Каины и авели
pasha_popolam — 15.08.2023Были два брата: Каин - земледелец и ремесленник, и Авель -скотовод. Бог предпочел Авеля, за что Каин убил своего брата, после чегобыл наказан изгнанием в страну Нод. Там Каин благополучно женился, ипотомки его, несмотря на потоп [+162], проповедуют его концепцию, которуюправильнее назвать не исторической, а социологической. Заключается она втом, что земледельцы - хорошие, а скотоводов надо бить.
Да простит читатель автора за упрощенное изложение целого направлениянауки, ставшего столь привычным, что обывателю оно представляется единственно возможным. Это последнее обстоятельство наиболее прискорбно, потому что научная проблематика всегда требует работы мысли. Прежде всего посмотрим, соответствует ли тезис об "извечной вражде" кочевников и земледельцев известным фактам?! Вражда должна выражаться в крупных войнах, сопровождающихся захватом территории.
Так вот, самые жестокие войны в Элладе шли между Спартой и Афинами; Спартойи Фивами; Фивами и Македонией, гуманно щадившей Афины. В Риме - война с Тарентом и три пунических - тоже все оседлые горожане. Ассирию в 612 г. дон.э. уничтожили оседлые соседи: мидяне и халдеи-вавилоняне, а не скифы, которые тоже участвовали в событиях, как третья сторона, но, набрав добычи, ушли домой. Разница наглядна.
В средние века Столетняя война шла между вполне оседлыми французами и англичанами. Тридцатилетняя война - между католиками и протестантами. Реконкиста в Испании - война с местными мусульманами и пришлыми из Африки туарегами. Но приходы туарегов и потом берберов (Альморавидов и Альмогадов) были эпизодами в длинной войне, и к себе в Африку мавры испанцев и португальцев не пустили, а вот земледельческая Испания, облившись потоками крови, стала христианской, не изменив ни экономики, ни способа ведения хозяйства.
Ссылаются на пример якобы извечной войны Древней Руси с половецкой степью, но это очередной миф [+163]. Говорят о походах монголов в Среднюю и Малую Азию. Да, были походы, но сражаться монголам пришлось с канглами (печенегами) и туркменами. Нет, не получается постоянной войны злых Авелей против милых и трудолюбивых Каинов. Секрет в чем-то другом. И ведь, что интересно! Этот "секрет" был очевиден трезвым людям еще до н.э. Жена хуннского шаньюя Модэ в 202 г. до н.э., когда хунны окружили ханьского императора у деревни Байдын, в северном Шэньси, посоветовала ему заключить мир без территориальных уступок, ибо, говорила она, хунны, приобретя китайские земли, все равно не смогут на них жить. Модэ согласился с умной женой и заключил с императором "договор мира и родства" - замаскированную дипломатическую форму капитуляции [+164]. Все остались жить дома.
В I в. до н.э. историк Сыма Цянь объяснил, почему при двадцатикратном численном перевесе ханьские войска не могли сломить хуннов. Он отметил несхожесть климата и ландшафта Китая и Срединной Азии и кочевого населения с оседлым. Поэтому он считал покорение чужой страны неосуществимым. А его продолжатель Бань Гу полагал включение хуннов в империю Хань вредным для империи и подробно обосновывал необходимость укрепления границы даже в мирное время, чтобы избежать ассимиляции ханьцев с хуннами [+165]. Оба историка за свою позицию попали в тюрьму. Сыма Цянь был изуродован, но освобожден, а Бань Гу умер в тюрьме. Гибели ученых добились китайские шовинисты, сторонники теории "Каин против Авеля", хотя для терминологии они употребляли другие слова.
Особенно процвела эта теории в Северной Америке. Там ее жертвой стали индейцы и даже бизоны, которых убивали как кормовую базу индейских племен. Даже шкур не снимали, потому что стреляли в стадо из окон вагонов трансконтинентальных поездов. С позиций принятого ныне системного подхода правы были хуннская дама и погубленные китайские историки, но представители спекулятивной философии, господствовавшей до XIX-XX вв., не знали ни закона сохранения энергии, ни биоценологии, ни учения о биосфере. Книги же писали именно они, а их оппоненты пасли скот, охотились, ловили рыбу и даже подумать не могли, что надо перед кем-то оправдывать свой стиль жизни, столь естественный и удобный, для них не было удивительно, что этносы, как люди и животные, рождаются, стареют и распадаются на части, которые затем образуют новые комбинации, т.е. новые этносы.
В концепции каинитов (будем называть их так для краткости) обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое обязательное введение в анализ качественного критерия: либо добра и зла, либо прогресса и регресса, либо света и мрака. Но ведь к явлениям природы оценки неприменимы. В самом деле, чем горы лучше или хуже равнин? Что прогрессивно: кислоты или щелочи? Можно ли предпочесть анионы катионам или циклоны антициклонам?
Этносы (по К. Марксу - гемайнвезен, в отличие от общества
-гезельшафт) - природные коллективы, адаптированные в своих
вмещающихся ландшафтах. В сухих степях древнее земледелие было
невозможно, а в дубравах и кипарисовых рощах - кочевое скотоводство
бессмысленно. Ясно, что качественные оценки при сопоставлении
разных ландшафтов неуместны, ибо всегда будут субъективны; северян
изнуряет климат субтропиков, а южан - морозы Сибири. Ну и что? Даже
не нужно спорить, кто из них прав, потому что понятие "правоты" к
вкусам людей неприменимо.
Л. Гумилёв "Тысячелетие вокруг Каспия"
|
</> |