Китайцы и варвары

Несовместимость
Хунны и тюрки имели свою собственную идеологическую систему,
которую они отчетливо противопоставляли китайской. А после падения
Второго каганата, когда в Азии наступила эпоха смены веры,
кочевники заимствовали культуру и мировоззрения с запада, а вовсе
не из Китая. Из Ирана - уйгуры позаимствовали манихейство, из Сирии
кочевники приняли несторианство, из Аравии - ислам, из Тибета -
теистический буддизм. Правда, буддизм был воспринят позже, но
принцип заимствования оставался прежним -"антикитайским". Из Китая
заимствовался только шелк, а помимо него -печенье и в некоторых
случаях фарфоровая посуда. Китайцы Срединной равниныи кочевники
Великой степи столь разнились между собой, что не перенимали
культуры друг друга. Кидани были исключением. Это и привело их к
гибели как этнос.
Секрет хода событий, влекущих за собой утяжеляющие последствия,
заключался, пожалуй, не в экономике и политике, а в феномене
этнографии, воздействовавшем на поведение людей. Китайцы и
кочевники настолько различались по стереотипу поведения, что не
хотели, не могли и не искали даже поводов наладить контакт, считая
контакты вообще - лишенными смысла. Тут были важны некоторые
подробности быта.
Прежде всего китайцы не употребляли молочных продуктов, основной
пищи кочевников, и взаимопонимание отсутствовало из-за презрения к
такой пище одних и непонимания и раздражения по поводу такого
неприятия у других.
Для китайцев все жены отца - его матери, сколько бы их не было. Для
хунна, например, или тюрка - мать только одна, а наложницы отца -
подружки, а вдова старшего брата становится законной его женой,
которую он обязан содержать, причем чувства роли не играли.
Женщина в Китае в те века не работала, она рожала и няньчила детей,
и никаких прав не имела. В Великой степи женщина выполняла все
домашние работы и была владелицей дома; мужу принадлежало только
оружие, ибо ему полагалось умереть на войне.
В армиях Китая обязательно полагался штат доносчиков, а тюрки,
находившиеся на китайской службе, этого не терпели, и раскрытых
доносчиков убивали. Представители двух великих суперэтносов никак
не могли ужиться рядом.
"Опыт истории показал, что с китайцами лучше жить в мире и
порознь". Но это достижимо только тогда, когда первоначальный
импульс, преобразующий население "Срединной равнины" в новую
этническую систему, теряет инерцию. Но пока эта инерция есть, было
необходимо защищаться до последней стрелы. И не потому, что китайцы
- дурные люди, или был плох китайский феодализм, или в Китае
правили жестокие деспоты, а потому, что для того, чтобы ужиться с
китайцами, надо самому стать китайцем. Это значит, что надо забыть
все традиции, полученные от предков, все навыки культуры и быта,
все нормы этики и идеалы красоты, а вместо них воспринять те,
которые, сложившись в Китае за тысячелетия, сильны потому, что
неосознанно считаются единственно правильными. Это и есть
этно-психология.
Далеко не каждый способен на такую внутреннюю ломку, даже если он
на нее согласен. А тогда ему не выжить, даже если его не убьют.
Будучи чужим, он не найдет защиты в суде, не продвинется по службе,
не сможет завести семью и воспитать детей. В лучшем случае,
реликтовые этносы, вроде мяо, лоло ит.д., живут в своих деревнях
под защитой тропических джунглей, но и их число уменьшается на
глазах историков. Но как только инерция этногенетического взрыва
иссякает, китайцы превращаются в милых, трудолюбивых и честных
людей. Такими и застали их первые синологи в XVIII веке.
Теперь, имея историческую перспективу, мы можем сделать вывод, и даже не один, а два. во-первых, пресловутое миролюбие китайцев мнимо. Оно было вынуждено тяжелыми поражениями и иноземным владычеством, а отнюдь не национальным психологическим складом. Как только Китай набирал силу - он начинал расширяться по всем направлениям. Конечно, и в Китае с глубокой древности имелись противники завоевательных войн, но правящие круги с ними не считались, и война с варварами, т.е всеми соседями, была три тысячи лет лейтмотивом китайской внешней политики. Во-вторых, нет никаких оснований считать тюрков, монголов и маньчжуро-тунгусов народами близкими Китаю. Культура, быт, языки и происхождение их были совершенно иными, а историческая закономерность сделала кочевников и китайцев врагами. Никак нельзя считать случайностью то, что по линии Великой китайской стены 2000 лет шла почти непрекращающаяся война, в которой хунны, тюрки, а затем монголы отстаивали свои родные степи от гораздо более многочисленного, хитрого, жестокого и прекрасно вооруженного противника. Не случайно и то, что даже метисация тюрко-монголов с китайцами на линии Великой китайской стены не дала положительных результатов. Слишком различны были эти народы длятого, чтобы слиться воедино любым способом.

|
</> |