Любовь как повод для глумления.
radmirkilmatov — 23.02.2023Фигура Александра Зиновьева в современной российской философии — крайне сложная. Человеком он был самобытным, проницательным и бескомпромиссным. И когда в любви к нему признаются извращенными способами — следовало бы возразить. Потому что настоящие ценности в своем культурном наследии — надо оберегать от хайпа и пошлости.
О чем речь... «Иду на Голгофу» (1982) - одна из его лучших книг. В отличие от остальных книг, это не публицистика, а роман. Главный герой книги — бомж/ алкаш/ целитель создает новую религию. Ярко, пронзительно, честно... Вот только главный герой одержим двумя темами: пьяными разговорами по подворотням и соседской девочкой — балериной. Никакой скабрезности, никакой «лолиты». Одержимость главного героя — это стремление к недостижимой красоте. Алкоголизм и «нимфетка» у Зиновьева — не про алкоголь и педофилию.
Но как это будут переводить на язык танца? Как-как... На средства президентских фондов...
Можно ли сделать из книги балет?
Наверняка. Вопрос — зачем?
Словить «хайп»?
Но это будет паскудство.
К слову, этот балет 10 лет назад поставили на Украине, в Одессе. Для чего? Почему лучшего русского философа — перевели на язык полуголых людей — именно на Украине? Где унижение всего русского — было давним «трендом». Что там «от зиновьева» — кроме его имени на афише?
Andrey Merkuriev ballet "Shout" "Yell" "Krik" "КРИК" Андрей Меркурьев in Odessa - YouTube
Зачем «это» сегодня пытаются повторить в России? Разве это «любовь» к наследию писателя? Скорее наоборот — это попытка опошлить выдающегося мыслителя и опустить его до бытовухи?
Культурные элиты хотят «отметиться» на темы государственности и патриотизма? И будут делать политический кич, когда постановщики будут проводить параллели между современностью и затхлостью позднего СССР.
Сколько конъюнктурной ахинеи ставили на балетной сцене? В 1930-м году Анатолий Луначарский ехидно высказывался про феерически бездарный балет «Футболист» в Большом театре. Большинство опер и балетов 1930-1950-х по произведениям советской классики — это убедительно отвратительно.
Кто не понимает о чем речь — «Семен Котко» вам в помощь. Написанный гениальным Сергеем Прокофьевым по повести Валентина Катаева «Я, сын трудового народа…» (1937) Это было фатально... Или его же одноименная опера по повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Закрытый просмотр первой постановки в конце 1948 года в Ленинградском театре оперы и балета завершился полным разгромом.
Задорнов про оперу Прокофьева — Повесть о настоящем человеке — РЕН-ТВ - 2009 - YouTube
Отрежем Мересьеву ноги Из оперы С С Прокофьева Повесть о настоящем человеке/ - YouTube
У читателя книг Зиновьева есть «любимые» цитаты. Ниже — немного того, за что Александра Зиновьева я люблю (и перечитываю) более 30 лет. Есть мысли и образы, которые настолько ярки и хороши, что не нуждаются в переводе...
«Иди на Голгофу» цитаты.
В один из этих дней меня посетила «комиссия» из трех человек.
Главный из них просил меня «признаться чистосердечно», являюсь я
шизофреником или нет.
— Если я скажу «нет», — ответил я им, — то вы будете рассуждать
так: он шизофреник, поскольку шизофреники отрицают, что они
шизофреники. А если я скажу «да», вы будете рассуждать так: он
парень образованный, знает только что приведенную истину, и потому
соглашается считать себя шизофреником, чтобы скрыть тот факт, что
он шизофреник.
— А ты не дурак, — сказал глава комиссии, — Значит, шизофреник. Так
и запишем.
Бог есть, и одновременно его нет. В него верят и не верят, причем
сразу. Достигнув высот веры, мы впадаем в сомнение. Упав на дно
неверия, мы начинаем подозревать о его существовании. Я мечусь
между этими крайностями — абсолютной верой и абсолютным
неверием.
Взгляни вокруг себя! Вот ученый. Он пятьдесят лет жизни угробил на то, чтобы сделать полезный вклад в науку. Во всем отказывал себе. Ночей не спал. Страдал. А кто знает о его вкладе в науку? Десяток таких же, как он, чудаков; сотня проходимцев от науки, разворовавших его вклад и приложивших огромные усилия к тому, чтобы о нем никто не узнал.
А вот певец. Голосок слабый. Да и слух не очень-то. Затянут в джинсы так, что половые органы вот-вот разорвут их. Хрипит в микрофон чудовищную ерунду. Кривляется всеми членами. А миллионы людей неистовствуют, слыша и видя это. И имя его у всех на устах.
Вот спортсмен, на долю секунды быстрее всех пробежавший какую-то
дистанцию, на сантиметр выше всех прыгнувший в высоту или на
пол-оборота больше других перевернувшийся вокруг себя. Его портрет
во всех газетах и журналах. Сильные мира сего почитают за честь
встретиться с ним.
И вот борец за лучшую жизнь для людей в своей стране, проведший
долгие годы в тюрьмах, передумавший все важнейшие проблемы
современности и потерявший все. Он скитается в поисках грошовой
работы. Выше бесед с низшими чинами служб безопасности он никогда
не поднимется.
