Мамлюки

топ 100 блогов pasha_popolam20.08.2023

Химера на Ниле.

Египетское войско при Фатимидах, по словам поэта и путешественника Насир-и-Хосрова, состояло из 60 тысяч гулямов: суданских негров, тюрков и славян, а также из 135 тысяч ополчения, в состав которого входили берберы Магриба и арабы Хиджаса. Когда же берберы и арабы отпали от Фатимидов, значение гвардии возросло. Быть рабом-воином стало не позорно, а почетно и выгодно. Иностранный легион - изобретение древнее. Обычно наемники - свободные люди, поступающие на службу добровольно, но в Египте их роль выполняли мамлюки, буквально, "принадлежащие", т.е. рабы. Поэтому они не могли уволиться и вернуться домой: ведь они были невольниками. Казалось бы, мамлюкам легче всего было принять ислам, что давало свободу, и раствориться в конгломерате народов мусульманского мира. Но они избегали свободы как огня, и не зря. Одинокий человек на чужбине, без денег и друзей - обречен на самую жалкую жизнь. А находясь в войске, он был сыт, одет, вооружён и имел прекрасную перспективу повышения, потому что султан илиэмир нуждался именно в его преданности и доблести.

Согласно традиционным представлениям эволюционной этнографии, мамлюки, находясь в чужой стране с непривычным климатом, изолированные от местного населения, должны были слиться в единую целостность, на основе социальной близости, а потом исчезнуть, вследствие нарушения связи этноса с ландшафтом. Не произошло ни того, ни другого. Кыпчаки из южнорусских степей объединили вокруг себя славян, мордву, торков, монголов и курдов, но не горцев, черкесов и чеченцев. Степняки базировались на острове ар-Руада на Ниле (аль-Бахр) и назывались - бахриты, а горцы - в цитадели Каира (аль-Бурдж) - бурджиты. Иными словами, на уровне этноса объединение шло легко, а на уровне суперэтноса - не происходило, не смотря на социальную близость.

Механизм такого разделения понятен.

Представьте такую картину. На невольничий базар, где стоят нагие юноши, выходит сотник в чалме, в роскошных шароварах, с саблей на боку и кричит: "А ну, крещеные, кто из Чернигова, кто из Мурома, отзовись!" Кое-кто отзывается, и сотник уводит их к себе в казарму, чтобы включить в свой отряд.

Затем выходит другой сотник и кричит: "Эй, уланлар, ким Джаик-тан?Кельмунда!" Его сменяет третий, говорящий по-черкесски, четвертый - по-алански, пятый - по-грузински, и так -пока не разберут своих земляков. Принцип этнической близости в неволе выдерживается более строго, чем влюбых иных коллизиях.

Однако вряд ли сытые, одетые, вооруженные и никем не обижаемые мамлюки были счастливы. Приобретя некоторый комфорт, они потеряли родину и родных. Пусть даже военный лагерь на острове, где были расквартированы степняки, или в замке, где жили черкесы и грузины, был роскошнее их кочевий и селений, горных аулов и землянок в долине Риони, но ведь там оставались друзья и подруги, мудрые старики и ласковые бабушки. А память подсовывала им совсем не нужные картины. Врагов - которые вяжут руки и гонят плетьми их, привязанных к хвостам коней. Купцов - покупающих их на базарах в Суроже, Херсоне или Трапезунде. Надсмотрщиков с ременными бичами... Тяжелая штука, эта память. И ведь не выкинешь ее, как обгрызенную кость.

Таким образом, Фатимидам удалось создать государство не на основе того или иного этноса, пусть даже завоевателя, а на основе консорции, пополняемой новообращенными из всех этносов Ближнего Востока и Европы. Исмаилитская община умело использовала феллахов как трудящихся, христиан-коптов как чиновников, евреев как купцов -посредников, причем тем удалось наладить торговые связи с Индией и Западной Европой [+396], тюрок и суданских негров как гвардию, берберов и хиджасских арабов как ополчение, а сами члены исмаилитского ордена правили захваченными землями и проникали в мусульманские страны, подготовляя их к присоединению к Египту.

Эта типичная химера, возглавляемая антисистемой, могла держаться довольно долго благодаря веротерпимости халифов, Но как только "сумасбродный деспот" халиф Хаким (996-1021 гг) начал религиозные преследования, сначала христиан и иудеев, а потом суннитов, - он исчез, да-да, исчез, а его преемник немедленно отменил все его указы.

Но еще до его исчезновения в 1021 г. обнаружился первый признак грядущего распада, негры - личная гвардия Хакима - схватились с тюркскими гулямами, которых поддержали берберы [+397]. Это была первая, но не последняя резня.

Этнические феномены продолжали разрывать социальную общность мамлюков. В1058-1062 гг. тюрки снова схватились с суданскими неграми и изрубили их.

