Лошади против "засыпанного Омска"
sibariana — 18.08.2022 https://youtu.be/MiuVbN9cYhg"Экскурсия по Подземной галерее Врубелевского корпуса музея"
Версия о том, что в построенном в 1914/17 года торговом доме на Чернавинской (сейчас корпус имени Врубеля городского музея по ул.Ленина) подземная галерея была предназначена для доставки товаров на телегах, появилась в 2014. В ходе реконструкции центра города к 300-летнему юбилею многое оказалось раскопано(а ещё больше-закопано... )
Перед омичами в ходе работ предстала фундаментная? часть здания с полноценными окнами и дверями, что мгновенно реабилитировало спорную теорию "засыпанных городов", в которые неведомая катастрофа принесла наносы высотой до второго этажа.
Это породило обширную дискуссию-для успокоения общественности всплыла версия о доставке товаров в подвальный этаж гужевым транспортом, с каковой целью ещё при строительстве была заложена галерея вдоль фасада.
В те годы я не проявил интереса к спору: о существовании подземелья знал со студенческих лет, приходилось обедать в столовой корпуса ПГС СИБАДИ, тогда между нами гуляла байка о том, что это подземный ход в расположенный напротив драмтеатр, и таким образом купчики захаживали в гости к актрисулькам. А в "засыпанный Омск"начала двадцатого века как-то не особо верится...
И вот услышал эту версию в официальном, так сказать, оформлении.
И вот что имею сказать как человек с мышлением советского инженера- она не выдерживает критики.
Для заезда гужевого транспорта в подвал необходимы дополнительные съезды, следов которых на местности нет, также отсутствуют они на фото. Да и недобности в них не было.
В справочнике по горному делу для движения одноконной четырёхколёсной телеги (груз 250-300 кг) приводятся такие параметры:
Ширина дороги - 2,5...3.0 м (кстати, соответствует ширине галереи);
Максимальный уклон -12°, проще говоря уклон 21 см на метр длины.
Радиус поворота - 10 метров.
Если условно считать, что отметка пола галереи лежит на 3,5 м ниже земли (0,5 м конструкция перекрытия и слоёв благоустройства + 3,0 м высота галереи), то требуется съезд длиной 17 м (3,5/0,21=16.6). Это минимум, так как обязателен навес перед аппарелью, чтобы не проникал дождь, бордюр для защиты от поверхностных вод - и въезд на него, короче, с обеих сторон здания длиной 96 м должны были торчать наклонные галереи длиной 20-30 м. (Две галереи - для спуска и подьема, телега не развернётся в галереи).
На исторических фото такого нет. Трудно не заметить на узком тротуаре аналог нынешнего подземного перехода с кровлей над спусками.
Я бы ещё поверил, что с торцов здания были наклонные лотки, оббитые жестью, по которым спускали товары вниз, а там их растаскивали грузчики - то это выглядит не так эффектно как телеги.
Впрочем, сама идея с подземными складами магазинов на первом этаже тоже не подтверждается: логистика весьма странная, к тому же непонятно, а как потом поднимали груз из плдвала? Где лестницы и люки, их должно быть минимум 11, часть из них дошли бы до нашего времени.
Не говоря уже о том, что смысла в этом просто не было. Тыловой фасад торгового дома выходил на базарную пдощадь, места было достаточно, чтобы на земле поставить сараи или выполнить одноэтажную тыльную пристройку с входами во все магазины.
|
</> |