Мамлюки
pasha_popolam — 20.08.2023Химера на Ниле.
Египетское войско при Фатимидах, по словам поэта и путешественника
Насир-и-Хосрова, состояло из 60 тысяч гулямов: суданских негров,
тюрков и славян, а также из 135 тысяч ополчения, в состав которого
входили берберы Магриба и арабы Хиджаса. Когда же берберы и арабы
отпали от Фатимидов, значение гвардии возросло. Быть рабом-воином
стало не позорно, а почетно и выгодно. Иностранный легион -
изобретение древнее. Обычно наемники - свободные люди, поступающие
на службу добровольно, но в Египте их роль выполняли мамлюки,
буквально, "принадлежащие", т.е. рабы. Поэтому они не могли
уволиться и вернуться домой: ведь они были невольниками. Казалось
бы, мамлюкам легче всего было принять ислам, что давало свободу, и
раствориться в конгломерате народов мусульманского мира. Но они
избегали свободы как огня, и не зря. Одинокий человек на чужбине,
без денег и друзей - обречен на самую жалкую жизнь. А находясь в
войске, он был сыт, одет, вооружён и имел прекрасную перспективу
повышения, потому что султан илиэмир нуждался именно в его
преданности и доблести.
Согласно традиционным представлениям эволюционной этнографии,
мамлюки, находясь в чужой стране с непривычным климатом,
изолированные от местного населения, должны были слиться в единую
целостность, на основе социальной близости, а потом исчезнуть,
вследствие нарушения связи этноса с ландшафтом. Не произошло ни
того, ни другого. Кыпчаки из южнорусских степей объединили вокруг
себя славян, мордву, торков, монголов и курдов, но не горцев,
черкесов и чеченцев. Степняки базировались на острове ар-Руада на
Ниле (аль-Бахр) и назывались - бахриты, а горцы - в цитадели Каира
(аль-Бурдж) - бурджиты. Иными словами, на уровне этноса объединение
шло легко, а на уровне суперэтноса - не происходило, не смотря на
социальную близость.
Механизм такого разделения понятен.
Представьте такую картину. На невольничий базар, где стоят нагие
юноши, выходит сотник в чалме, в роскошных шароварах, с саблей на
боку и кричит: "А ну, крещеные, кто из Чернигова, кто из Мурома,
отзовись!" Кое-кто отзывается, и сотник уводит их к себе в казарму,
чтобы включить в свой отряд.
Затем выходит другой сотник и кричит: "Эй, уланлар, ким
Джаик-тан?Кельмунда!" Его сменяет третий, говорящий по-черкесски,
четвертый - по-алански, пятый - по-грузински, и так -пока не
разберут своих земляков. Принцип этнической близости в неволе
выдерживается более строго, чем влюбых иных коллизиях.
Однако вряд ли сытые, одетые, вооруженные и никем не обижаемые
мамлюки были счастливы. Приобретя некоторый комфорт, они потеряли
родину и родных. Пусть даже военный лагерь на острове, где были
расквартированы степняки, или в замке, где жили черкесы и грузины,
был роскошнее их кочевий и селений, горных аулов и землянок в
долине Риони, но ведь там оставались друзья и подруги, мудрые
старики и ласковые бабушки. А память подсовывала им совсем не
нужные картины. Врагов - которые вяжут руки и гонят плетьми их,
привязанных к хвостам коней. Купцов - покупающих их на базарах в
Суроже, Херсоне или Трапезунде. Надсмотрщиков с ременными бичами...
Тяжелая штука, эта память. И ведь не выкинешь ее, как обгрызенную
кость.
Таким образом, Фатимидам удалось создать государство не на основе
того или иного этноса, пусть даже завоевателя, а на основе
консорции, пополняемой новообращенными из всех этносов Ближнего
Востока и Европы. Исмаилитская община умело использовала феллахов
как трудящихся, христиан-коптов как чиновников, евреев как купцов
-посредников, причем тем удалось наладить торговые связи с Индией и
Западной Европой [+396], тюрок и суданских негров как гвардию,
берберов и хиджасских арабов как ополчение, а сами члены
исмаилитского ордена правили захваченными землями и проникали в
мусульманские страны, подготовляя их к присоединению к Египту.
Эта типичная химера, возглавляемая антисистемой, могла держаться
довольно долго благодаря веротерпимости халифов, Но как только
"сумасбродный деспот" халиф Хаким (996-1021 гг) начал религиозные
преследования, сначала христиан и иудеев, а потом суннитов, - он
исчез, да-да, исчез, а его преемник немедленно отменил все его
указы.
