Ложи блещут

- Подумаешь, событие – презрительно наморщит нос какой-нибудь сноб.
- Скукота, - зевнет человек, бесчувственный к опере.
- Деньги некуда девать, - сглотнет слюну завистник.
Я надеюсь, что в вас эта новость отзовется по-другому, и вы разделите со мной радость от попадания в место, которое овеяно загадочной аурой.
Как для большинства обывателей, воспитанных на спектаклях Большого театра и театра имени Немировича-Данченко, для меня театр Ла Скала всегда был и остается легендой, а на легенду положено смотреть снизу вверх с оттенком недостижимости желаемого.
Прочитав о Ла Скала множество разной литературы, я тоже сложила в своем воображении определенный образ, и мне всегда было очень интересно сравнить его с реальностью.
И позавчера я сравнила.
Этот вечер останется в моей памяти на многие годы. Он относится к незабываемым моментам, которые не просто сохраняются в виде воспоминаний, но которые хочется вспоминать и вспоминать.
И потому разрешите мне рассказать о нем подробно, начиная с того, как мы нарядились и вышли из квартиры, и заканчивая тем, как мы вернулись обратно.
В тот день на улице было по-осеннему пасмурно, и я была немного озадачена главным вопросом театрала: что надеть.
Я знала, что нам предстоит добираться до театра на трамвае, и знала, что на улице будет весьма прохладно. В то же время мне не хотелось выбиваться из общего контекста и нарушать дресс-код.
Решение пришло само собой: верхняя одежда у меня была повседневной, а вот вместо джинсов и джемпера я надела брюки из плотного шелка и вечернюю блузу.
Да, на обратной дороге я немного замерзла, но изнутри меня согревало тепло этого замечательного вечера.

Миланский театр знаменит на весь мир. Более того: Ла Скала является символом мировой оперы с блестящей историей, и любой исполнитель, которому посчастливилось выйти на его сцену, пожизненно занимает место в высшем творческом эшелоне.
Между тем здание театра, распахнувшее свои двери в августе 1778 года, снаружи выглядит не так значительно, как его репутация.
Во всяком случае, когда вы впервые попадаете в зрительный зал, вы невольно удивляетесь объему помещения, которое скрывается за относительно компактным фасадом.

Здание неоднократно подвергалось реставрации, но в целом его облик аутентичен.
К галерее перед парадным входом раньше подъезжали кареты – теперь их функцию выполняют такси.

Позавчера в Ла Скала давали «Саломею» Рихарда Штрауса.
Эта музыкальная драма, созданная композитором в 1905 году по одноименному произведению Оскара Уайльда, изначально была овеяна флером скандала. Любая ее постановка обычно порождает горячие дискуссии и привлекает публику, которая тщательно следит за премьерами.
В связи с этим я опасалась, что мы не впишемся в местное театральное общество, и представляла себе экзальтированных дам и джентльменов в перьях, бриллиантах и фраках.

Когда я увидела публику, ожидавшую открытия театра, я совершенно успокоилась: передо мной стояли совершенно обычные люди, опрятно, но не слишком торжественно одетые. В своих нарядах мы выглядели не хуже и не лучше остальных.

Примерно за 35 минут до начала представления перед публикой распахнулись двери.
Удивительно, но в Ла Скала выдерживается принцип, не допускающий смешение потоков: зрители с билетами в партер и в первые ярусы входят через парадный вход, в то время как зрители с «галерки» такого права не имеют.
На входе их разворачивают и направляют за угол здания – на какую-то запасную лестницу, которая приводит их прямиком на верхние ярусы.
У каждой категории зрителей свой гардероб, туалетные комнаты и буфет.
Не знаю, есть ли какие-то дополнительные пространства на галерке, но фойе для обладателей самых дорогих билетов выглядит изысканно, но довольно скромно (в сравнении с помпезными интерьерами и гигантскими объемами, к которым привыкли отечественные театралы).

Обойти его можно за несколько секунд, но полюбоваться все же есть чем – например, памятником Доницетти, с чьим творчеством в 1830-е годы связывается расцвет Ла Скала.

Вообще по этому фойе никто не расхаживал, и если не считать момента входа в театр, то зрители в нем просто стояли на месте и разговаривали.
Буфет тоже не имеет ни широкого ассортимента, ни размаха, ни очередей.
В отличие от буфета в Большом театре, где перед преставлением и в антракте невозможно протолкнуться, и все с аппетитом едят пирожные или бутерброды, в буфете Ла Скала только пьют шампанское и – единицы.
Может быть, разница связана с тем, что в московских театрах спектакли начинаются в 7 часов вечера (и публика пребывает на представление голодной), а в Ла Скала – в 8 (когда все уже поужинали).
Собственно, вот весь буфет и все его посетители.

