родных. Пусть даже военный лагерь на острове, где были расквартированы степняки, или в замке, где жили черкесы и грузины, был роскошнее их кочевий и селений, горных аулов и землянок в долине Риони, но ведь там оставались друзья и подруги, мудрые старики и ласковые бабушки. А память подсовывала им совсем не нужные картины. Врагов - которые вяжут руки и гонят плетьми их, привязанных к хвостам коней. Купцов - покупающих их на базарах в Суроже, Херсоне или Трапезунде. Надсмотрщиков с ременными бичами... Тяжелая штука, эта память. И ведь не выкинешь ее, как обгрызенную кость.

Таким образом, Фатимидам удалось создать государство не на основе того или иного этноса, пусть даже завоевателя, а на основе консорции, пополняемой новообращенными из всех этносов Ближнего Востока и Европы. Исмаилитская община умело использовала феллахов как трудящихся, христиан-коптов как чиновников, евреев как купцов -посредников, причем тем удалось наладить торговые связи с Индией и Западной Европой [+396], тюрок и суданских негров как гвардию, берберов и хиджасских арабов как ополчение, а сами члены исмаилитского ордена правили захваченными землями и проникали в мусульманские страны, подготовляя их к присоединению к Египту.

Эта типичная химера, возглавляемая антисистемой, могла держаться довольно долго благодаря веротерпимости халифов, Но как только "сумасбродный деспот" халиф Хаким (996-1021 гг) начал религиозные преследования, сначала христиан и иудеев, а потом суннитов, - он исчез, да-да, исчез, а его преемник немедленно отменил все его указы.

Но еще до его исчезновения в 1021 г. обнаружился первый признак грядущего распада, негры - личная гвардия Хакима - схватились с тюркскими гулямами, которых поддержали берберы [+397]. Это была первая, но не последняя резня.

Этнические феномены продолжали разрывать социальную общность мамлюков. В1058-1062 гг. тюрки снова схватились с суданскими неграми и изрубили их.

Во время беспорядков были разграблены дворец халифа, государственная казна и даже библиотека. Только энергия халифа Мустансира, призвавшего из Сирии армянина Бадра, тоже бывшего раба, ставшего военачальником, спасла положение. Армянские и сирийские войска заняли Каир в 1073 г. Бадр заманил тюркских повстанцев в западню и перебил всех до единого в одну ночь. Порядок был восстановлен, но за время смуты отпали Алжир и Тунис, а Сицилию в 1071 г. завоевали норманны, точнее, французы из Нормандии.

Надо было заново комплектовать армию и научиться обходиться без выходцев из Судана - негров, и, следовательно, снова покупать рабов, т.е. поддерживать химеру совсеми вытекающими из нее последствиями. Но иного выхода у Фатимидов небыло. Арабы не только в Египте, но и во всем халифате уступали позиции тюркам и превращались из воинов и правителей в поэтов, ученых и купцов. Все эти занятия не требовали риска, что показывает на снижение арабской пассионарности, характерное для фазы надлома.

В 1094 г. два сына халифа Мустансира возглавили две партии: крайних и умеренных. Последние победили и вытеснили своих соперников в Иран. Затем в1130 г. возникло междуцарствие, а вслед за ним в 1134 г. новая резня белых и черных мамлюков обескровила войско халифа Хафиза. Белые мамлюки - кыпчаки - победили черных - суданских негров, тем самым сократив число воинов вдвое. После этой вспышки власть фатимидских халифов стала фиктивной и фактическими хозяевами в стране оказались гулямы - мамлюки. Нет необходимости видеть в резне белых и черных мамлюков борьбу рас. Устойчивое размежевание самих белых мамлюков на степняков-бахритов и горцев-бурджитовтому доказательство. Принцип деления был не расовый, а этнический. На этом следовало бы поставить точку, но мамлюки столь оригинальный феномен этнической истории, что следует довести повествование о них до конца. К тому же химера, созданная Фитимидами на берегах Нила, продолжала свое существование и после них.

Ненавидя своих продавцов, мамлюки отнюдь не обожали своих покупателей. Поэтому они спокойно позволили заменить исмаилитского халифа суннитским султаном в 1171 г. Когда же им показалось, что султан Тураншах руководит ими плохо, они взяли дворец и убили султана, что случилось 2 мая 1250 г. Инициатором переворота был половец Бейбарс, которого поддерживали его земляки. Бейбарс посадил на престол ребенка Камиля, за которого правили его мать, султанша Шеджерет ад-дурр, и мамлюк туркмен Айбек, ставший ее мужем. В 1257г. ревнивая султанша отравила своего супруга за измену. Тогда мамлюки посадили ее в тюрьму и в 1259 г. выбрали султаном другого половца Кутуза, друга Бейбарса. Так совершилась в Египте "революция рабов" или, что то же, завоевание страны мамлюками. Это произошло в те самые годы, когда у себя на родине половцы были разбиты и разметаны так, что больше не составляли единого этноса. Жуткая ирония судьбы!

Осколки южнорусских степняков вошли в состав Золотой орды, где в 1312 г. хан Узбек произвел переворот и навязал всем кочевым подданным веру ислама. Согласно шариату, мусульманин не может быть продан в рабство: поэтому в Египте покупали только язычников и христиан. Следовательно, обращение половцев в ислам в 1312 г. прекратило поступление их в войско бахритов, а число кавказцев - бурджитов росло, и в конце XIV в. преобладание перешло к ним, что выразилось в смене династии и личного состава эмиров. В 1517 г. искусственная социальная система мамлюков была сокрушена новорожденным этносом османов, находившихся тогда в фазе этнического подъема. Османы сохранили мамлюкское войско, и оно, как реликт, еще защищало Египет от Наполеона. Упразднено оно было лишь в 1811 г.

Л. Гумилёв "Тысячелетие вокруг Каспия"

Мамлюкские всадники начала XVI века
Мамлюкские всадники начала XVI века

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Армянская секретная армия освобождения Армении (англ. Armenian Secret Army for the Liberation of Armenia (ASALA)) — армянская военизированная организация, существовавшая с 1975 года до начала 1990-х. В некоторых источниках называется террористической, в других — ...
Интересно, кто нибудь еще помнит, как эта музыка связана с девочкой Альбиной? Эта история только что получила свое подтверждение. P.S. Дядя факта! Я решил покончить с блогерством - очень устал, но я буду пописывать и на твой вопрос я постараюсь ответить завтра ...
(с) Сергей Варшавчик Или деревенский ...
Глобальный фондовый рынок потерял более 20 триллионов долларов с 19 февраля. Конечно, все эти акции котирующиеся на биржах совершенно оторваны от реального производства. То, что акции компаний покупали по высокой цене, совершенно не значит, что предприятие стоит столько же. Самый яркий ...
Президент Чили Сальвадор Альенде, погибший во время путча 1973 года, сам покончил с собой. Об этом сообщила его дочь - сенатор Исабель Альенде, ссылаясь на результаты экспертизы, проведенной после эксгумации останков бывшего главы государства ...