Лизелотта Вельскопф-Генрих и люди Большой Медведицы. Часть вторая,
fem_books — 08.08.2023 В первые послевоенные годы Лизелотта Вельскопф-Генрих работала в хозяйственном управлении фирмы, закупавшей строительные материалы. Но любовь к науке взяла верх, и в 1949 году она поступила в аспирантуру Берлинского университета. Специальность? История античности. Защита диссертации, профессорская кафедра... В 1964 году Вельскопф-Генрих стала первой женщиной — действительным членом Академии наук ГДР. Хотя сама поправляла: только что второй. Первой была Екатерина II, в Германской академии.Сферой научных интересов Вельскопф-Генрих была повседневная жизнь древнегреческого полиса. Уже покинув университет в 90-е годы, она руководила огромным интернациональным проектом «Эллинистический полис: кризис-изменения-значение» (Die Hellenistische Polis — Krise — Wandlung — Wirkung). Его материалы вышли в 1974 году не просто отдельной книгой, а целым четырёхтомником.
И всё-таки своих индейцев фрау профессорин не забывала. Как известно, полдела написать роман, а целое дело его куда-нибудь пристроить. Издательства книжку про индейцев брать не хотели. Один возмущались легковесностью жанра. Другие беспокоились, что описание зверств белых американцев растревожит США. Издательство детской литературы предложило переработать «Сыновей Большой медведицы» для начальной школы, и Вельскопф-Генрих даже переписала некоторые главы, а потом решила свой труд не портить. А один редактор вообще не поверил финалу. Всех краснокожих истребили бледнолицые, и точка. Редактору лучше знать.
Но дорогу осилит идущий,и дебютантка в сентябре 1951 года зашла в небольшой столичный издательский дом «Altberliner Verlag». Им руководил тогда поэт, писатель, человек уникальной судьбы Иоганнес Бобровский. Выходец из Тильзита в Восточной Пруссии, к первым литературным опытам он приступил, находясь в составе оккупационных войск вермахта в Новгородской области. Сдался в плен. Четыре года бывший студент-искусствовед работал в Донбассе шахтёром, в 1949 году вернулся в Берлин, получил гражданство ГДР... и вот сейчас взахлёб читает про приключения вождя с алкогольной зависимостью, и ему очень нравится. К декабрю книга будет готова. И её ждёт невероятный успех.
Почему «Сыновья Большой медведицы» приобрели такую популярность в послевоенной Германии? Ответ лежит на поверхности: и маленьким читателям и читательницам, и взрослым хотелось в чтении пусть не забыться, но отвлечься от повседневных трудностей и горестей. Но мне кажется, дело несколько сложнее. В одном интервью Лизелотту Вельскопф-Генрих спросили, что из уклада её героев она хотела бы сохранить в современном социуме. Она ответила так:
Конечно, очень трудно сказать, что можно и нужно принять в индустриальном обществе. Я считаю, что это три вещи: братство, в котором один защищает другого; связь с природой; фундаментальный отказ от суеты. А в воспитании не важно, как я недавно прочитала в «Hartmut von Hentig», что дети растут совершенно свободными от страха, хотя, конечно, их и не стоит пугать. Это, как мне кажется, является основой необходимого морального мужества.
Детей не стоит пугать... С одной стороны, Вельскопф-Генрих, бесспорно, лакотский уклад идеализирует. Мужчины сильны и доблестны, женщины кротки и заботливы, дети любознательны и активны, род Большой Медведицы друг за друга горой. Но если присмотреться к деталям этой обаятельной картины, ужаснуться можно. Возьмём Харбстену, младшего брата Харки. Он в детстве тяжело переболел, и община махнула на него рукой: хорошим воином не будет, вроде как и шут с ним. После гибели матери Харбстена вообще в отщщепенца превращается, в мишень самых отвратительных манипуляций. А что же его единственный брат? Тоскуя по сестре и бабушке недетской тоской, Харка о Харбстене едва вспоминает. Это пренебрежение больным слабым ребёнком почти стоило ему жизни.
Если такая судьба светила слабым, но способным носить оружие мальчикам, то каково было безоружным девочкам?
Уже с четырёх лет Ситопанаки помогала взрослым, как и все её сверстницы. Четырёхлетние мальчики учились пользоваться оружием и ездить верхом, а девочки учились обрабатывать охотничью добычу, выделывать шкуры, изготавливать глиняные горшки, раскрашивать и обжигать их, заниматься плетением из прутьев, кроить платья и мокасины, шить и вышивать, разбирать палатки. Девочки должны были также знать, где найти съедобные ягоды и коренья, уметь отыскать норы хомяков и вытаскивать зверьков так, чтобы они не укусили за палец. Дочери, сёстры, жены должны были научиться перевязывать раны, знать лечебные травы, уметь раскалёнными камнями нагреть потельню, ездить верхом, ориентироваться в лесах и прериях. И если молодой воин хотел взять себе в жёны девушку, он должен был её отцу поднести взамен богатые подарки, потому что девушки были рабочей силой в семье. И при всём этом женщины охотничьих народов не имели права садиться есть вместе с мужчинами, не имели права принимать участие в совете воинов. Женщины не были воинами, и охотники смотрели на них как на людей неполноценных, хотя и нужных.
