Любите ли вы Дейнеку?

Например, он значительно переработал свою картину «Утро»: левая половина композиции и одна из фигур были удалены, одежда другой – перекрашена, и картина получила новое название – «Портрет СИЛ».
Принято считать, что причиной таких преобразований являлся перфекционизм: постоянная неудовлетворенность Дейнеки результатом заставляла его усовершенствовать написанное. Не знаю, насколько эта версия соответствует действительности, ведь в ряде случаев художник делил свои полотна на части после того, как они с огромным успехом представлялись публике.
Всякий раз, когда я бываю в Третьяковской галерее, я рассматриваю картины Александра Дейнеки. Они, с одной стороны, лаконичны, а с другой – насыщены красками и декоративны.


Кстати, вторая картина «Эстафета по Садовому кольцу» (еще ее называют «Эстафетой по кольцу Б») иллюстрирует эпизод из жизни столицы 1947 года. Очевидно, что и тогда Садовое кольцо периодически перекрывали для проведения массовых спортивных мероприятий (не исключением были и годы войны).
Что мне нравится у Дейнеки – наличие собственного стиля. Большинство его картин не только красочны, но и стилистически сходны, а это вызывает уважение. И еще мне нравится то, что на его картинах изображены как будто случайно подсмотренные моменты. Не всегда, конечно, но достаточно часто. Очевидно, что значительная часть его монументальных произведений создавалась в эпоху индустриализации и предназначалась для популяризации советского строя – в них есть и постановочность, и откровенный пафос. Но картины Дейнеки, которые мне нравятся, это - застывшие мгновения, лишенные напряженности целенаправленного позирования и полные лиризма.
Яркой иллюстрацией сказанному является картина «Вратарь», созданная в 1934 году.

Вратаря можно было бы запечатлеть в момент триумфа – с мячом или клюшкой в руках и напряженно-торжественным выражением лица.
Вот, например, так, как изобразил Владислава Третьяка художник Юрий Усыпенко.

Но Дейнека пишет его со спины, в момент прыжка за мячом, когда зритель еще не может угадать, поймает вратарь мяч или нет. Да и сам мяч как будто не поместился на полотне!
Эти неожиданные ракурсы и потрясающая пластика вызывают у меня восхищение.
Кстати, Дейнека нередко писал своих героев со спины. Посмотрите на его картины «Мать», «Будущие летчики», «После боя», «Севастополь. Водная станция «Динамо».




У Дейнеки – много неба, а небо я очень люблю. Именно оно ассоциируется у меня с жизнью. Вы можете увидеть его, даже не заходя в галерею - на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая», украшенных мозаичными панно, которые созданы по эскизам Дейнеки.


Единственная часть творчества Дейнеки, которую я всегда «пролистываю» - картины о войне. И дело не в том, что мне тяжело смотреть на суровую жизненную прозу (она есть и в других, не-военных, произведениях) и чувствовать обреченность, которой пронизаны картины. Я в принципе не люблю искусство, показывающее войну: не смотрю кинокартины, не читаю художественную литературу. Единственный фильм, который я могла бы посмотреть еще раз в случае крайней необходимости – «Семнадцать мгновений весны». Все остальные – никогда.
Для меня война абсолютно лишена романтики и воспринимается как тяжкое преступление, которое подлежит сугубо документальному изучению.
Нравится ли вам творчество Александра Дейнеки? Находит ли оно отклик в вашем сердце?
|
</> |