М. Е. Салтыков-Щедрин, "Господа Головлёвы"

"Бывают семьи, над которыми тяготеет как бы обязательное предопределение. ... В жизни этих ... семей и удача, и неудача -- все как-то слепо, не гадано, не думано. Иногда над подобной семьей вдруг прольется как бы струя счастья. У захудалых корнета и корнетши, смирно хиреющих в деревенском захолустье, внезапно появляется целый выводок молодых людей, крепоньких, чистеньких, проворных и чрезвычайно быстро усвояющих жизненную суть. Одним словом, "умниц". Все всплошь умницы -- и юноши и юницы. ... Благодаря этим случайно сложившимся условиям, удача так и плывет навстречу захудалой семье. Первые удачники, бодро выдержавши борьбу, в свою очередь воспитывают новое чистенькое поколение, которому живется уже легче, потому что главные пути не только намечены, но и проторены. За этим поколением вырастут еще поколения, покуда, наконец, семья естественным путем не войдет в число тех, которые, уж без всякой предварительной борьбы, прямо считают себя имеющими прирожденное право на пожизненное ликование.
... Но наряду с удачливыми семьями существует великое множество и таких, представителям которых домашние пенаты, с самой колыбели, ничего, по-видимому, не дарят, кроме безвыходного злополучия. Вдруг, словно вша, нападает на семью не то невзгода, не то порок и начинает со всех сторон есть. Расползается по всему организму, прокрадывается в самую сердцевину и точит поколение за поколением. Появляются коллекции слабосильных людишек, пьяниц, мелких развратников, бессмысленных празднолюбцев и вообще неудачников."
Глава данной семьи, по сути, мать/бабушка Арина Петровна. О предыдущих поколениях мы ничего не знаем, боковые ветви едва упоминаются. Муж её абсолютно праздный человек, ему нет дела до хозяйства и до семьи, он самоустранился и развлекается. А в ней проявилась деловая хватка, она успешно занимается увеличением капитала и владений, ни с кем не советуясь, не делясь и не давая отчётов. Она так погружена в дела, что вся остальная жизнь её, чад и домочадцев рассматривается только как дополнительный ресурс или помеха для дел. Всё подчинено режиму строжайшей экономии, каждый кусок хлеба и свечка на счету. И к детям отношение враждебное, как к обузе. Старший сын виноват тем, что похож на отца. Поэтому с рождения на нём клеймо "толку не будет". Дочь подвела семью тем, что выскочила замуж без расчёта, за проходимца, и тем самым не только не способствовала общему процветанию, но и пришлось "от сердца оторвать" ей в приданое "кусок" владений. Жизнь её была коротка и несчастлива, муж сбежал, сама умерла, едва родив двух близняшек. Сироток пришлось принять обратно под бабушкино крыло (ещё одна статья расхода). Младший сын подавал надежды, выучился, но оказался пустоцветом и спился. Осталась одна опора -- средний сын Порфирий Владимирович.
Он так же, как и "милый друг маменька", своего не упустит. Он понимает и ценит её заботы. Всегда готов выслушать, поддержать и поговорить о высоком. Жизнь строит правильно и безупречно -- почтение к родителям, учёба, служба, женился и двух сыновей родил, в дурных привычках и связях не замечен. Только вот вести дела, как маменька, не умеет. Не смыслит в этом, хватки такой нет. Может только сохранять и учитывать, да использовать других.
Постепенно и две внучки подросли, только в семье оставаться не захотели, пошли свою дорогу в жизни искать. Да сбились с пути, увлеклись мишурой праздника, как тот Буратино. Не рассчитали.
И каждый из них раньше или позже видит всё это, оглядывается на свою жизнь и близких своих, и заново оценивает всё настоящее и прошлое, свой вклад в эту общую жизнь. И каждый думает, что надо было бы совсем иначе. А как? Что на самом деле зависело от них, а что нет? Что упустили, а что показалось?
В самом ли деле они могли задуматься о таком и как-то переосмысливать, или это автор приукрасил?
Чем вам запомнилась эта книга?
|
</> |