Впрочем, обо всем этом Ситопанаки и не задумывалась: так было у них всегда, и ничего иного она себе не представляла. Она была только молоденькой девушкой, и ей хотелось быть не хуже своих трудолюбивых подруг, хотелось, чтобы юноши с уважением отзывались о ней.
Что характерно, о женской доле бравые лакота задумались, когда сами по вине белых остались безоружными, как женщины. Сразу переоценка ценностей наступила. Короче, не зря моей любимой героиней была Насмешливая Синица. И, продолжая тему неоднозначности, действующих лиц она тоже касается! У злодеев случаются проблески порядочности, а вот положительные герои и жестоко, губительно ошибаются, и даже законы нравственности преступают. Безупречный до оскомины Четан, отвергнутый невестой, походя крадёт девочку из племени понка и женится на ней силой. Это ружьё, кстати, в финале знатно выстрелит. Чапу-Курчавого я отчасти оправдываю, у него на кону стояла свобода единственного близкого человека, но тем не менее... Тем не менее. Матотаупа со своим высокомерием просто смешон. Не зря говорят: цени себя, да не переоценивай. Главным героем Вельскопф-Генрих откровенно любуется, пишет местами прямо олеографический образ благородного воина — и бескомпромиссно показывает, как это: сегодня ты многообещающий юноша из порядочной семьи, а завтра совершаншь достойный, в общем-то, поступок и в одночасье оказываешься нищим, бездомным сыном алкоголика, и отбросы общества тянут тебя в кровавые похождения. Став Гарри, Харка деградирует на глазах, докатывается буквально до братоубийства. В сущности, гибель Матотаупы его спасла. Сам бы спился. Скольких моих сверстников и их родителей девяностые превратили в таких же Топов и Гарри.
Замечу в скобках, что Уинона, осиротев, не деградировала. Во-первых, осталась в привычной среде обитания, а во-вторых, но не в-последних, — да здравствует бабушка! С интересом бы почитала, как выживали Уинона, старая Унчида и злосчастный Харбстена после изгнания отца и брата. «Токей Ито» [Der Häuptling], живописующий торжество завоевателей и окончательное поражение сопротивления, парадоксальным образом самая оптимистичная часть трилогии. По законам приключенческого жанра Харка, получив взрослое имя Токей Ито, пройдёт множество испытаний и окажется на грани смерти. А потом ему забрезжит надежда, и, подобно древнему Моисею, молодой вождь выведет свой род из рабства резервации в обетованную Канаду. Конечно, удел начинающего земледельца и пастуха — так себе перспектива для охотника на бизонов. В финальных главах, кстати, трогательно описано, как дети Большой Медведицы маются непереносимостью лактозы. Но это всё-таки перспектива! Это надежда выжить и воспрянуть наперекор всему. В 1963 году Лизелотта Вельскопф-Генрих, уже признанная писательница, предпримет путешествие в США и будет стоять на том месте, где её герои пересекли зимнюю Миссури. Познакомится с реальным родом Большой Медведицы. Их к тому времени было более ста пятидесяти человек. Многие прочли роман в английском переводе, одобрили. В знак уважения писательница получила традиционное имя: Лакота-Ташина, Защитное Покрывало Лакота.
«Сыновья Большой медведицы» редактировались, переросли сначала в трилогию, потом в шеститомник. Единственная книга в СССР вышла только на украинском языке, а трилогию потом издали и на русском. Полное издание в шести томах появилось в России сравнительно недавно, в 2022 году. Взялось за этот титанический труд издательство «Азбука», за что ему, конечно, большое спасибо.
Визиты в США подали Вельскопф-Генрих мысль написать повесть о современном положении коренных американцев. Перенести, так сказать, образ упрямого и гордого мальчика-лакота в новую эпоху. Из этого замысла выросла внушительная пенталогия «Кровь орла» [Das Blut des Adlers], которая создавалась четырнадцать лет. Последний том, «Светлое Лицо» [Das helle Gesicht], вышел уже после смерти писательницы, в 1980 году. Книги эти очень тяжёлые, с криминальными перипетиями. Первый том, «Ночь над прерией» [Nacht über der Prärie] выходил в начале девяностых в Лениздате, и я тогда эту книгу не одолела. Острая напряжённая фабула — это затягивает, но общая атмосфера ощущалась как безнадёжная. Мальчиков этих, в отличие от Харки, было невыносимо жаль. Недетская, в общем, история, в отличие от «Сыновей Большой медведицы». В «Светлом Лице» обсуждается открытым текстом насильственная стерилизация коренных американок, и это первое художественное произведение, рискнувшее поднять такую тему. Пенталогия пока ждёт своего переводчика, или переводчицу. В немецкоязычном мире она весьма популярна.
Зимой 1979 года Лизелотта Вельскопф-Генрих похоронила мужа. Он долго и тяжело болел, лагерный голод дал себя знать в старости. А через полгода она умерла в Баварии, в Гармиш-Партенкирхене, среди прекрасных горных вершин. Вельскопф-Генрих очень любила горы, увлекалась альпинизмом и скалолазанием. Всегда хотела умереть, хотя бы глядя на горы.
https://proza.ru/2021/05/13/1113
https://de.wikipedia.org/wiki/Liselotte_Welskopf-Henrich
https://welskopf-henrich.de/
|
</> |