Но еще до его исчезновения в 1021 г. обнаружился первый признак
грядущего распада, негры - личная гвардия Хакима - схватились с
тюркскими гулямами, которых поддержали берберы [+397]. Это была
первая, но не последняя резня.
Этнические феномены продолжали разрывать социальную общность
мамлюков. В1058-1062 гг. тюрки снова схватились с суданскими
неграми и изрубили их.
Во время беспорядков были разграблены дворец халифа,
государственная казна и даже библиотека. Только энергия халифа
Мустансира, призвавшего из Сирии армянина Бадра, тоже бывшего раба,
ставшего военачальником, спасла положение. Армянские и сирийские
войска заняли Каир в 1073 г. Бадр заманил тюркских повстанцев в
западню и перебил всех до единого в одну ночь. Порядок был
восстановлен, но за время смуты отпали Алжир и Тунис, а Сицилию в
1071 г. завоевали норманны, точнее, французы из Нормандии.
Надо было заново комплектовать армию и научиться обходиться без
выходцев из Судана - негров, и, следовательно, снова покупать
рабов, т.е. поддерживать химеру совсеми вытекающими из нее
последствиями. Но иного выхода у Фатимидов небыло. Арабы не только
в Египте, но и во всем халифате уступали позиции тюркам и
превращались из воинов и правителей в поэтов, ученых и купцов. Все
эти занятия не требовали риска, что показывает на снижение арабской
пассионарности, характерное для фазы надлома.
В 1094 г. два сына халифа Мустансира возглавили две партии:
крайних и умеренных. Последние победили и вытеснили своих
соперников в Иран. Затем в1130 г. возникло междуцарствие, а вслед
за ним в 1134 г. новая резня белых и черных мамлюков обескровила
войско халифа Хафиза. Белые мамлюки - кыпчаки - победили черных -
суданских негров, тем самым сократив число воинов вдвое. После этой
вспышки власть фатимидских халифов стала фиктивной и фактическими
хозяевами в стране оказались гулямы - мамлюки. Нет необходимости
видеть в резне белых и черных мамлюков борьбу рас. Устойчивое
размежевание самих белых мамлюков на степняков-бахритов и
горцев-бурджитовтому доказательство. Принцип деления был не
расовый, а этнический. На этом следовало бы поставить точку, но
мамлюки столь оригинальный феномен этнической истории, что следует
довести повествование о них до конца. К тому же химера, созданная
Фитимидами на берегах Нила, продолжала свое существование и после
них.
Ненавидя своих продавцов, мамлюки отнюдь не обожали своих
покупателей. Поэтому они спокойно позволили заменить исмаилитского
халифа суннитским султаном в 1171 г. Когда же им показалось, что
султан Тураншах руководит ими плохо, они взяли дворец и убили
султана, что случилось 2 мая 1250 г. Инициатором переворота был
половец Бейбарс, которого поддерживали его земляки. Бейбарс посадил
на престол ребенка Камиля, за которого правили его мать, султанша
Шеджерет ад-дурр, и мамлюк туркмен Айбек, ставший ее мужем. В
1257г. ревнивая султанша отравила своего супруга за измену. Тогда
мамлюки посадили ее в тюрьму и в 1259 г. выбрали султаном другого
половца Кутуза, друга Бейбарса. Так совершилась в Египте "революция
рабов" или, что то же, завоевание страны мамлюками. Это произошло в
те самые годы, когда у себя на родине половцы были разбиты и
разметаны так, что больше не составляли единого этноса. Жуткая
ирония судьбы!
Осколки южнорусских степняков вошли в состав Золотой орды, где в
1312 г. хан Узбек произвел переворот и навязал всем кочевым
подданным веру ислама. Согласно шариату, мусульманин не может быть
продан в рабство: поэтому в Египте покупали только язычников и
христиан. Следовательно, обращение половцев в ислам в 1312 г.
прекратило поступление их в войско бахритов, а число кавказцев -
бурджитов росло, и в конце XIV в. преобладание перешло к ним, что
выразилось в смене династии и личного состава эмиров. В 1517 г.
искусственная социальная система мамлюков была сокрушена
новорожденным этносом османов, находившихся тогда в фазе
этнического подъема. Османы сохранили мамлюкское войско, и оно, как
реликт, еще защищало Египет от Наполеона. Упразднено оно было лишь
в 1811 г.
Л. Гумилёв "Тысячелетие вокруг Каспия"
|
</> |