Во время беспорядков были разграблены дворец халифа, государственная казна и даже библиотека. Только энергия халифа Мустансира, призвавшего из Сирии армянина Бадра, тоже бывшего раба, ставшего военачальником, спасла положение. Армянские и сирийские войска заняли Каир в 1073 г. Бадр заманил тюркских повстанцев в западню и перебил всех до единого в одну ночь. Порядок был восстановлен, но за время смуты отпали Алжир и Тунис, а Сицилию в 1071 г. завоевали норманны, точнее, французы из Нормандии.

Надо было заново комплектовать армию и научиться обходиться без выходцев из Судана - негров, и, следовательно, снова покупать рабов, т.е. поддерживать химеру совсеми вытекающими из нее последствиями. Но иного выхода у Фатимидов небыло. Арабы не только в Египте, но и во всем халифате уступали позиции тюркам и превращались из воинов и правителей в поэтов, ученых и купцов. Все эти занятия не требовали риска, что показывает на снижение арабской пассионарности, характерное для фазы надлома.

В 1094 г. два сына халифа Мустансира возглавили две партии: крайних и умеренных. Последние победили и вытеснили своих соперников в Иран. Затем в1130 г. возникло междуцарствие, а вслед за ним в 1134 г. новая резня белых и черных мамлюков обескровила войско халифа Хафиза. Белые мамлюки - кыпчаки - победили черных - суданских негров, тем самым сократив число воинов вдвое. После этой вспышки власть фатимидских халифов стала фиктивной и фактическими хозяевами в стране оказались гулямы - мамлюки. Нет необходимости видеть в резне белых и черных мамлюков борьбу рас. Устойчивое размежевание самих белых мамлюков на степняков-бахритов и горцев-бурджитовтому доказательство. Принцип деления был не расовый, а этнический. На этом следовало бы поставить точку, но мамлюки столь оригинальный феномен этнической истории, что следует довести повествование о них до конца. К тому же химера, созданная Фитимидами на берегах Нила, продолжала свое существование и после них.

Ненавидя своих продавцов, мамлюки отнюдь не обожали своих покупателей. Поэтому они спокойно позволили заменить исмаилитского халифа суннитским султаном в 1171 г. Когда же им показалось, что султан Тураншах руководит ими плохо, они взяли дворец и убили султана, что случилось 2 мая 1250 г. Инициатором переворота был половец Бейбарс, которого поддерживали его земляки. Бейбарс посадил на престол ребенка Камиля, за которого правили его мать, султанша Шеджерет ад-дурр, и мамлюк туркмен Айбек, ставший ее мужем. В 1257г. ревнивая султанша отравила своего супруга за измену. Тогда мамлюки посадили ее в тюрьму и в 1259 г. выбрали султаном другого половца Кутуза, друга Бейбарса. Так совершилась в Египте "революция рабов" или, что то же, завоевание страны мамлюками. Это произошло в те самые годы, когда у себя на родине половцы были разбиты и разметаны так, что больше не составляли единого этноса. Жуткая ирония судьбы!

Осколки южнорусских степняков вошли в состав Золотой орды, где в 1312 г. хан Узбек произвел переворот и навязал всем кочевым подданным веру ислама. Согласно шариату, мусульманин не может быть продан в рабство: поэтому в Египте покупали только язычников и христиан. Следовательно, обращение половцев в ислам в 1312 г. прекратило поступление их в войско бахритов, а число кавказцев - бурджитов росло, и в конце XIV в. преобладание перешло к ним, что выразилось в смене династии и личного состава эмиров. В 1517 г. искусственная социальная система мамлюков была сокрушена новорожденным этносом османов, находившихся тогда в фазе этнического подъема. Османы сохранили мамлюкское войско, и оно, как реликт, еще защищало Египет от Наполеона. Упразднено оно было лишь в 1811 г.

Л. Гумилёв "Тысячелетие вокруг Каспия"

Мамлюкские всадники начала XVI века
Мамлюкские всадники начала XVI века

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Фанат ежевичек ...
На территории Меленковского района есть один примечательный уголок. Так сказать, визитная карточка, своеобразная открытка Приокского края – импровизированная смотровая площадка за деревней Окшово, на головокружителоно-высоком берегу Оки. Окское побережье нами исследовано достаточно ...
Поговорка "как Мамай прошёл" часто вспоминается когда попадаешь в глубинку центральной России. Семьдесят лет советской власти стали для русских просторов временем опустошения и вымирания. Брошенные деревни, остовы церквей и дворянских усадеб - для этих мест типичная картина. Но мало ...
• Никола Пуссен http://labazov.livejournal.com/1578101.html • Эдвард Григ http://labazov.livejournal.com/1257788.html • Константин Бальмонт http://labazov.livejournal.com/874479.html • Юрий Андропов http://labazov.livejournal.com/874116.html • Михаил Державин - 75 http://www.rian.ru/spravka/20110615/388160414.html • Демис Руссос - 65 ...
1. Тревожные (для некоторых) новости из Швейцарии. Оказывается, цитирую, «Уже были прецеденты, когда швейцарские банки требовали от российских клиентов подтверждений, что они сообщили о своих офшорах в российскую налоговую службу»: http://ruslanostashko.livejournal.com/21213.html По ...