Зрительный зал выглядит грандиозно и поражает своей красотой и торжественностью.
Потолок подпирает небо, а ряды ярусов кажутся бесконечными.

Как и положено оперному театру (оперный сезон в Ла Скала длится не круглогодично, а с декабря по июнь, и на этот раз сезон открывала опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов») в центре зала располагается королевская ложа с пятиконечной звездой.

Все остальные ложи устроены стандартно: внутри стоят сидения разной высоты, рассчитанные на то, чтобы увидеть сцену могли зрители первого, второго и третьего рядов.


Очевидно, что хорошо видно действие только с первых рядов лож, находящихся в нижних ярусах ближе к главной ложе.
Во время спектакля я ненадолго отвлеклась от происходящего между героями и осмотрела ложи - в большинстве из них зрители не сидели, а стояли.
Стоимость билетов определяется очень просто: чем лучше обзор, тем выше цена.
С наших мест в партере было все замечательно видно и слышно, но говорят, что хорошо слышно здесь отовсюду, включая места, с которых не видно ровным счетом ничего (увы, такие есть).

Интересно, что ряды не нумеруются, а обозначаются буквами алфавита, а вот места отмечены традиционно – цифрами.
Мы сидели на ряду «Р».

Очень удобно, что на спинке каждого кресла в партере есть небольшой экран, на который выводится текст арий.
Позавчерашняя «Саломея» исполнялась на немецком языке, и на экранах транслировался текст на итальянском и на английском. Так как я не знаю ни первого, ни (почти) второго, я усердно вызубрила либретто накануне.
Однако вы можете этого не делать, если полагаетесь на свое знание иностранных языков.

Да, еще один приятный момент: в программке есть текст на русском языке.

Ну, и самый главный вопрос: как одета публика?
По-разному.
Кто-то явился в театр в вечернем туалете, кто-то – так, как ходит в офис, но были и те, кто предпочел повседневную одежду, в которой можно пойти в паб, в библиотеку или на дискотеку 1980-х годов.

Часть зрителей не стала сдавать верхнюю одежду в гардероб.
Поразительно, но в Ла Скала разрешается сидеть в зрительном зале в пальто или в шубе, также можно свернуть их в клубок и держать на коленях. Мне бы такое в голову не пришло, но тех, кто считает это удобным, было немало.

По окончании представления, встав со своих мест, они спокойно одевались, будто находятся в гардеробе.

Друзья, если вы меня спросите про спектакль, я вам отвечу: мне он очень понравился.
Но это совершенно не классическая постановка. Это музыкально-драматическое зрелище, когда на сцене то горит настоящий огонь, то герои мечут землю, то с потолка спускается гигантский полированный шар.
Мне нравится такая оригинальная сценография, и то, что события, происходившие в 27-28 годах н.э. беззаботно перенесены в 1950-е или 1960-е годы, у меня не вызывает никакого эстетического отторжения. И Ирод, и его жена, и Саломея, и все остальные герои драмы расхаживают по сцене в современных платьях, туфлях и классических костюмах, но от этого ничуть не уменьшается напряженность действа и накал страстей.
Никакого разврата на сцене не было – все исключительно и подчеркнуто благообразно, сдержанно и прилично. На эту постановку можно безбоязненно приводить детей младшего школьного возраста, поскольку даже самые откровенные сцены поставлены почти по-пуритански скромно.
Мне показалось, что спектакль понравился не только мне, но и всем присутствующим. Во всяком случае, овации не стихали очень долго.

Когда опера закончилась, и мы вышли на улицу, мне было жаль, что закончился такой чудесный вечер…
Публика разъезжалась по домам и, глядя на людей, покидавших стены Ла Скала, я им немного завидовала.
Странно, ведь я только что была там, вместе с ними…

А на обратной дороге, в трамвае, я увидела пожилую пару. Они сидели рядом и весело болтали. Ее рука лежала на его бедре, он заботливо придерживал свою спутницу, когда трамвай делал резкие остановки.
Меня так тронули взаимоотношения этих людей, что я почти тайком их сфотографировала.
Мне кажется, это одна из тех пар, про которые говорят: жили долго и счастливо и умерли в один день.
Пусть не умирают и живут счастливо – они это заслужили.

|
</> |