Вот знаменитая на весь мир актриса, которая не знает, как ей истратить миллионы, и вот другая — безвестная, унижающаяся перед самыми ничтожными проходимцами, чтобы заработать копейки. А взгляните на них! Вторая красивее и талантливее первой. Но первая опередила ее на пути в кровать режиссера.
Послушайте этого замечательного политика! Даже в нашем мире, сплошь набитом дураками, трудно найти дурака, который превзошел бы его по дурости. А между тем нет газеты в мире, которая выходила бы без его портрета, его речи, упоминания о нем. И послушайте вот этого, никому не известного человека. Какие глубокие суждения! Какой точный анализ ситуации! Какие верные предсказания! Но укажите мне одного политического деятеля в мире, который хотя бы выслушал его совет, а не то что последовал бы ему!
Ну и чтобы два раза не писать — любимые цитаты из позднего Зиновьева, анти-либерального, анти-ельцинского, про которого помалкивают.
«««Москва и в советский период русской истории занимала особое положение в стране, включая ее социальную организацию. Это явление совсем выпало из поля внимания правителей, идеологов и социологов. Фактически исследовать его научно и публично говорить о нем было запрещено, ибо Москва в этом отношении вела себя совсем не по марксистской теории. В марксизме вообще для такого феномена не было никакого понятия. Но и в постсоветский период положение существенно не изменилось. Когда Критик в отношении современного статуса Москвы употребил выражение «русский Гонконг», никакой реакции на это не последовало.
В советский период в Москве размещались высшая власть страны («Кремль») и все важнейшие учреждения системы власти и управления. А это огромное число людей, занимавших высокое положение в социальной иерархии общества. В Москве сосредоточивались лучшие учреждения культуры, науки, образования. Сюда со всей страны стекалась интеллектуальная и творческая элита. Предприятия наиболее развитой в технологическом отношении индустрии концентрировались в Москве или в регионе Москвы (скажем, в Московии). Жизненный уровень жителей Московии в среднем был выше, чем по стране в целом. Тут было самое интенсивное жилищное строительство, самый высокий уровень обеспеченности детскими садами, школами, медицинскими учреждениями, учреждениями культуры и т. д. В Москве постоянно жило и бывало больше иностранцев, чем в остальной стране. Из выезжавших на Запад советских людей большинство были москвичи. В Москве строгости режима были слабее, чем в других местах. Здесь влияние Запада было самое сильное, сравнительно с остальной страной.
Одним словом, Москва была ближе к Западу, была своего рода окном и дверью Советского Союза на Запад. Многие москвичи, особенно из правящей, хозяйственной, идеологической, интеллектуальной, культурной и прочих элит, жили почти как на Западе в смысле культуры, быта, свободы передвижений, свободы мысли и творчества. И при этом они имели гарантированное положение лично для себя и своих детей. Москва образовала своего рода особое элитарное сверхобщество в советском обществе. В него входила и центральная власть, которой подчинялась и локальная власть Москвы. Москва была столицей всего советского блока и претендовала на роль столицы мирового коммунизма.
Именно в этом сверхобществе (в Московии) созрели предпосылки для переворота, который произошел после 1985 года. Он произошел именно в Московии, в которой западный образец казался шагом вперед и абсолютным благом. А из Московии переворот распространился на прочую страну — на общество низшего уровня. Распространился как пример и как приказ высших властей....
Нас убили как народ, как страну, как общество, как носителей
коммунизма, — в этом суть дела. Не просто победили, не просто
разгромили, а именно убили. Убийство народа не есть истребление
всех представителей народа, хотя в конечном счете это может
произойти. Многочисленные представители убитого народа могут жить и
даже процветать. Но множество людей при этом перестает быть единым
народом в социальном смысле. Народ распадается, атомизируется,
теряет способность противостоять дезинтегрирующим его силам.
Начинает деградировать биологически — сокращаться численно, снижать
продолжительность жизни своих членов, утрачивать физическое
здоровье, разлагаться идеологически и морально. Все это можно
очевидным образом видеть сегодня в России в отношении русского
народа.
***
Последнее слово
— Представьте себе такую ситуацию, — говорю я. — В России почти
сто процентов населения отвергли постсоветизм, западнизацию,
глобализацию. Почти все они настаивают на реставрации коммунизма.
Запад неспособен этому помешать. Все прочее человечество
приветствует коммунизацию России. Возможно ли при таких условиях
реставрировать в России коммунизм?
— Абстрактно рассуждая, возможно, — ответил Критик. — Но если
принять во внимание человеческий фактор…
— Что именно?
— Качества русского народа. Чем больше я наблюдаю то, что произошло
и происходит в России, тем сильнее убеждаюсь в том, что русский
коммунизм был для русских случайным подарком истории. Они его не
сумели уберечь. Прошляпили, как говорится. Если русские уцелеют и
если случится такое, что им доведется вновь жить при коммунизме, то
последний придет к ним извне.
— Откуда? Из Китая?
— Нет. Скорее всего, с Запада. Но это маловероятно. Этот разговор с
Критиком был последним. Он заболел. Его отвезли в больницу далеко
на окраине города. Посетителей к нему не допускали...»»»
(А.А.Зиновьев).
|
</> |