Уроки головоногих прогрессоров

топ 100 блогов a_fixx14.06.2023
Уроки головоногих прогрессоров

В небольшой научно-фантастической повести Теда Чана «История твоей жизни» (1998), по которой Дени Вильнёв снял фильм «Прибытие» (2016), есть сразу несколько любопытных тем, построенных на скрещении проблем лингвистики и физики с вопросами философскими и в широком смысле духовными. Фильм опускает много деталей, которые есть в литературном источнике, и в этом смысле упрощает авторские идеи, но зато саму историю драматургически выстраивает более крепко, насыщая её к тому же актуальными политическими смыслами. В целом, здесь экранизация и повесть удачно дополняют друг друга, и это тоже согласуется с замыслом произведения.

В центре всей истории – непривычный инопланетный язык, который изучает и которым овладевает в итоге главная героиня, лингвистка, привлечённая военными для участия в контакте с пришельцами. Пришельцы эти похожи на огромных осьминогов, но ног у них семь, поэтому их называют гептаподами. Так вот, письменный язык гептаподов непохож на человеческие системы письменности, потому что он передаёт не последовательность слов, а одновременность, и даже не слов, а смысловых пучков, если так можно выразиться. В предложении, написанном на этом языке, нет направленного потока мысли, следующего по некоему маршруту. Вся мысль дана единовременно, и все её компоненты равноправны, посылки не отличаются от следствий, а главные предложения от придаточных.

Записанный таким образом достаточно большой смысловой фрагмент сравнивается в повести визуально с кружевной решёткой, морозными узорами на стекле или мандалой. Отдельные знаки, вплетённые в этот узор, автор называет придуманным словом «семаграмма». В фильме записи на языке гептаподов представляют из себя окружности с нанизанными на них кляксами. Каждая клякса означает какой-либо смысловой фрагмент, сему. Это выглядит более упрощённо, чем описано в книге, но смотрится эффектно и, в общем, передаёт идею одновременной, симультанной передачи фразы, сообщения, мысли.

Уроки головоногих прогрессоров

Кстати, в фильме даже само «написание» текста гептаподами происходит одномоментно. Как и положено головоногим, они выпускают чернила из самих себя, и эти чернила, оседая на экране, формируют сразу целиком всю письменную «фразу». В книге это описано иначе, больше похоже на сложное, изысканное письмо иероглифами, только эти иероглифы не выстраиваются линейно, а формируют общий ажурный узор. Штрихи наносятся последовательно, а симультанность написания состоит в том, что эти штрихи как бы участвуют в разных знаках, разных иероглифах, расположенных в разных местах общего узора. То есть чтобы понимать, куда вести линию, надо уже заранее знать, как будет выглядеть весь узор полностью. Для визуализации в фильме это было бы сложно и потребовало бы разъяснений, поэтому было найдено другое решение, по-своему изящное и экономичное.

Я не знаю, возможен ли такой язык в реальности, но мне, например, его часто не хватает. Взять хотя бы этот пост. Я же знаю заранее те мысли, которые хочу изложить (которые уже изложены выше и которые будут ниже этого абзаца), они уже продуманы, но продуманы не в линейном, не в последовательном виде. И, в общем, не так важно, в какой последовательности их излагать. То есть для читателя, может, и важно, а для меня-то уже нет, раз они все продуманы. И в голове всё уже выглядит примерно так, как в гептаподском узоре. Не так чётко, как в готовом, начертанном узоре, его надо как бы проявить, как фотографию, на которой медленно проступает изображение. Но вместо проявления приходится искусственно вытягивать мысли в нить предложений и ещё придумывать, как их связать друг с другом, и связь эта именно внешняя, искусственная, навязанная дискурсивностью нашего языка (если я правильно употребляю тут это слово).

Уточнение. Какие-то мысли всё же приходят и по ходу вытягивания ажурного узора в одну нить. Вот подумалось, может, проблема гептаподского языка именно в том, что твой текст должен быть понятен и другим, а не только тебе самому. Можно сравнить с такой известной штукой, как mind map (ментальная карта). Эта техника помогает запоминать и усваивать информацию, которая уже пропущена через себя и отображена схематически, но другой человек, глядя на такую карту, составленную тобой, скорее всего, не разберётся в ней, и ему она не сообщит весь объём сведений, который отражает.

Ради эксперимента попробую перевести на «гептаподский» этот текст, когда он будет закончен.

Продолжение >>

Телеграм-канал автора

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Мы не отступаем! Мы наступаем в другом направлении! Генерал морской пехоты США Oliver Prince Smith Прочел нижеследующий текст. Вначале подумал, что сплю. Потом: что это – «Панорама». Потом, что это гнусный стеб. Но нет, это укропатриотический политаналитик Кухар и он пишет на полном ...
Всем привет! Сегодня в сетке никого, так что я немножко обнаглею) Чтоб вы знали, сегодня - День работника культуры! И поскольку я - оный работник, то немножко праздную))) А среди вас такие есть? И конечно же - показывайте свои маникюры! Я пока в Пульсаре, но сейчас буду спиливать длину и ...
Причиной цены стал номер купюры. Речь идет о банкноте с номером «НГ 7777770». Владелица лота выложила купюру за сумму, равную указанному числу - 7 млн 777 тысяч 770 рублей. В общем, сдурела тетка из Челябинска. Один желающий нашелся - дает восемь тысяч, указывает, что купюра не в ...
Скачал новый немецкий фильм "На западном фронте без перемен". Посмотрел. Представляю вашему вниманию фрагмент. Что там не так? Очень просто: мелодию, которую играет солдат, на подобном инструменте (горне, охотничьем роге или любой другой дудке без кнопок) сыграть НЕВОЗМОЖНО в ...
Почему то с утра вспомнил шикарный спектакль Современника "А поутру они проснулись", который мне посчастливилось посмотреть в студенческие годы с Табаковым, Леонтьевым и Садальским... Вот и я пришел в себя после выборов, отдохнул от ЖЖ и возвращаюсь на арену... ...